Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Общество и природа".»
Обществознание
Урок № 7.
Раздел 1.2. Общество как сложная динамичная система.
Тема: Общество и природа.
Цель: Рассмотреть взаимодействие природы и общества.
Задачи:
(Образовательная ) рассмотреть понятие природа;
(Развивающая) распознавать этапы взаимодействия человека и природы;
(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма, через связь природы и общества.
Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.
Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока.
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания (20 минут)
Что представляет собой общество в широком смысле.
Перечислите виды общества.
Перечислите и охарактеризуйте сферы общественной жизни.
Охарактеризуйте особенности общественных отношений на современном этапе.
Что такое социальный институт?
Что такое институционализация?
Чем социальное взаимодействие отличается от социального института?
Как подразделяются социальные институты?
Каковы основные функции социальных институтов?
Назовите типы профессий по признаку различий их объектных систем. (50 минут)
План
Что такое природа?
Взаимосвязь человека и природы.
Экологические проблемы.
№1. Что такое природа?
Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, - циркуляция воздуха и т. д. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвется, тохочевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам Земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день».
В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Природа — это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — все это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, ископаемых углеводородов— нефти, угля — и цивилизация рухнет. Мы снова вернемся в каменный век.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природные процессы, на окружающую среду.
Что же такое природа? Ученые употребляют это слово в двух значениях. Первое — более широкое — природа как окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Второе — природа как биосфера нашей планеты, т. е. земная оболочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в высоких горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.
№2. Взаимосвязь человека и природы.
Обратимся к библейской притче о сотворении мира. Согласно ей Бог создал растения, животных, птиц в разные дни и так, что они не имели между собой ничего общего: все они сотворены «по роду их». Человек же — особое дело. Его Всевышний создал по своему подобию. Таким образом, религиозное учение, объясняя сотворение мира, приспособленного для жизни человека, разделяло его на обитателей земли, воды, воздуха. Научное же знание говорит о единстве мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Не будем приводить здесь всю сумму научных доказательств этого факта. О них вы узнаете на уроках биологии. Вспомним еще один известный рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». Его герои с помощью машины времени отправились путешествовать в далекое прошлое, на 60 млн лет назад, чтобы поохотиться на динозавров.
Компания, организующая такие путешествия, казалось бы, предусмотрела все, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу, куда прибудут охотники. Вот как рассуждает один из героев: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это означает, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет -верно?.. Не хватит мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше — погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгниет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющий весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но увы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает с голоду. А этот человек... не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто — и так далее, "и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека — и вы уничтожите целое племя, народ, историческую цивилизацию». Эти рассуждения оказались пророческими. Один из путешественников, сойдя со специально проложенной тропы, нечаянно раздавил бабочку. Последствия этого отразились на всей цепи последующих событий. Герои поняли это, возвратившись в свое время.
Мы понимаем, конечно, что рассказ написан фантастом. Однако он очень поучителен. Как легко нарушить связи, существующие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский ученый В. И. Вернадский считал, что с необходимостью придет то время, когда дальнейшая эволюция планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман специальный термин — ноосфера (в переводе с латинского — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив ее развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту сферу предполагает в первую очередь изменение отношений человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию в развитии природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
№3.
Антропогенный период, т.е. период, в котором возник человек, является революционным в истории Земли. Человечество проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности станет еще более решающим.
Технические возможности человека изменять природную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической революции.
Ныне человек способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.
Казалось бы, человек становится все менее зависим от природы, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выяснилось, что рост могущества человека ведет к увеличению отрицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, значение которых только сейчас начинает осознаваться.
Развитие общества идет в непосредственном взаимодействии с окружающей его природной средой. Эволюцию взаимоотношений природы и общества можно представить в виде пяти сменяющих друг друга стадий:
1) непосредственное единство человека с природой и становление трудовой деятельности (изготовление из природных материалов орудий как первый способ целенаправленного преобразования окружающей среды);
2) переход к охоте в процессе совершенствования создаваемых для этого орудий и развития общественных форм жизни;
3) переход в результате неолитической революции к земледельческо-скотоводческому хозяйству;
4) переход в результате промышленной революции к главенству индустриального производства и развитие техники как эффективного способа преобразования природы;
5) переход к главенству производства информации и гармонизации взаимоотношений человека и природы в постиндустриальном обществе в процессе создания экологической цивилизации.
Многочисленные научные данные показывают, что экологическая обстановка на нашей планете не всегда была одной и той же. Более того, она испытывала резкие перемены, отражавшиеся на всех ее компонентах. Одно из таких глобальных изменений произошло, по-видимому, на самом начальном этапе развития жизни на Земле, когда в результате деятельности живого вещества атмосфера нашей планеты резко изменилась, в ней появился кислород, и за счет этого была обеспечена возможность дальнейшего становления и распространения жизни. Живые существа создали нужную им атмосферу. В процессе своей эволюции живое вещество, преображаясь само и одновременно изменяя неживую материю, сформировало биосферу - неразрывную целостную систему живых и неживых компонентов нашей планеты.
Процесс становления биосферы идет через выявление и разрешение противоречий между отдельными компонентами, и периоды резкого обострения противоречий могут быть названы экологическими кризисами.
Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Первый экологический кризис — кризис палеолита — был связан с истреблением крупных наземных млекопитающих. Второй кризис начал разрастаться после неолитической революции в связи с интенсификацией вырубки леса под поля. Накапливается все больше данных о том, что и древнейшие цивилизации гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми не могли справиться. В связи с этим интересна идея о созидательных и разрушительных кризисах, точнее, о творческом ответе на кризис и об отсутствии такового. Как пример созидательного кризиса можно рассматривать неолитическую революцию.
Ранняя мифология вытекает из культа природы и развивает его, обожествляя землю, воду, плодородие и т. п., но затем начинает отражать реально растущее отчуждение человека от природы. Причем соотношение этих двух тенденций неодинаково в различных культурах. Выделяют относительно стабильные и изолированные цивилизации Древней Индии и Древнего Китая, в большей мере порождавшие эко-фильную — сохранительную, направленную на гармоничное сосуществование человека и природы, — мифологию и культуру, и развивавшиеся на стыках этнических и культурных миграций древние цивилизации Ближнего Востока, порождавшие экофобную — агрессивную, направленную на конфронтацию с природой, -- мифологию и культуру. Недаром понятие «ахимса» — стремление не повредить всему живому не только делом, но и помыслом, словом — возникло именно в древнеиндийской культуре.
Противоречие между человеком и природой в прежние времена нарастало главным образом в сельскохозяйственной сфере. Новыми факторами обострения экологического положения стали развитие капиталистического способа производства и индустриализация. По существу, в последние четыре века человечество в лице сначала западной цивилизации, а ныне и глобально развернуло крупномасштабную войну с природой, и результатом ее стал глобальный экологический кризис.
Характерной особенностью нашего времени являются интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее интенсификацией и глобализацией негативных последствий этого воздействия. И если раньше человечество переживало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-либо цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то теперешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе.
Кризисных точек как в проблемном, так и в простран ственном смысле становится все больше, и они ока зываются тесно связанными между собой, образуя становящуюся все более частой сеть, что свидетель ствует о глобальном экологическом кризисе и угрозе экологической катастрофы.
Рассмотрим более подробно современную экологическую ситуацию на нашей планете. Процессы жизнедеятельности человека в общем плане можно представить следующим образом. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезные для себя продукты (материальные и духовные) и возвращает в природу отходы своей деятельности, образующиеся как при преобразовании исходных веществ, так и при использовании изготовленных из них продуктов. Материально-производственная часть деятельности человека выражается в незамкнутой цепи.
Каждый из этих элементов влечет за собой негативные последствия, которые можно разделить (конечно же, до некоторой степени условно) на реальные отрицательные последствия, ощутимые сейчас (например, загрязнение природной среды, эрозия почвы и т.д.) и потенциальные опасности (исчерпание ресурсов, техногенные катастрофы и др.).
Отдельные регионы планеты, находящиеся на разных ступенях экономического развития, испытывают различные трудности: для развивающихся стран — это традиционная проблема нехватки пищевых продуктов, для развитых — перспектива исчерпания природных ресурсов и загрязнения природной среды. Кажется, что перед различными районами Земли стоят противоположные задачи. Так, в странах Юго-Восточной Азии одна из важнейших проблем — снижение рождаемости, в то время как во многих западных странах рост населения считается необходимым для развития промышленности и сельского хозяйства.
Специфика угрозы глобального экологического коллапса заключается не только в недостатке продуктов питания (эта проблема стояла всегда) и не только в исчерпании природных ресурсов (об этом писали еще в XIX в.). К этим двум прибавились новые, и главная — загрязнение природной среды, вставшая как глобальная проблема в XX в. Это создало качественно новое состояние взаимоотношений общества с природной средой, одним из самых существенных свойств которого является переплетение и взаимное усиливающееся действие экологических трудностей. Так, резкое уменьшение водных ресурсов является следствием и интенсивного (сверх естественного прироста) извлечения их, и загрязнения вод. Другой пример: сжигание огромного количества топлива, вырубание лесов, загрязнение нефтепродуктами и пестицидами океана, ведущее к гибели в нем растительности — основного поставщика кислорода, все это воздействует вместе, сокращая количество кислорода в атмосфере.
Переплетение экологически негативных последствий препятствует попыткам решить какую-либо частную экологическую проблему. При соответствующих усилиях она может быть решена, но это ведет к возникновению и обострению других проблем. Происходит не окончательное решение, а как бы сдвиг проблем.
Можно получить неограниченное количество продовольствия и промтоваров, но встанет проблема загрязнения; можно, развивая атомную энергетику, получить бесконечно большое количество энергии, но возникает проблема роста энтропии, теплового перегрева планеты и увеличения нестабильности климата.
На основании анализа экологической ситуации можно сделать вывод, что следует говорить скорее не об окончательном решении экологической проблемы, а о перспективах сдвига частных проблем с целью улучшения и гармонизации взаимоотношений человека с природной средой в существующих исторических условиях.
Современная экологическая ситуация показывает, что влияние природы на человека зависит от объективных закономерностей ее развития, и это заставляет обращать пристальное внимание на изучение механизмов ее целостного функционирования. Так как в природе «все связано со всем», невозможно воздействие на часть системы без последствия для всей системы, как для биосферы, так и для отдельного организма. Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем сложнее система, тем больше у нее скомпенсированных связей, что и позволяет ее долго и безнаказанно разрушать. Но потом, когда пройден порог адаптации, наступают необратимые изменения, что и происходит с биосферой в наше время.
Как связаны природа и общество?
Вспомните определения понятий «природа», «биосфера», «ноосфера». Можно ли поставить знак равенства между понятиями «биосфера» и «живая природа»? Как вы считаете, что необходимо для вступления человечества в эпоху ноосферы?
Что, на ваш взгляд, в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем он показал себя как глубокий реалист?
В чем причина противоречивости отношений человека с природой?
Что такое локальный и региональный экологические кризисы?
Почему глобальный экологический кризис возник именно в наше время?
В чем принципиальное отличие жизнедеятельности биосферы от деятельности человечества в природе?
Приведите примеры отличия реальных последствий от потенциальных опасностей. (10 минут)