Пояснительная записка
Основная цель курса « Географическая история человечества»-интеграция экономической и социальной географии мира с историко-географических позиций, углубление знаний учащихся о социальных и экономических систем стран.
Программа профильного курса рассчитана на 34часа в 10классе.
Задачи курса:
1.Сформировать научное мировозрение учащихся через глубокое понимание актуальности для мирового сообщества возникновение человечества;
2.Осуществитвлять комплексный подход в изучении качественных изменений в населении, природопользовании, мировой политике и экономике ,происходящих в XXI веке.
3.Использовать элементы научно-исследовательской работы в ходе которой учащиеяся овладеют методами экономической географии
(статистическими,картографическими,сравнительными),необходимыми для развития умений и навыков самостоятельного творчества.
Содержание курса:
Этапы возникновения и развития человечества;
Возникновение и развитие хозяйства мира;
Современная экономика
В качестве форм проведения занятий используются лекции ,практикумы,опорные конспекты,различные виды тестов,схемы,
рисунки.
Учебная программа прикладного курса
«Географическая история человечества»
Содержание курса содержит следующие темы и разделы»
1)»Детство» человечества(2ч). Как человек заселял землю, когда ещё не было хозяйства.
2)»Юность» человечества(5). Становление аграрного хозяйства, развитие не аграрных видов хозяйственной деятельности, эпоха великих географических открытий, человечество в эпоху своей «юности», миграция людей и распространение религиозных идей, география религий.
3)»Молодость» человечества(4ч). Становление промышленного производства, индустриальное развитие мира первой половине ХХ века, научно-техническая революция и развитие новейших производств в середине ХХ века, неравномерность Экономического развития и сдвиги в географии обрабатывающей промышленности .
4)»Зрелость» человечества (7ч). Постиндустриальная эпоха-мост между вчерашним днём ,»старые знакомые»-транспорт и связь, «новые лица»- услуги, современная информационная экономика, динамика мирового населения и его половозрастной состав, расселение-географический рисунок мирового населения, урбанизация-феномен XXI века, человечество-мозаика народов.
5)Хозяйство мира в конце ХХ века(7ч). Тенденции и особенности развития современного всемирного хозяйства, интернационализация хозяйственной жизни, структура современного мирового хозяйства, территориальные различия хозяйства мира, «кто есть кто» в мировой экономике, экономический профиль и типы организации хозяйства стран мира.
6)»кровеносная система» мировой экономики(8ч). Современные мирохозяйственные связи, международная специализация производства, международное кооперирование производства, внешняя торговля товарами, международная финансовая деятельность, мировой валютный рынок, мировой кредитный и инвестиционные рынки, международная тор говля научно-техническими знаниями, международные трудовые миграции, международный туризм
тема
Количество часов
Сроки
Методы и формы обучения
Формы
контроля
всего
Теор.
Практ.
I
« Детство» человечества
2
1
1
Как человек засеял землю
1
1
Лекция с элементами беседы
2
Когда еще не было хозяйство
1
0,5
0,5
Частично-поисковый
ІІ
«Юность» человечества
5
3
Становление аграрного хозяйства
1
0,5
0,5
Частично-поисковый
4
Развитие не аграрных видов хозяйственной деятельности
1
1
5
Эпоха великих географических открытий
1
1
практикум
6
Миграция людей и распространение религиозных идей
1
0,5
0,5
Частично-поисковый
7
География религий
1
1
практикум
ІІІ
«Молодость »человечества
4
8
Становление промышленного производства
1
1
лекция
9
Индустриальное развитие мира в первой половине ХХ в
1
1
Лекция с элементами беседы
10
Научно-техническая революция и развитие новейших производств в середине ХХ века
1
1
Лекция с элементами беседы
11
Неравномерность экономического развития сдвиг в географии обрабатывающей промышленности
1
1
практикум
IV
«Зрелость»человечества
7
12
Постиндустриальная эпоха-мост между вчерашним и завтрашним днем
1
1
беседа
13
«Старые знакомые»-транспорт и связь. «Новые лица»- услуги
1
1
Анализ таблиц
14
Современная информационная экономика
1
1
Творческая
15
Динамика мирового населения и его половозрастной состав
1
1
Частично-поисковой
16
Расселение-географической рисунок мирового населения
1
1
практикум
17
Урбанизация-феномен ХХI века
1
1
Беседа с элементами лекции
18
Человечество- мозаика народов
1
1
Беседа с элементами лекции
V
Хозяйство мира в конце ХХ века
7
19
Тенденции и особенности развития современного всемирного хозяйства
1
0,5
0,5
Частично-поисковый
20
Интернационализация хозяйственной жизни
1
0,5
0,5
Частично-поисковый
21
Структура современного мирового хозяйства
1
1
Лекция, анализ схем
22
Территориальные различия хозяйства мира
1
1
Лекция, анализ схем
23
«Кто есть кто» в мировой экономике
1
1
практикум
24
Экономический профиль и типы организации хозяйства стран мира
1
0,5
0,5
Частично-поисковой
25
«Экономическое здоровье» стран мира
1
0,5
0,5
Частично-поисковой
VI
«Кровеносная система» мировой экономики
8
26
Современные мирохозяйственные связи
1
1
Беседа с элементами лекции
27
Международная специализация производства
1
0,5
0,5
Частично-поисковой
28
Международное кооперирование производства
1
0,5
0,5
практикум
29
Внешняя торговля товарами
1
0,5
0,5
практикум
30
Международная финансовая деятельность. Мировой валютный рынок
1
1
беседа
31
Мировой кредитный и инвестиционный рынки
1
1
Самостоятельная
32
Международная торговля научно-техническими знаниями. Международные трудовые миграции
1
1
самостоятельная
33
Международный туризм
1
1
Творческая работа
34
Зачёт
1
1
Защита реферата
Используемая литература
1.Энциклопедия «География» Москва «Атланта» 2010г
2.А.Н.Кузнецов. население и хозяйство мира.»Дрофа»-
Учебные сайты
.