Методическая разработка урока "Конституция Российской Федерации"
Методическая разработка урока "Конституция Российской Федерации"
Цели урока: показать значение Конституции, как документа, определяющего принципы устройства государства; рассмотреть роль Конституции в жизни общества; продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважение к закону, к социальным и правовым нормам.Урок по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Конституция Российской Федерации" »
Тема урока:
«Конституция
Российской Федерации»
Тема урока:Конституция Российской Федерации.
Цели: -показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;
-продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи:
Добиться усвоения учащимися: что Конституция:
это закон высшей юридической силы.
Базируется на общечеловеческих ценностях;
2. Рассмотреть роль Конституции в жизни общества;
- основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.
Аристотель
Тип урока: изучение нового материала.
Проверка домашнего задания по теме: «Конституция РФ».
У доски: заполнить пробелы текста:
Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное _______(правовое) государство с ________(республиканской) формой правления. Признание, соблюдение и защита ____(прав) и _____(свобод) — обязанность государства.Российская Федерация состоит из республик, краев, ______, городов федерального назначения ______ и _______.
Тест:
1)Основная часть Конституции состоит из ___ глав и ____статей:
а) 7 глав и 140 статей; б) 9 гл и 137 ст.; в) 8 гл и 154 ст;
2) Когда была принята ныне действующая Конституция:
а) 12 декабря 1993 г; б) 7 октября 1977г; г) 12 января 1995 г.
3) Конституция от латинского слова означает:
а) устройство; б) согласие; в) договор.
4) Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
Взаимопроверка.
5) Соотнесите:
1.Глава государства а. Правительство
2. Судебная власть б. Президент
3. Исполнительная власть в. Федеральное Собрание
Законодательная власть г. Суды РФ
План изучения нового материала
Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
ее нормы выше любых других законов;
сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
иметь права, установленные юридическими нормами;
получать от государства гарантии соблюдения прав;
быть государству в чем-то обязанным.
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Это право есть у любого человека с 18 лет. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт.У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ. ГлаваII.
(Практическая работа)
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать.
Классификация прав и свобод:
Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:
право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли; 5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд
Проверяем:
личные
социальные
политические
экономические
культурные
1,2,3
6
4,5,
8,1
7,9
В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. Давайте их найдем в тексте.
После прочтения каждой обязанности проводитсяобсуждение, дается комментарий/
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу.Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
Домашнее задание: заполнить схему «Полномочия Президента РФ»,