kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лес и его обитатели

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети познакомились с разными видами леса, с ярусами леса и с обитателями леса, а также узнали о редких животных, занесенных в Красную книгу. Получили много полезной информации. Проведена викторина. Дети узнали что делает человек из древесины, познакомились с лекарственными растениями.В конце урока дети получили рецепты- листья от разных заболеваний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лес и его обитатели»

Атрибуты урока

Класс: 2

Учебник: Окружающий мир

Автор учебника: Н.Ф. Виноградова



Тема урока: Лес и его обитатели.

Демонстрационный материал: картины леса в разное время года; рисунки деревьев и птиц; таблица «Редкие птицы»; Красная книга Башкортостана; грамзапись «Голоса птиц»; таблица птиц.

Ход урока

Введение

Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, гости!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, поля и горы!

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи, голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, слоны, волки!



Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, может быть, до сих пор на земле жили бы все те же животные и растения, которых мы еже никогда не увидим.

Ребята, отгадайте, куда мы сейчас с вами отправимся:

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет шубу с плеч долой? (лес)

– Да, мы с вами отправимся в лес. Нам с вами, ребята, просто повезло. Мы живём в замечательном месте. В Башкортостане много лесов, ярко выражены все 4 времени года. И мы можем наблюдать красоту леса весной и летом, осенью и зимой.

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Россия – лес.

Сегодня мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, жизнью дерева.

Основная часть

Учёные называют лес природным сообществом. Это значит, что его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой. И сегодня мы на уроке постараемся раскрыть эту тему.

Лес напоминает многоэтажное здание. Этажи леса называются ярусами. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. Так, например, под землёй находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землёй находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся так же земляные черви. Они рыхлят почву, перемещают перегной и делают более плодородным.

На поверхности земли растут мох и лишайники. Это самый нижний ярус. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают свои берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери.

На следующем этаже растут маленькие кустарнички (черника, брусника) и травы. Ещё выше - ярус кустарников. Самые верхние ярусы образованы деревьями. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы, синички, ещё выше - совы, на самых верхних этажах размещены гнезда диких хищных птиц: ястребов, орлов. Не образуют ярусы подрост и лишайники их деревьев.

Первым, кто нас встречает, это человек, который охраняет лес, лесной сторож. А как его называют? (лесник)

Лесник: «Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя в гостях. Я думаю, как себя вести в лесу вы знаете. ( Ответы детей)

  1. Нельзя ломать деревьев, кустарников, вытаптывать траву.

  2. Не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу; пусть ими полюбуются другие.

  3. Не убивай змей, лягушек, жаб- они приносят пользу.

  4. Береги муравейники: муравьи- защитники наших лесов.

Лесник: Различные деревья любимы нами. Вот, послушайте, ребята, что они сами о себе говорят и догадайтесь по их рассказам, что это за деревья. (Дети дома подготовили рассказы о деревьях)

А теперь викторина.

  1. Из какого дерева делают спички?

  2. Какое дерево применяется для изготовления лыж?

  3. Какое дерево цветёт первым, а какое- последним?

  4. У каких деревьев осенью листья красные?

  5. Из какого дерева делают пианино?

– Давайте, войдём в лес и прислушаемся… (Грамзапись «Голоса птиц») Слышите, какое-то попискивание и посвистывание. (Рассказы про птиц: синицу, клеста, поползня, дятла, белку и т. д.).



-А теперь ответим на вопросы.

1. Что дают растения животным, а животные - растениям?(Ответ: растения дают пищу, кислород, жилище- укрытие, лекарства.)

Животные помогают распространению некоторых видов растений (цепляются колючками), помогают размножению (опылению цветов), удобрение дают.

2. Что дают растения человеку?

Растения: пищу, кислород, мебель, хозпостройки, лекарства, красоту, отдых, лечение.

3. А что дают животные человеку?

Животные: красоту, радость общения, пищу, одежду, обувь, лекарства, воспитание ответственности.

  1. Что произойдёт, если человек срубит все деревья в лесу?

Погибнут или уйдут в другие места растительноядные животные (белка, заяц, мелкие птицы ), вслед за ними мигрируют хищники, которым нечем будет питаться (волки, куницы, хищные птицы); на вырубках начнут размножаться насекомые; исчезнут деревья- не станет грибов, уменьшится количество ягод. Итог: в природе всё взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного элемента ведёт к нарушению других живых организмов.

Есть леса еловые, в них растут только ели, а есть смешанные, где растут разные деревья и в том числе хвойные. В еловых лесах живут белки, медведи, филин, мыши-полёвки, из птиц- синицы и самые маленькие птицы- королёк. Не всякое растение может жить в еловом лесу. Растут тенелюбивые растения: кислица, черника, мхи и др. Таким образом, ель в лесу связана со многими животными, растениями, грибами.

-Какое значение имеет ель для людей?

1. Ель очищает воздух.

2. Используют древесину для производства различных изделий. Например, скрипка. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из неё, даёт хороший звук.

Физминутка. Лесная аптека.

Викторина. Подумайте, о каком растении говорится в тексте? (Подготовленные дети рассказывают о берёзе, рябине, лиственнице, дубе, осине)

А какое значение имеет лес?

Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли, обогащает кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. В лесу как бы умываешься, становишься чище душой. У леса открытая душа, его гостеприимству нет предела. Много растений в нашей стране находятся под охраной. Это связано с тем, что взрослые некоторые без ограничения собирают растения. Поэтому многие из них полностью истреблены.

В Красную книгу занесены:

  1. Белый медведь, морж;

  2. Северный олень, лебедь, краснозобая казарка, розовая чайка.

  3. Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, орёл, журавль.

  4. Дрофа, аист, сокол.

  5. Туранский тигр, гепард, джейран.

На этой таблице (показать таблицу «Редкие животные и птицы») вы видите далеко не весь полный перечень животных, внесённых в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.



Заключение

– Я думаю, вы сегодня много полезного услышали и появилось желание быть добрым, внимательным, чутким по отношению к природе.

Считаю, если человек наблюдает за природой, помогает ей, у него не поднимется рука на живое, ему захочется сохранить то, чему сам успел порадоваться.

Сегодня мы ещё раз убедились в том, что каждый вид животного или растения выполняет определённую роль в жизни природного сообщества, следовательно, его гибель может вызвать цепочку нежелательных последствий в природе:

Хором: Мы решили нор звериных,

Птичьего гнезда,

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живётся

С нами рядом.

И на память об этом уроке получите листья с рецептом от гриппа и простудных заболеваний.

С растениями и животными какого места обитания мы познакомились?

Сколько этажей растений можно встретить в лесу?

Какие правила поведения в лесу вам запомнились?

Что поняли о взаимосвязи животных и растений?

Какие бывают леса?

Что дают растения человеку?

Что произойдёт, если человек срубит все деревья в лесу?

Домашнее задание

Дома вам надо составить список растений, которые растут в наших лесах.

Составить список животных, которые живут в наших лесах.

На листе изобразить причинно-следственные связи в случае, если человек губит лес и вредит животным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Лес и его обитатели

Автор: Гизитдинова Муршида Хузиахметовна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Тема урока: Лес и его обитатели "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-uroka-lies-i-iegho-obitatieli"
    ["file_id"] => string(6) "147996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419535786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс "Природные сообщества "Лес и его обитатели" ""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_okruzhaiushchii_mir_3_klass_prirodnye_soobshchest"
    ["file_id"] => string(6) "523675"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571740789"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Программа по экологии "Лес и человек""
    ["seo_title"] => string(41) "proghramma-po-ekologhii-lies-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "302465"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457188100"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Занятие по компьютерной грамотности. РАСКРАШИВАНИЕ ЗАМКНУТОГО КОНТУРА. ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ. РИСУНОК «ЕЖИК И ГРИБЫ»."
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_po_kompiuternoi_gramotnosti_raskrashivanie_zamknutogo_kontura_les_i_ego"
    ["file_id"] => string(6) "581738"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622030214"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Викторина "Лес и его обитатели""
    ["seo_title"] => string(33) "viktorina-lies-i-iegho-obitatieli"
    ["file_id"] => string(6) "304610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457767703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства