kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию 8класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию 8класс»

Урок обществознания в 8 классе.


Тема урока: Мораль


Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.


Задачи.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «мораль»;

  • дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;

  • развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантность, уважительное отношение к другим людям;

  • сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.


План урока.

  1. Мораль, нравственность.

  2. Добро и зло.


Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.


  1. Проверка домашнего задания.

1 ученик работает у доски - задание на соотношение терминов и сфер общественной жизни;

2 ученик выполняет задание на Смарт-доске, составляя анаграмму «Фазы социализации личности» (проверка на прочность знаний)

6-8 учащихся выполняют тест «Духовная сфера общества»

Работа с классом:

- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

( сообщение учащегося)

Актуализация знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

Презентация

Слайды 1 -2

- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.


-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?



II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»


Слайды 3-4.

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)


III. Знакомство с новым материалом.


1.«Корзина идей».


-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.



Слайды 5-6


-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».


-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)



Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайды 7-10


2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак =, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайды 11-14

Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей


-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло


3.Стимулы нравственного поведения.

Слайды 15-16.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.


IV. Добро и зло.

Слайд 16


1.Прием «мозговой штурм».

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-


- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

Слайды 17-20

V.Закрепление изученного материала.


1.Притча «Ведро яблок»

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?


- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».

-В чем смысл этой притчи?




3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.



(Учитель прикрепляет к доске солнышко, дети на его лучах должна написать качества доброго человека, прикрепить к доске)


-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

Слайд 21

-Я предлагаю вам подумать вам над этим вопросом и дома, после изучения параграфа №5 учебника. Кто желает получить оценку «отлично», должен будет выполнить задание на выбор (за заданием подойти в конце урока).


Д/З на выбор:


  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека (добро и зло) или

  • написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»



VI.Подведение итогов. Рефлексия.


-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

(хором)

Не делай другому того, чего себе не желаешь!



Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по обществознанию 8класс

Автор: Григорян Виктория Владимировна

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока обществознания "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "148290"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419625939"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "229436"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441734186"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе «Понятие и признаки государства. Формы государства»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_v_9_klassie_poniatiie_i"
    ["file_id"] => string(6) "357440"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478786221"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока по обществознанию "Реклама - двигатель торговли""
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-rieklama-dvighatiel-torghovli"
    ["file_id"] => string(6) "275845"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452621412"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка урока-игры по обществознанию в форме БРЭЙН-РИНГА на тему "Знаешь ли ты экономику?!" "
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ighry-po-obshchiestvoznaniiu-v-formie-brein-ringa-na-tiemu-znaiesh-li-ty-ekonomiku"
    ["file_id"] => string(6) "201622"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429095297"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства