kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с экономическим содержанием денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена; раскрыть основные социальные функции денег;  показать процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных модификаций; обратить внимание учащихся на противоречивую природу денег, выступающих и как цель экономической деятельности, и как важный инструмент её реализации;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по обществознанию»

Тема «Деньги и их функции» Тип урока: урок изучения нового. Цели:
  • познакомить учащихся с экономическим содержанием денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена; раскрыть основные социальные функции денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных модификаций; обратить внимание учащихся на противоречивую природу денег, выступающих и как цель экономической деятельности, и как важный инструмент её реализации;
  • формирование умений анализировать, выделять главное, делать несложные выводы, работать с учебником;
  • формирование системы ценностей и убеждений, что деньгами измеряется далеко не всё в жизни, есть такие жизненные ценности, которые не сводятся к обладанию деньгами;
  • коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.
Оборудование: учебник: 1. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 7 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013., презентация, наглядный материал; карточки-задания, монеты.

Основные понятия: бартер, эквивалент, деньги, цена, безналичные денежные средства, наличные денежные средства, купюры, монеты, нумизматика.

Ход урока: I. Орг. Момент.
  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка. II. Изучение нового.

Игра-шутка «Счёт денег»

  • Кто из вас умеет считать?

  • Определим чемпиона класса по скорости счёта (скороговоркой):

«Три рубля рублями, рубль пятками, три копейки по копейке, рубль и пятак». Сколько

всего?

Ответ: верная сумма: 5 рублей 8 копеек.

  • Что мы с Вами сейчас считали?

  • Как Вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

  • Продолжите фразу: «Деньги — это...»

  • Когда ты узнал, что такое деньги?

  • От кого ты узнал о деньгах?

  • Что нового ты хотел бы узнать о деньгах?

  • Сколько денег тебе нужно для относительного счастья?

  • Какая сумма денег позволяет тебе чувствовать себя уверенно?

  • Родители чаще всего говорят про деньги, что они...

  • Посмотрите на тему урока «Деньги и их функции»

  • Сформулируйте цели урока.


Цели:

Узнать:

  1. Что……..

  2. Как……..

  3. Каковы………...

План: 1. Что такое деньги. 2. История появления денег. 3. Функции денег.

4. Основные виды денежных знаков.

1. Что такое деньги.

Рассказ учителя сопровождается просмотром презентации (слайды 1-7)


Бартер – это натуральный обмен одной вещи на другую без денег.

ЭКВИВАЛЕНТ = товар-посредник

Эквивалент – нечто равноценное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

III. Обобщение. Деньги – это универсальный посредник (эквивалент) при обмене


Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.

Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины – победители - своих пленников.

Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен!

Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портят моль. Ткани протираются… Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части – ведь не все покупают быка или корабль. …..

Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность-это способность к реализации).

Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.

Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла.

Товар, обладавший максимальной ликвидностью, стал деньгами.

Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.


2. Появление денег.

Сообщения учащихся. Рассказ сопровождается просмотром презентации.

1. История Металлических денег

У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.

Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги - особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.

С развитием торговли, как по ассортименту товаров, так и по географии, роль денег все возрастала. Поэтому уже несколько тысяч лет назад правители древних государств взяли изготовление денег в свои руки, а всем другим было запрещено этим заниматься под страхом смертной казни. Одновременно с централизацией выпуска денег были установлены и общегосударственные стандарты их веса и качества. Так возникли первые стандартные монеты. Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет.

Для того, чтобы монеты были легко различимы, на них делали разные изображения и придавали разную форму: круглую, квадратную, прямоугольную. На некоторых монетах было отверстие в середине. Такие монеты можно было нанизывать на нитку и использовать в качестве ожерелья. Размер золотого ожерелья часто был показателем общественного положения человека.

По мере развития технологии чеканки на монетах стали появляться все более сложные изображения и надписи. Постепенно установилась традиция, что на одной стороне монеты указывают ее достоинство, а на другой стороне изображают правителя государства или небесного покровителя, в зависимости от формы государственного устройства. Так, на многих древнегреческих монетах изображена богиня Афина в шлеме, и у нас сейчас на копейках - Георгий Победоносец. В Древнем Риме 2 тысячи лет назад изображали императоров, так же как сейчас на британских монетах - королеву Елизавету Вторую.

Вместе с настоящими металлическими деньгами появились и фальшивые. Было два основных способа подделки: либо в благородный металл добавляли дешевую примесь, либо покрывали медную монету тонким слоем золота или серебра. Такая монета содержит какое-то количество благородного металла, но гораздо меньше, чем положено по стандарту. Пойманных фальшивомонетчиков казнили страшными казнями, но это не останавливало их последователей - слишком велика была прибыль.

Фальшивые деньги в изготовлении всегда намного дешевле настоящих, это относится и к сегодняшнему дню, и, например, к Древнему Риму. Иначе незачем было бы их делать. Современники, когда знали, что монета фальшивая, если и использовали ее, то ценили очень низко, обычно в зависимости от содержания золота и серебра. Но с течением времени происходит интересное превращение: фальшивые монеты часто становятся дороже настоящих. Например, фальшивая древнеримская слегка посеребренная монета сейчас стоит дороже, чем такая же настоящая из чистого серебра. Причина этого в том, что цена древних предметов никак не связана с их стоимостью: коллекционеры платят за редкость. Древних фальшивых монет меньше, чем настоящих, поэтому они дороже.

Названия денег часто отражают их историю. В Древней Руси в качестве денег использовались серебряные бруски и полоски, от которых при надобности отрубали нужный кусок. Считается, что название "рубль" происходит от слова "отрубать". А само слово "деньги" происходит от названия "таньга", такая денежная единица была в Центральной Азии несколько столетий назад. Копейка – название связывают с изображением всадника с копьем.

2. История бумажных денег

Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.

Бумажные деньги производили большое впечатление на путешественников, посещавших Китай в VII-VIII веках. Марко Поло писал, что выпуск бумажных денег - это новый способ достижения той цели, к которой так давно стремились алхимики. В XIII веке правительство Чингиз-Хана свободно обменивало бумажные денежные знаки на золото, поэтому подделка бумажных денег приносила большие доходы и считалась страшным преступлением. К 1500 году китайское правительство было вынуждено прекратить выпуск бумажных денег из-за трудностей, связанных с избыточным выпуском и инфляцией, но уже существовавшие тогда в Китае частные банки продолжали эмиссию бумажных денег.

Бумажные деньги появились в России с середины XVIII века. Они носили название ассигнаций. Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране. Близкими, по сути, заменителями монет становятся банковские чеки (указания банку о выплате денег).

Просмотр видеосюжета «Галилео. История изобретений. Деньги». 3. Функции денег

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 181-185, запишите функции денег и примеры, как в жизни выполняются эти функции.

Функции денег

Примеры






В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения - деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопления хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.


Учащиеся записывают Схему в тетрадь.






4. Основные виды денежных знаков

Рассказ учителя сопровождается просмотром презентации.

 Практическая работа с использованием монет «Язык монеты».

У монеты есть специальный язык

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты, на ней номинал монеты (нарицательная стоимость монеты 5руб, 10 руб.)

Реверс – оборотная сторона монеты, на ней находится герб государства

Легенда – надпись на монете (название города, государства, год чеканки, наименование монеты)

Гурт - боковая поверхность, ободок, ребро, обрез монеты

Монета — источник информации

Монеты дополняют записи древних писателей, данные археологических раскопок. На них часто изображали правителей, празднества, спортивные игры, сцены из мифов. Они помогают изучить древний быт, религию, превращаются в прекрасные иллюстрации истории.

На монетах Древней Греции часто изображались божества или священные животные. А монеты Ольвии (греческого города на северном берегу Черного моря) отливали даже в форме дельфина, считавшегося покровителем города.

В Древней Руси на монетах помещали портрет царя, его титул, с XVIII века стали ставить даже дату и место чеканки.

Нумизматика оказала большую помощь в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречающиеся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек.

На одной монете Римской империи изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме, можно определить, с какой стороны нужно искать и театр Диониса. Монета помогла отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

Монеты — ценный источник по истории торговли и экономике

V. Закрепление.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Бартер, эквивалент, деньги, цена, безналичные денежные средства, наличные денежные средства, купюры, монеты, нумизматика.

З адание 2. Ответьте на вопросы

  • Что такое «бартер»?

  • Что такое «деньги»?

  • Что такое «эквивалент»?

  • Каковы функции денег?

  • Какие бывают деньги?







V. Обобщение. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить определения в тетради.



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по обществознанию

Автор: Григорян Виктория Владимировна

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока обществознания "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "148290"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419625939"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методические разработка    урока – викторины «Знатоки права»"
    ["seo_title"] => string(52) "mietodichieskiierazrabotkaurokaviktorinyznatokiprava"
    ["file_id"] => string(6) "261758"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449201368"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока по обществознанию "Наша Родина-Россия""
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniiu_nasha_rodina_rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "645158"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707124263"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "229436"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441734186"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА   ПО ИСТОРИИ  РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  по теме «Отечественная война 1812 года»"
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "253258"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447573671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства