работа предусматривает изучение темы "Лидерство" в микро-группах по вопросам какие лидеры существуют и какие методы и приемы они используют в своей деятельности и представление полученного портрера перед аудиторией. учитель выполняет роль наставника и помогает при возникновении трудностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
5) освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:
Предметные:
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни
Вид занятия:
Изучение нового материала с элементами практических заданий
Ресурсы:
Презентация «Групповая дифференциация и лидерство», раздаточные карточки с видами лидеров, карточка «Взаимоотношения в студенческом коллективе», психологический тест «Вы лидер»
Раьота по карточкам «Взаимоотношения в студенческом коллективе»
Создают кластер ассоциаций на понятие дифференциация, записывают термин в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Решение теста вы лидер?
Заполнение таблицы
работа в микрогруппах, составление плаката тип лидера,
выбор своего портрета
защита портрета лидеров, заполнение таблицы по лидерам
работа в парах по решению ситуативных задач/обсуждений
Личностные:
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
5) освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
Метапредметные:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе:
Предметные:
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни
30 минут
30 минут
Заключительная часть
Синквейн
Предметные:
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни
10 минут
Демократический стиль лидерства Огромное влияние на работу политика оказывает его взаимоотношения со своим ближайшим окружением. Демократический стиль лидерства предполагает распределение ответственности и полномочий между подчиненными. Политик совместно со своим окружением выбирает стратегию развития и цели, которых необходимо достичь. Он уважительно относится к коллегам, прислушивается к их мнению, объективно оценивает результаты, четко распределяет полномочия и стремится к созданию атмосферы сотрудничества. Как правило, демократический стиль и теории лидерства выбирают для себя политики, занявшие свой пост благодаря общественному признанию. Им пришлось немало потрудиться, прежде чем завоевать уважение и доверие общества. Они зависят от реакции избирателей на свои действия. Этим политикам важно, насколько эффективно их лидерство и стиль управления.
Авторитарный стиль лидерства Авторитарное лидерство подразумевает единоличное правление, опирающееся на приказы и принуждения. Политик самостоятельно принимает все решения, не слушает доводов и аргументов со стороны коллег. Он стремится свести к минимуму все контакты людей в коллективе. Общение подчиненных происходит через него и под его контролем. Авторитарный стиль и теории лидерства предполагают мотивирование сотрудников через административные методы, приказы и принуждения. Как правило, лидеры, использующие этот стиль управления, вступают в должность в результате назначения. Они сначала занимают свое место, и лишь потом добиваются общественного признания посредством административных методов. Авторитарные стили политического лидерства являются основными при тоталитарных режимах.
Отстраненный стиль лидерства или анархический Политики, использующие в своей работе отстраненный стиль лидерства, чаще всего предпочитают выступать в качестве сторонних наблюдателей. Они не проявляют особой заинтересованности в своей деятельности, при случае с удовольствием переложат выполнение обязанностей на коллег. В ходе обсуждения важных вопросов политики, использующие отстраненный стиль управления, стараются больше слушать, чем говорить. Они редко выражают свое мнение по тем или иным моментам, избегают споров и конфликтов. Основным методом руководства политиков, лидерство и стиль управления которых относится к отстраненному типу, являются убеждения, советы и просьбы. Они никогда не дают приказов и строгих указаний. Зачастую, ближайшее окружение начинает манипулировать такими политиками, заставляет их действовать в своих интересах. Лидерство таких руководителей, как правило, носит формальный характер и заключается лишь в занимаемой должности. На деле же существует другой человек, фактически осуществляющий руководство. Такая ситуация очень часто встречалась во времена царей, когда на престол восходили несовершеннолетние либо непросвещенные в политике люди.
Либеральный стиль лидерства Либеральный стиль лидерства — это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Ключевые вопросы внутригрупповой жизни в этом случае или не решаются вообще, или решаются большинством членов группы путем голосования. Фактически в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не руководит.
Революционный стиль неформального лидерства Революционные стили лидерства в организации проявляются в постоянных спорах с начальством, желанием во что бы то ни стало навязать свою идею и мнение руководству. Они не станут молчать, если их что-то не устраивает. Неформальные лидеры этого типа всегда защищают слабую сторону коллектива. Они с легкостью критикуют и не боятся высказываться и спорить. Недостатком людей, использующих подобные стили лидерства, психология считает неумение позитивно мыслить и сдерживать в некоторых ситуациях свой пыл. Как раз таки из-за отсутствия самоконтроля они часто недолюбливаются начальством, а иногда и вовсе рискуют остаться без работы. Серый кардинал Стиль неформального лидерства «серый кардинал» характеризуется тем, что человек входит в доверие к руководителю и фактически перенимает на себя функции управления. Шеф советуется с ним по всем вопросам, передает ему часть своих полномочий, прислушивается к его мнению и советам. При этом такой лидер пользуется огромным уважением как со стороны начальства, так и коллектива. Недостатком является то, что «Серый кардинал» всегда остается на втором плане, так как боится ответственности. Он никогда не продвинется по службе до руководящей должности.
Эмоциональный стиль неформального лидерства При эмоциональном типе лидерства человек заряжает коллектив своим позитивом и идеями. Такие люди мотивирует, побуждает идти за собой и вдохновляет. Они руководствуются, прежде всего, своими мечтами и фантазиями. И если таковые у них есть, они преподносят их другим так, что все в итоге загораются их идеей. Они умеют красиво говорить, интересно рассказывать и убеждать. Эмоциональные стили лидерства и руководства имеют и свои недостатки. Прежде всего, такие люди зачастую не имеют четкого плана и представления о том, каким образом задуманное будет реализовано. Если же их план потерпел неудачу, они будут винить в этом окружающих, срывать на них свой гнев и недовольство.
Организаторский стиль неформального лидерства Организаторские стили лидерства в отличие от эмоциональных характеризуются четким планом действий и продуманностью каждого шага. Неформальный лидер этого типа ведет за собой людей благодаря тому, что у него на каждый вопрос имеется ответ и инструкция. С ними легко работать, ведь они всегда знают, что и как необходимо сделать. Однако того, что имеется в избытке при эмоциональном стиле лидерства, здесь не достает. Такие люди, как правило, не умеют вдохновлять и зажигать людей. Им не хватает открытости в проявлении своих эмоций и чувств. Такие люди часто имеют проблемы с личной жизнью, ведь обычному человеку тяжело всегда жить по четкому плану.
Серый кардинал Стиль неформального лидерства «серый кардинал» характеризуется тем, что человек входит в доверие к руководителю и фактически перенимает на себя функции управления. Шеф советуется с ним по всем вопросам, передает ему часть своих полномочий, прислушивается к его мнению и советам. При этом такой лидер пользуется огромным уважением как со стороны начальства, так и коллектива. Недостатком является то, что «Серый кардинал» всегда остается на втором плане, так как боится ответственности. Он никогда не продвинется по службе до руководящей должности.
Тест: ВЫ ЛИДЕР?
Что для вас важнее в игре?
Победа.
Развлечение.
Что вы предпочитаете в общем разговоре?
Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
Да.
Нет.
Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
Да.
Нет.
Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
Да.
Нет.
В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
Да.
Нет
Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
Да.
Нет.
Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
Нет.
Да.
Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
Да.
Нет.
Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
Да.
Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитать общее количество «А» и «B» ответов.
Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «B» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Карточка 1 «Грузино-осетинский конфликт»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Изучите презентацию «Грузино-осетинский конфликт» и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
2. Кратко опишите события (УСТНО), касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий)
3. Просмотрите видео-ролик (продолжительность: 9минут) (убедитесь, что громкость не мешает другим участникам учебного процесса), посвященный военным действиям и ответьте на вопросы:
- Какая это была война?
- выскажите свое мнение о военных действиях?
Карточка 2 «Приднестровский конфликт»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Просмотрите видео «Приднестровский конфликт» (продолжительность 12 минут). Убедитесь что громкость не мешает другим участникам процесса
2. Кратко опишите события, (УСТНО) касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий)
и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
3. Изучите презентацию, дополните исходную таблицу и ответьте на вопросы:
- какая это была война?
- выскажите свое мнение о военных действиях?
Карточка 3 «Карабахский конфликт»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Просмотрите видео «Карабахский конфликт» (продолжительность 7 минут). Убедитесь что громкость не мешает другим участникам процесса.
2. Кратко опишите события (УСТНО), касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий)
и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
3. Изучите презентацию, дополните исходную таблицу и ответьте на вопросы:
- какая это была война?
- выскажите свое мнение о военных действиях?
Карточка 4 «Гражданская война в Таджикистане»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Организуйте работу по документу «Гражданская войн в Таджикистане»
Просмотрите видео «Гражданская война в Таджикистане» (продолжительность 18 минут). Убедитесь что громкость не мешает другим участникам процесса.
2. Кратко опишите события (УСТНО) касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий)
и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
Карточка 5 «Абхазский конфликт»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Изучите презентацию «Абхазский конфликт» и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
Просмотрите видео-ролик (продолжительность: 3 минут) (убедитесь, что громкость не мешает другим участникам учебного процесса) и дополните таблицу
2. Кратко опишите события (устно) , касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий) и ответьте на вопросы:
- Какая это была война?
- выскажите свое мнение о военных действиях?
Карточка 6. «1 Чеченская война»
При выполнении заданий не забывайте контролировать время!
1. Изучите презентацию «1 Чеченская война» и заполните таблицу:
Название
Дата
Участники
Причина
Результат
2. Кратко опишите события (УСТНО), касающиеся данного конфликта (мини-ход военных действий)
3. Просмотрите видео-ролик (продолжительность: 3 минуты) (убедитесь, что громкость не мешает другим участникам учебного процесса), посвященный военным действиям и ответьте на вопросы:
- Какая это была война?
- выскажите свое мнение о военных действиях?
Рабочий лист: «Межнациональные конфликты на территории бывшего СССР»
В течении занятия заполните таблицу, сделайте свой собственный вывод