kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Этапы формирования мирового хозяйства».

Цель: сформировать систему знаний о мировом хозяйстве, международном разделении и интеграции труда, закономерностях развития мирового хозяйства и его структуре; определить место России в мировом хозяйстве; развивать умение анализировать динамику развития мирового хозяйства, глобальное мировосприятие учащихся, экономическое мышление, формировать коммуникативные, межпредметные и социальные компитентности, воспитывать интерес к изучению учебных предметов.

Оборудование: политическая карта мира, мультимедийный проектор, проектные работы детей, учебник, таблицы, дидактический раздаточный материал. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

                                                              Девиз урока:

                                                                               Я слышу - и я забываю.

                                                                               Я слушаю  – и я запоминаю.

                                                                               Я действую – и я понимаю.

                                                                                       (Китайская  мудрость)

Ход урока.

І. Организация учащихся на работу.

«Ожидание». (Учащиеся получают изображение японского иероглифа – знака «Помощь в учебе» и пишут на нем свои ожидания от урока).

Пожелания учителя.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений  учащихся.

«Мозговой штурм»

Что изучает социально - экономическая география мира? Экономика?

Что такое хозяйство страны?

Какие структуры хозяйства вы знаете?

Перечислите основные формы организации производства.

Что такое специализация? Интеграция?

Дайте определение международным экономическим отношениям.

Назовите формы международных экономических отношений.

Какой документ отображает  поступления и расходы, связанные с продажей и покупкой товаров и услуг на внешних рынках?

Какое сальдо торгового баланса (+ или -), свидетельствует о конкурентоспособности страны на мировом рынке? Почему?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

  1. Защита проектной работы «Мир в моем доме» (презентация прилагается)
  2. Вступительное слово учителя.

Изучая мировые природные ресурсы, вы убедились в том, что природа неодинаково наградила страны мира своими богатствами. Кроме природных ресурсов каждая страна имеет свои социальные и культурные особенности, своеобразное географическое положение, природные условия. Все эти условия способствуют развитию тех отраслей хозяйства, которые являются более выгодными и прибыльными. Даже самые огромные империи не могли полностью обеспечить себя всеми необходимыми товарами и услугами. В результате этого возникла необходимость в торговле. Международная торговля способствовала установлению прочных разносторонних связей между государствами и образованию мирового хозяйства.

Мировое хозяйство коснулось каждого из нас. Оно прошло долгий путь развития и продолжает развиваться и сейчас.

Каковы же особенности современного мирового хозяйства, мы узнаем сегодня на уроке.

ІV. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока (слайд 1)
  2. Определение «Мировое хозяйство» (слайд 2)
  3. История развития мирового хозяйства (слайд 3). Защита проектной работы учащегося ( презентация прилагается ).

    - В чем особенность каждого этапа развития мирового хозяйства?

4. Структура мирового хозяйства (слайд 4)

    - Какова доля отраслей производственной и непроизводственной сфер в

    структуре современного мирового хозяйства?

5. Основные центры мирового хозяйства  (слайд 5).

         Рассказ заранее подготовленного ученика о неоднородности мирового хозяйства.

         Психологическая разминка. (Минутка хорошего настроения)

     6. Международное географическое разделение труда.

         «Проблемный вопрос»

         - Что является организационной основой мирового хозяйства? (слайд6)-               Какие же слова являются ключевыми в определении МГРТ? (слайд7)

          - Найдите в учебнике и выпишите основные условия для участия страны в МГРТ. Сравните ответы с ответами на экране  (слайд 8).

                  «Картографическая минутка» (работа в парах)

         Используя карточки с названиями государств и карты атласа, учащиеся

         определяют отрасли их специализации (самоконтроль, слайд 9)

 7. Роль России в МГРТ. (таблица)

Практическое задание. Используя таблицу «Основные статьи экспорта и импорта России», ответьте на следующие вопросы:

- Определите основные товарные статьи экспорта ( импорта) России.

- Перечислите товарные группы, которые России одновременно и экспортирует и импортирует. Почему?

Вывод (слайд 10).

8.Международная интеграция - наивысшая форма МГРТ (слайд 11).

- Крупнейшие интеграционные группировки (слайд 12).

- Какова цель их создания? В чем положительные и отрицательные стороны их деятельности? Какие интересы преследуют, страны – участницы международных организаций?

V. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

     Тестирование. Самопроверка.

VІ. Итог  урока.

      Прием « Ожидание». Оценка учителем работы учащихся на уроке.

VІІ. Домашнее задание.

  1. Проработать  параграфы  учебников географии и экономики.
  2. Подготовить сообщения на тему:

                    «Крупнейшие интеграционные объединения мира»

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике»

Конспект интегрированного урока по социально-экономической географии мира и экономике. (10 класс)


Тема: «Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Этапы формирования мирового хозяйства».


Цель: сформировать систему знаний о мировом хозяйстве, международном разделении и интеграции труда, закономерностях развития мирового хозяйства и его структуре; определить место России в мировом хозяйстве; развивать умение анализировать динамику развития мирового хозяйства, глобальное мировосприятие учащихся, экономическое мышление, формировать коммуникативные, межпредметные и социальные компитентности, воспитывать интерес к изучению учебных предметов.


Оборудование: политическая карта мира, мультимедийный проектор, проектные работы детей, учебник, таблицы, дидактический раздаточный материал.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Девиз урока:

Я слышу - и я забываю.

Я слушаю – и я запоминаю.

Я действую – и я понимаю.

(Китайская мудрость)

Ход урока.

І. Организация учащихся на работу.

«Ожидание». (Учащиеся получают изображение японского иероглифа – знака «Помощь в учебе» и пишут на нем свои ожидания от урока).

Пожелания учителя.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

«Мозговой штурм»

Что изучает социально - экономическая география мира? Экономика?

Что такое хозяйство страны?

Какие структуры хозяйства вы знаете?

Перечислите основные формы организации производства.

Что такое специализация? Интеграция?

Дайте определение международным экономическим отношениям.

Назовите формы международных экономических отношений.

Какой документ отображает поступления и расходы, связанные с продажей и покупкой товаров и услуг на внешних рынках?

Какое сальдо торгового баланса (+ или -), свидетельствует о конкурентоспособности страны на мировом рынке? Почему?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

  1. Защита проектной работы «Мир в моем доме» (презентация прилагается)

  2. Вступительное слово учителя.

Изучая мировые природные ресурсы, вы убедились в том, что природа неодинаково наградила страны мира своими богатствами. Кроме природных ресурсов каждая страна имеет свои социальные и культурные особенности, своеобразное географическое положение, природные условия. Все эти условия способствуют развитию тех отраслей хозяйства, которые являются более выгодными и прибыльными. Даже самые огромные империи не могли полностью обеспечить себя всеми необходимыми товарами и услугами. В результате этого возникла необходимость в торговле. Международная торговля способствовала установлению прочных разносторонних связей между государствами и образованию мирового хозяйства.

Мировое хозяйство коснулось каждого из нас. Оно прошло долгий путь развития и продолжает развиваться и сейчас.

Каковы же особенности современного мирового хозяйства, мы узнаем сегодня на уроке.

ІV. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока (слайд 1)

  2. Определение «Мировое хозяйство» (слайд 2)

  3. История развития мирового хозяйства (слайд 3). Защита проектной работы учащегося ( презентация прилагается ).

- В чем особенность каждого этапа развития мирового хозяйства?

4. Структура мирового хозяйства (слайд 4)

- Какова доля отраслей производственной и непроизводственной сфер в

структуре современного мирового хозяйства?

5. Основные центры мирового хозяйства (слайд 5).

Рассказ заранее подготовленного ученика о неоднородности мирового хозяйства.

Психологическая разминка. (Минутка хорошего настроения)

6. Международное географическое разделение труда.

«Проблемный вопрос»

- Что является организационной основой мирового хозяйства? (слайд6)- Какие же слова являются ключевыми в определении МГРТ? (слайд7)

- Найдите в учебнике и выпишите основные условия для участия страны в МГРТ. Сравните ответы с ответами на экране (слайд 8).

«Картографическая минутка» (работа в парах)

Используя карточки с названиями государств и карты атласа, учащиеся

определяют отрасли их специализации (самоконтроль, слайд 9)

7. Роль России в МГРТ. (таблица)

Практическое задание. Используя таблицу «Основные статьи экспорта и импорта России», ответьте на следующие вопросы:

- Определите основные товарные статьи экспорта ( импорта) России.

- Перечислите товарные группы, которые России одновременно и экспортирует и импортирует. Почему?

Вывод (слайд 10).

8.Международная интеграция - наивысшая форма МГРТ (слайд 11).

- Крупнейшие интеграционные группировки (слайд 12).

- Какова цель их создания? В чем положительные и отрицательные стороны их деятельности? Какие интересы преследуют, страны – участницы международных организаций?

V. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

Тестирование. Самопроверка.

VІ. Итог урока.

Прием « Ожидание». Оценка учителем работы учащихся на уроке.

VІІ. Домашнее задание.

  1. Проработать параграфы учебников географии и экономики.

  2. Подготовить сообщения на тему:

«Крупнейшие интеграционные объединения мира»






























Бланк ответов

____________________________________

(Ф.И. ученика, класс)


I.








1

2

3

4

5

6








II.








1

2

3

4










III.








1

2












Оценка _______


Бланк ответов

____________________________________

(Ф.И. ученика, класс)


I.








1

2

3

4

5

6








II.








1

2

3

4










III.








1

2












Оценка _______


Бланк ответов

____________________________________

(Ф.И. ученика, класс)


I.








1

2

3

4

5

6








II.








1

2

3

4










III.








1

2












Оценка _______


Бланк ответов

____________________________________

(Ф.И. ученика, класс)


I.








1

2

3

4

5

6








II.








1

2

3

4










III.








1

2












Оценка _______


Просмотр содержимого презентации
«Этапы развития Мирового хозяйства»

Аграрное производство  ( 5-3 тыс. до н.э. – конец XV-XVIII ст.)

Аграрное производство ( 5-3 тыс. до н.э. – конец XV-XVIII ст.)

Индустриальное производство  ( 70-80г. XVIII ст.- 70-тые годы ХХ ст.)

Индустриальное производство ( 70-80г. XVIII ст.- 70-тые годы ХХ ст.)

Постиндустриальное производство  (70-тые годы ХХ ст. – настоящее время)

Постиндустриальное производство (70-тые годы ХХ ст. – настоящее время)

Просмотр содержимого презентации
«Мир у меня дома»

Мир у меня дома Германия Корея Китай Samsung Китай Siemens Bosch Dell Philips Braun Сanon Nikon Samsung CША Словения Германия Sony Нидерланды Германия Bosch Lg Япония Япония Вьетнам

Мир у меня дома

Германия

Корея

Китай

Samsung

Китай

Siemens

Bosch

Dell

Philips

Braun

Сanon

Nikon

Samsung

CША

Словения

Германия

Sony

Нидерланды

Германия

Bosch

Lg

Япония

Япония

Вьетнам

Китай Казахстан Индия Индия Россия США Россия США Новая Зеландия Италия Крым Словакия Америка Франция

Китай

Казахстан

Индия

Индия

Россия

США

Россия

США

Новая Зеландия

Италия

Крым

Словакия

Америка

Франция

Просмотр содержимого презентации
«Мировое хозяйство»

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство- это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стан мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями на основе международного географического разделения труда.

Мировое хозяйство- это исторически сложившаяся система национальных хозяйств всех стан мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями на основе международного географического разделения труда.

Этапы формирования мирового хозяйства Зарождение (до середины XX ст.) Аграрная стадия Становление (вторая половина XIX ст.-середина XX ст.) Индустриальная стадия Расцвет (с конца XX ст.) Постиндустриальная стадия

Этапы формирования мирового хозяйства

Зарождение (до середины XX ст.)

Аграрная стадия

Становление (вторая половина XIX ст.-середина XX ст.)

Индустриальная стадия

Расцвет (с конца XX ст.)

Постиндустриальная стадия

Структура мирового хозяйства Мировое хозяйство  Производственная сфера - 1\3 ВВП  Непроизводственная сфера - 2\3 ВВП Промышленность Сельское хозяйство Наука. Культура. Образование Здравоохранение. Транспорт Связь Услуги: потребительские Строительство  деловые (рекламные, финансовые, информационные, консультативные, инженерно-строительные и др.)

Структура мирового хозяйства

Мировое хозяйство

Производственная сфера - 1\3 ВВП

Непроизводственная сфера - 2\3 ВВП

Промышленность

Сельское хозяйство

Наука. Культура. Образование

Здравоохранение.

Транспорт

Связь

Услуги:

потребительские

Строительство

деловые (рекламные, финансовые, информационные, консультативные, инженерно-строительные и др.)

Главные центры Мирового хозяйства Американский (во главе с США) Е вропейский (во главе с Германией) Азиатско- Тихоокеанский (руководящая роль Японии)

Главные центры Мирового хозяйства

Американский

(во главе с

США)

Е вропейский

(во главе с

Германией)

Азиатско-

Тихоокеанский

(руководящая

роль Японии)

Мировое географическое разделение труда(МГРТ).  МРГТ – это специализация стран на производстве определенных видов продукции, услуг с последующим обменом ими.

Мировое географическое разделение труда(МГРТ).

МРГТэто специализация стран на производстве определенных видов продукции, услуг с последующим обменом ими.

Условия необходимые для формирования МГРТ: 1. Страна-производитель должна обладать теми или иными преимуществами в развитии данной отрасли перед другими отраслями: географическое положение стран; природно-ресурсная база; социально-экономические условия. 2. Вне данной страны-производителя должны существовать страны, где возникает спрос на ее продукцию по более высокой цене 3. Расходы на транспортные перевозки не должны превышать разницу между ценой производства и ценной продажи

Условия необходимые для формирования МГРТ:

1. Страна-производитель должна обладать теми или иными преимуществами в развитии данной отрасли перед другими отраслями:

  • географическое положение стран;
  • природно-ресурсная база;
  • социально-экономические условия.

2. Вне данной страны-производителя должны существовать страны, где возникает спрос на ее продукцию по более высокой цене

3. Расходы на транспортные перевозки не должны превышать разницу между ценой производства и ценной продажи

Главные составляющие части МГРТ являются:

Главные составляющие части МГРТ являются:

  • специализация
  • обмен
Отрасли международной специализации  – это такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют “лицо” страны в международном географическом разделении труда. Например:

Отрасли международной специализации это такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют “лицо” страны в международном географическом разделении труда.

Например:

  • Саудовская Аравия – нефтяная промышленность
  • Канада – зерновые культуры
  • Замбия – производство меди
  • Япония – автомобилестроение, кораблестроение, электроника и робототехника
  • Австралия – горнодобывающая промышленность, овцеводство, зерновое хозяйство
  • Аргентина – скотоводство
  • Украина – металлургия, кораблестроение, самолетостроение
  • Мальты – курортное хозяйство
  • Швейцария – банковское дело и изготовление часов
  • Скандинавские страны – бумажная промышленность
Специализация. Закон абсолютных преимуществ Теория А. Смита Закон сравнительных преимуществ Теория Д. Рикардо

Специализация.

Закон абсолютных преимуществ

Теория А. Смита

Закон сравнительных преимуществ

Теория Д. Рикардо

Преимущество страны, участвующей в МГРТ

Преимущество страны, участвующей в МГРТ

  • Получение разницы между международной и внутренней ценой экспортирующих товаров и услуг.
  • Экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта
Россия в МГРТ Специализируется на производстве: стали, проката, чугуна, продукции химической, пищевой, машиностроительной отраслей. Обладает сравнительным преимуществом в производстве: агропромышленном ракетостроении судостроении Расширяет экспорт услуг

Россия в МГРТ

Специализируется на производстве: стали, проката, чугуна, продукции химической, пищевой, машиностроительной отраслей.

Обладает сравнительным преимуществом в производстве:

  • агропромышленном
  • ракетостроении
  • судостроении

Расширяет экспорт услуг

Международная экономическая интеграция – это процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей между группами отдельных стран и проведения ими согласованной межгосударственной экономической политики.

Международная экономическая интеграция – это процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей между группами отдельных стран и проведения ими согласованной межгосударственной экономической политики.

Формы МЭИ

Формы МЭИ

  • зона преференциальной торговли
  • зона свободной торговли
  • таможенный союз
  • общий рынок
  • экономический союз
Интеграционные группировки Региональные: Отраслевые: ЕС: 27 стран Европы ОПЕК: 12 государств АСЕАН: 10 стран Южно-Восточной Азии СиПЕК: 5 государств АС: 53 страны Африки ИБА: 9 государств НАФ ТА: США, Канада, Мексика

Интеграционные группировки

Региональные:

Отраслевые:

ЕС: 27 стран Европы

ОПЕК: 12 государств

АСЕАН: 10 стран Южно-Восточной Азии

СиПЕК: 5 государств

АС: 53 страны Африки

ИБА: 9 государств

НАФ ТА: США, Канада, Мексика

Транснациональная корпорация  – это международная монополия, которая, преодолевая национальные границы, распространяет свою деятельность по всему миру, открывая многочисленные филиалы в разных странах

Транснациональная корпорация – это международная монополия, которая, преодолевая национальные границы, распространяет свою деятельность по всему миру, открывая многочисленные филиалы в разных странах

Крупнейшие ТНК мира Компания Страна базирования Роял-Датч/Шелл Отрасль деятельности Великобритания, Нидерланды Форд Энергетика Дженерал Эектрик США Екссон США Автомобилестроение Энергетика США Дженерал Моторс Энергетика США Фолтсваген Автомобилестроение Германия ИВМ Автомобилестроение США Тойота Нестле Производство ЭОМ Япония Автомобилестроение Швейцария Байер Пищевая промышленность Германия АТТ Химическая промышленность США Нисан Элекртротехническое производство Майкрасофт Япония Автомобилестроение США Модел Программное обеспечение США Даймер-Бенц Энергетика Германия Автомобилестроение

Крупнейшие ТНК мира

Компания

Страна базирования

Роял-Датч/Шелл

Отрасль деятельности

Великобритания, Нидерланды

Форд

Энергетика

Дженерал Эектрик

США

Екссон

США

Автомобилестроение

Энергетика

США

Дженерал Моторс

Энергетика

США

Фолтсваген

Автомобилестроение

Германия

ИВМ

Автомобилестроение

США

Тойота

Нестле

Производство ЭОМ

Япония

Автомобилестроение

Швейцария

Байер

Пищевая промышленность

Германия

АТТ

Химическая промышленность

США

Нисан

Элекртротехническое производство

Майкрасофт

Япония

Автомобилестроение

США

Модел

Программное обеспечение

США

Даймер-Бенц

Энергетика

Германия

Автомобилестроение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шпота Лариса Викторовна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352235

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства