Учитель объявляет новую тему Первый пункт плана предполагает знакомство учащихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса истории учащимся известно, что при переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран формируется мировое хозяйство. До настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости. В современной науке существует несколько подходов к определению мировой экономики: во-первых, как совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями; во-вторых, как система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики; в-третьих, как экономическая система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения. Мировое хозяйство – это взаимосвязанные и взаимодействующие хозяйства разных государств, функционирующие по согласованным правилам. Современное мировое хозяйство неоднородно: входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80 процентов промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРС) и около 60 процентов всего мирового промышленного производства; соответственно 70 и 60 процентов производства электроэнергии, более 60 процентов экспорта товаров и около 50 процентов услуг. Для стимулирования познавательной активности учащихся можно предложить классу вопрос: что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство? В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Здесь уместно задать учащимся вопрос: как законы рынка способствуют международному разделению труда? Дополнительно можно дать некоторые пояснения. Во-первых международное разделение труда, на котором основано мировое хозяйство, осуществляется по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых, существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. В-третьих, возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции. Следующий пункт плана тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызывает особенных трудностей понимания у восьмиклассников. Внешняя торговля – это торговля между странами состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывоза) товаров и услуг. Информацию о международных экономических организациях можно дополнить заранее подготовленными сообщениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО). Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или ной продукции для производства которой в них имеются наиболее благоприятные условия. Третий пункт плана посвящен внешнеторговой политике. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что политика в сфере международной торговли является частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран. Эта деятельность может осуществляться различными методами: протекционизмом и фритрейдерством Можно пояснить это положение с помощью следующей таблицы: Протекционизм | Фритрейдерство | Государство вмешивается в экономку | Государство не вмешивается в экономику | Способствует развитию национального производства | | Высокие импортные и экспортные пошлины | Отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин | Рост стоимости импортных товаров внутри страны | | Угроза монополизации | | Заключительный пункт плана посвящен обменным курсам валют. Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие международной торговли предполагают необходимость понимания механизма обмена национальной валюты на валюту других стран. Учащимся предстоит усвоить ряд специальных терминов: «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют». |