Методическая разработка урока по обществознанию 8класс
Методическая разработка урока по обществознанию 8класс
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию 8класс»
Урок обществознания в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи.
Образовательные:
познакомить учащихся с понятием «мораль»;
дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Развивающие:
развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;
развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные:
воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;
сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
План урока.
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
Проверка домашнего задания.
1 ученик работает у доски - задание на соотношение терминов и сфер общественной жизни;
2 ученик выполняет задание на Смарт-доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)
6-8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»
Работа с классом:
- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)
-Какие еще сферы общественной жизни знаете?
-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?
- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
( сообщение учащегося)
Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)
Презентация
Слайды 1 -2
- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II.Объявление темы и целей урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайды 3-4.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.
(В тетради записать тему и план урока)
III. Знакомство с новым материалом.
1.«Корзина идей».
-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
-Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Слайды 5-6
-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)
- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.
Каково происхождение морали?
-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайды 7-10
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.
-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.
Слайды 11-14
Мораль
Нравственность
правила поведения
(как надо поступать)
практические поступки людей
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайды 15-16.
-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
Боязнь общественного осуждения
Совесть, чувство долга
Одобрение окружающих
Желание делать, как все
Боязнь наказания
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)
-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
IV. Добро и зло.
Слайд 16
1.Прием «мозговой штурм».
-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.
-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..
2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.
Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:
- Что вкладывается в понятие добра и зла-
- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).
Слайды 17-20
V.Закрепление изученного материала.
1.Притча «Ведро яблок»
-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.
-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».
-В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?
-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.
(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)
-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4. Домашнее задание
Слайд 21
-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).
Д/З на выбор:
подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»
VI.Подведение итогов. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:
(хором)
Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Притча о мудром Мастере.
-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.