kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме: "Типы экономических систем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция составлена с учетом требований ФГОС СПО, для 1-х курсов

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: "Типы экономических систем"»

Обществознание

Урок № 18.

Тема: Типы экономических систем.

Цель: рассмотреть типы экономических систем.

Задачи:

(Образовательная) рассмотреть виды экономических систем;

(Развивающая) создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);

(Воспитательная) способствовать воспитанию гуманизма.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок


Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Определение экономической науки.

2. Возникновение экономической теории.

3. Объект исследования, цели и задачи изучения экономики, характер экономических законов.

4. Методы исследования и функции экономической науки


План

1. Понятие экономической системы.

2.  Типы экономических систем. (50 минут)

1. Понятие экономической системы.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование). Командная экономика (государственная собственность, Госплан, государственное регулирование и ценообразование).

Смешанная экономика (государственная и частная собственность, рыночное ценообразование и государственное регулирование).

Принимая во внимание тот факт, что в условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, человечество за всю свою историю выработало несколько способов распределения ограниченного объема ресурсов между альтернативными целями.

Экономическая система – это способ организации взаимосвязей между экономическими агентами, определяющий ответы на вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?»

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующих в производстве, распределении и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

Атрибуты системы:

·  Институты собственности: Ресурсы могут находиться в собственности общества (или государства, как его представителя), или в частной собственности.

·  Механизмы принятия решений. Принятие решений может быть централизованным, когда команды об использовании ресурсов отдаются правительством и децентрализованным, когда ресурсы размещаются в соответствии с решением индивидуальных участников экономической деятельности.

·  Формы мотивации: люди включаются в экономическую деятельность, руководствуясь какими-то мотивами. Это могут быть стимулы экономического (высокие доходы) и неэкономического характера, последние очень разнообразны и простираются от морального удовлетворения до страха перед наказанием.

Определенный «набор» прав собственности, механизмов принятия решений и форм собственности характеризует тип экономической системы.

2. Традиционная экономическая система

Традиционная экономическая система - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

В своей основе традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существуют естественное и зачатки общественного разделения труда, примитивная традиционная технология обработки земли, выращивания скота, ремесел. В традиционной экономике обычаи закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий.

В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию. Человек обязательно наследовал ремесло отца. Таким образом, распределение трудовых ресурсов диктовалось нерушимыми многовековыми традициями. То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими, какими они были сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой - не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства были невозможны, потому что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей. Какие-либо усовершенствования вносить категорически запрещалось. Каждая мелочь в производственном процессе была закреплена в специальных правилах. Следовательно, и производительность труда веками оставалась на неизменном уровне

Объемы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, иерархическими отношениями внутри рода и общины и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учетом пола и возраста, действуют элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда.

В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоемы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведет к ее перерождению и трансформации в рыночную экономику.

Одним из немногих преимуществ существующих в традиционной экономике является то, что роль отдельных лиц четко определена. Каждый член общества точно знает, что он должен делать.

С другой стороны, традиционная экономика беззащитна перед любыми внешними изменениями, например переменой климата, нападением извне. Прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны столетия. Яркий пример: традиционное пастбищное скотоводство жителей Северной Африки привело к исчезновению растительности и образованию пустыни Сахара. Видимо, при более гибкой экономической системе этот процесс можно было бы если не полностью предотвратить, то, по крайней мере, существенно замедлить.

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство.

В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Рыночная экономическая система

Рыночная экономика – модель экономической системы, основанной на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

- Государство может существовать в чистой рыночной экономике, но его роль будет крайне ограниченна и сводится к тому, чтобы контролировать такие вещи, как защита прав частной собственности, безопасности граждан и создание благоприятных условий для эффективного функционирования рынков. Зарождению рыночной системы способствовало:

·  Разделение труда - такой метод производства, когда группа людей или отдельный производитель выполняет строго определенный вид работ, специализируется на изготовлении определенного вида продукции или ее части.

·  Специализация - сосредоточение производства в руках наиболее эффективного работника. Причина специализации - индивидуальные особенности людей.

Разделение труда создало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу, а позднее к организованному рынку.

Рыночную экономику определяют несколько важных элементов:

·  Частная собственность – форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, независимо от того, используют ли они его для личного потребления или для осуществления предпринимательской деятельности. Только частный собственник вправе распоряжаться произведенным товаром и решать где его продать, кому, на каком рынке и по какой цене

·  Погоня за прибылью (мотив прибыльности) заставляет изготовлять товары, имеющие спрос у покупателей и поставлять на рынок по той цене, по которой их могут купить. Этот же мотив заставляет производить продукт с наименьшими затратами, потому, что меньшие затраты позволяют повысить прибыль, т. е. разницу между продажной ценой и затратами на ее производство; снизить цены в борьбе с конкурентами; сделать и то и другое.

Система ценообразования. Решения, принимаемые продавцами и покупателями, реализуются через систему рынков. Результат их решений образует систему цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентирами, руководствуясь которыми владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес.

Конкуренция. Экономическое состязание среди производителей и среди покупателей за достижение наилучших результатов в области какой-либо деятельности, за получение наибольшей прибыли. Конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике.

Свобода предпринимательства – означает, что в условиях рыночной экономики частные предприятия имеют право приобретать экономические ресурсы по своему усмотрению; организовывать с помощью этих ресурсов процесс производства тех товаров и услуг, которые сами считают нужными производить, продавать товары и услуги, осуществляя подбор клиентов по своему выбору.

Функции рынка

·  Информационная функция. Через ценовой механизм рынок сообщает своим производителям, какой продукции не хватает, какая произведена с избытком.

·  Регулирующая функция. Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень производства и его структура были максимально приближены к уровню производства.

·  Стимулирующая функция. Система ценообразования дает ответы на главные вопросы экономики. В частности на вопрос как? рынок отвечает - снижением затрат (экономным расходованием ресурсов) или повышением производительности труда, а это использование достижений научно - технического прогресса, применение более квалифицированного труда, совершенствование организации производства.

·  Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, дает зеленый свет более предприимчивым и перспективным.

Плюсы рынка: 1. В рыночной экономике производятся те товары и услу­ги, которые покупатели желают и могут купить.

2. Рынок обеспечивает высокую эффективность производ­ства. Как мы уже говорили ранее, конкуренция способствует тому, что производители стремятся использовать новейшие до­стижения научно-технических разработок, внедрять в производ­ство новые технологии и оборудование.

3. Рынок способствует эффективному распределению ресур­сов. Никто и ничто не сдерживает перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Это объясняет способность рынка к быстрой переорганизации в про­изводстве от одного вида продукции к другому, а также его спо­собность к удовлетворению разнообразных потребностей лю­дей, к росту качества товаров и услуг.

4. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора и дей­ствий участников рыночных отношений. Любой желающий имеет право купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело.

Минусы рынка:

1. Рынок хорошо работает, когда существует конкуренция. Однако рыночный механизм не способен самостоятельно ре­шать проблемы, связанные с исключительным положением на рынке отдельных фирм, имеющих возможность не заботиться о повышении качества производимой ими продукции, а также диктовать свои цены покупателям.

2. Рыночная деятельность может оказать негативное вли­яние на состояние невосполнимых ресурсов (таких как леса, ди­кие животные, запасы морей и океанов, полезные ископаемые) и экологической обстановки в целом.

Выпуск большинства товаров и создание услуг сопровожда­ется загрязнением окружающей среды, однако борьба с этими отрицательными последствиями производственной деятельнос­ти не выгодна производителям, так как связана с дополнитель­ными расходами.

3. Рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, до­роги, мосты, парки и т. д.). В большинстве своем это не вы­годно частным производителям, так как связано со значи­тельными затратами, которые не окупаются в рыночной цене. Например, многие из нас отказались бы платить высокую цену за вход в парк или за право проезда по дороге на своем личном автомобиле. Трудно представить, каким образом частная фирма взимала бы плату с прохожих за освещение городских улиц.

4. Рынок не создает условия для развития фундаменталь­ной науки, системы общего образования, учреждений куль­туры.

5. Рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых.

6. Рынок не препятствует возникновению социальной не­справедливости и расслоения общества на богатых и бедных.

Недостатки рыночной экономики могу быть компенсиро­ваны путем вмешательства государства в рыночный механизм.

Рассмотрение вопроса о том, какую роль играет государство, показывает, что в реальной действительности чисто рыночной системы никогда не существовало и существо­вать не может. В настоящее время практически в любой стране мира уже сло­жилась или формируется смешанная экономика.

Смешанная экономика.

Смешанная экономическая система - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регу­лируемая государством.

Для смешанной экономики характерны:

·  многообразие форм собственности и типов хозяйствования;

·  сочетание рыночной саморегуляции с государственным и корпоративным регулированием экономических и социальных процессов;

·  социальная ориентация экономики, развитие систем социальной защиты и социального партнерства.

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере необходимо отметить следующие два важнейших вида деятельности государства:

·  Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

·  Защита конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства:

·  Перераспределение дохода и богатства.

·  Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта.

·  Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

·  низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

·  всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

·  высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

·  активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

·  защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

·  сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии — даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения — эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

·  координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

·  особая роль государства в экономике. Япония — страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

·  особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

·  на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

·  многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

·  смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

·  многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.


Закрепление.

  1. Дать определение термину экономическая система.

  2. Сколько экономических систем в мире?

  3. Охарактеризуйте традиционную экономическую систему.

  4. Охарактеризуйте смешанную экономическую систему.

  5. Охарактеризуйте рыночную экономическую систему.

  6. Охарактеризуйте традиционную экономическую систему.

Домашнее задание: А.И. Клименко, с. 214-216. (7 минуты)




7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по теме: "Типы экономических систем"

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 20.09.2020

Номер свидетельства: 557901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "прикладной курс : Географическая история человечества. "
    ["seo_title"] => string(62) "prikladnoi-kurs-gieoghrafichieskaia-istoriia-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "154790"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421215434"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Лекция по истории по теме: "Особенности духовной жизни Нового времени"."
    ["seo_title"] => string(78) "liektsiia-po-istorii-po-tiemie-osobiennosti-dukhovnoi-zhizni-novogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "296526"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456042841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Создание электронных учебно-методических комплектов: проектирование, инструментальные средства. "
    ["seo_title"] => string(107) "sozdaniie-eliektronnykh-uchiebno-mietodichieskikh-kompliektov-proiektirovaniie-instrumiental-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412917708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Информационные технологии в образовательном процессе статья"
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionnyie_tiekhnologhii_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_stat_ia"
    ["file_id"] => string(6) "395548"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488031511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "203308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429457027"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства