kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по теме "Общество и природа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена на основе ФГОС СПО и соотвесвует требованиям возрастных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме "Общество и природа".»

Обществознание

Урок № 7.

Раздел 1.2. Общество как сложная динамичная система.

Тема: Общество и природа.

Цель: Рассмотреть взаимодействие природы и общества.

Задачи:

(Образовательная ) рассмотреть понятие природа;

(Развивающая) распознавать этапы взаимодействия человека и природы;

(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма, через связь природы и общества.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания (20 минут)

  1. Что представляет собой общество в широком смысле.

  2. Перечислите виды общества.

  3. Перечислите и охарактеризуйте сферы общественной жизни.

  4. Охарактеризуйте особенности общественных отношений на современном этапе.

  5. Что такое социальный институт?

  6. Что такое институционализация?

  7. Чем социальное взаимодействие отличается от социального института?

  8. Как подразделяются социальные институты?

  9. Каковы основные функции социальных институтов?

  10. Назовите типы профессий по признаку различий их объектных систем. (50 минут)


План

  1. Что такое природа?

  2. Взаимосвязь человека и природы.

  3. Экологические проблемы.


1. Что такое природа?

Природа — это естественная среда оби­тания человека. Конечно, можно предположить и такую фанта­стическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном ми­ре, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходи­мые условия человеческого существования: нужная температу­ра, давление, - циркуляция воздуха и т. д. И даже если предста­вить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвется, тохочевидно, нечто существенное будет утраче­но. О неодолимой тяге к краскам Земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день».

В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со сме­хом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, тол­кались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули ру­ки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту уди­вительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. По­дул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему до­му-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Природа — это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы че­ловеку в производственной деятельности и в повседневной жиз­ни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, метал­лы, уголь — все это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, ископаемых углево­дородов— нефти, угля — и цивилизация рухнет. Мы снова вер­немся в каменный век.

Таким образом, природа служит естественной основой жизне­деятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разо­браться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли приро­ды в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйст­венной деятельности человека на природные процессы, на окру­жающую среду.

Что же такое природа? Ученые употребляют это слово в двух значениях. Первое — более широкое — природа как окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Вто­рое — природа как биосфера нашей планеты, т. е. земная обо­лочка, охваченная жизнью. Жизнь на Земле есть в лесах, степях и пустынях, в океане и пресных водоемах, в высоких горах и почве. Там, где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.


2. Взаимосвязь человека и природы.

Обратимся к библейской притче о сотворении мира. Согласно ей Бог создал растения, животных, птиц в разные дни и так, что они не имели между собой ничего общего: все они сотворены «по роду их». Человек же — особое дело. Его Всевышний создал по своему подобию. Таким образом, религиозное учение, объясняя сотворение мира, приспособленно­го для жизни человека, разделяло его на обитателей земли, во­ды, воздуха. Научное же знание говорит о единстве мира. Все живое на Земле связано крепчайшими узами природного родст­ва, тесным взаимодействием друг с другом. Не будем приводить здесь всю сумму научных доказательств этого факта. О них вы узнаете на уроках биологии. Вспомним еще один известный рас­сказ Р. Брэдбери «И грянул гром». Его герои с помощью маши­ны времени отправились путешествовать в далекое прошлое, на 60 млн лет назад, чтобы поохотиться на динозавров.

Компания, организующая такие путешествия, казалось бы, предусмотрела все, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу, куда прибудут охотники. Вот как рассуждает один из героев: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это означает, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет -верно?.. Не хватит мышей — умрет одна лиса. Десятью лисами меньше — погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгниет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяю­щий весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но увы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный че­ловек умирает с голоду. А этот человек... не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто — и так далее, "и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека — и вы уничто­жите целое племя, народ, историческую цивилизацию». Эти рас­суждения оказались пророческими. Один из путешественников, сойдя со специально проложенной тропы, нечаянно раздавил ба­бочку. Последствия этого отразились на всей цепи последующих событий. Герои поняли это, возвратившись в свое время.

Мы понимаем, конечно, что рассказ написан фантастом. Од­нако он очень поучителен. Как легко нарушить связи, существу­ющие в природе, к каким необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу. Великий русский ученый В. И. Вер­надский считал, что с необходимостью придет то время, когда дальнейшая эволюция планеты, а следовательно, и человеческо­го общества будет направляться разумом. Биосфера станет по­степенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман специальный термин — ноосфера (в переводе с латинского — ра­зум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную ак­тивностью человека, его разумной деятельностью.

Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраз­дельно господствовать над природой, полностью подчинив ее развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту сферу предпола­гает в первую очередь изменение отношений человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при ко­торой можно обеспечить гармонию в развитии природы и обще­ства. Время покажет, возможно ли это.


№3.

Антропогенный период, т.е. период, в котором возник че­ловек, является революционным в истории Земли. Человече­ство проявляет себя как величайшая геологическая сила по масштабам своей деятельности на нашей планете. А если вспомнить о непродолжительности времени существования человека по сравнению с жизнью планеты, то значение его деятельности станет еще более решающим.

Технические возможности человека изменять природ­ную среду стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху научно-технической револю­ции.

Ныне человек способен осуществить такие проекты преоб­разования природной среды, о которых еще сравнительно не­давно не смел и мечтать.

Казалось бы, человек становится все менее зависим от при­роды, подчиняя ее своему влиянию, преображая в соответ­ствии со своими целями. Однако все чаще слышатся слова «охрана природы», «экологический кризис» и т.п. Выясни­лось, что рост могущества человека ведет к увеличению от­рицательных для природы и в конечном счете опасных для существования человека последствий его деятельности, зна­чение которых только сейчас начинает осознаваться.

Развитие общества идет в непосредственном взаимодей­ствии с окружающей его природной средой. Эволюцию взаимоотношений природы и общества можно представить в виде пяти сменяющих друг друга стадий:

1) непосредственное единство человека с природой и становление трудо­вой деятельности (изготовление из природных материалов орудий как первый способ целенаправленного преобразования окружающей среды);

2) переход к охоте в процессе совершенствования создаваемых для этого орудий и развития общественных форм жизни;

3) переход в результате неолитической революции к земледельческо-скотоводческому хо­зяйству;

4) переход в результате промышленной революции к главенству индустриального производства и развитие техники как эффективного способа преобразования природы;

5) переход к главенству производства информации и гармонизации взаимоотношений человека и природы в постиндустриальном обществе в процессе создания экологической ци­вилизации.

Многочисленные научные данные показывают, что эко­логическая обстановка на нашей планете не всегда была одной и той же. Более того, она испытывала резкие переме­ны, отражавшиеся на всех ее компонентах. Одно из таких глобальных изменений произошло, по-видимому, на самом начальном этапе развития жизни на Земле, когда в резуль­тате деятельности живого вещества атмосфера нашей пла­неты резко изменилась, в ней появился кислород, и за счет этого была обеспечена возможность дальнейшего становле­ния и распространения жизни. Живые существа создали нужную им атмосферу. В процессе своей эволюции живое вещество, преображаясь само и одновременно изменяя не­живую материю, сформировало биосферу - неразрывную целостную систему живых и неживых компонентов нашей планеты.

Процесс становления биосферы идет через выявление и разрешение противоречий между отдельными компонентами, и периоды резкого обострения противоречий могут быть названы экологическими кризисами.

Становление и развитие человеческого общества сопрово­ждалось локальными и региональными экологическими кри­зисами антропогенного происхождения. Первый экологиче­ский кризис — кризис палеолита — был связан с истребле­нием крупных наземных млекопитающих. Второй кризис начал разрастаться после неолитической революции в связи с интенсификацией вырубки леса под поля. Накапли­вается все больше данных о том, что и древнейшие цивили­зации гибли не только от нашествия завоевателей, но и от собственных экологических трудностей, с которыми не мог­ли справиться. В связи с этим интересна идея о созидательных и разрушительных кризисах, точнее, о творческом от­вете на кризис и об отсутствии такового. Как пример созида­тельного кризиса можно рассматривать неолитическую рево­люцию.

Ранняя мифология вытекает из культа природы и разви­вает его, обожествляя землю, воду, плодородие и т. п., но за­тем начинает отражать реально растущее отчуждение чело­века от природы. Причем соотношение этих двух тенденций неодинаково в различных культурах. Выделяют относитель­но стабильные и изолированные цивилизации Древней Ин­дии и Древнего Китая, в большей мере порождавшие эко-фильную сохранительную, направленную на гармонич­ное сосуществование человека и природы, мифологию и культуру, и развивавшиеся на стыках этнических и куль­турных миграций древние цивилизации Ближнего Востока, порождавшие экофобную агрессивную, направленную на конфронтацию с природой, -- мифологию и культуру. Недаром понятие «ахимса» — стремление не повредить все­му живому не только делом, но и помыслом, словом — воз­никло именно в древнеиндийской культуре.

Противоречие между человеком и природой в прежние времена нарастало главным образом в сельскохозяйственной сфере. Новыми факторами обострения экологического поло­жения стали развитие капиталистического способа произ­водства и индустриализация. По существу, в последние че­тыре века человечество в лице сначала западной цивилиза­ции, а ныне и глобально развернуло крупномасштабную вой­ну с природой, и результатом ее стал глобальный экологиче­ский кризис.

Характерной особенностью нашего времени являются ин­тенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается не­бывалыми ранее интенсификацией и глобализацией нега­тивных последствий этого воздействия. И если раньше че­ловечество переживало локальные и региональные эколо­гические кризисы, которые могли привести к гибели какой-либо цивилизации, но не препятствовали дальнейшему про­грессу человеческого рода в целом, то теперешняя эко­логическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку современный человек разрушает ме­ханизмы целостного функционирования биосферы в плане­тарном масштабе.

Кризисных точек как в проблемном, так и в простран ственном смысле становится все больше, и они ока зываются тесно связанными между собой, образуя становящуюся все более частой сеть, что свидетель ствует о глобальном экологическом кризисе и угрозе экологической катастрофы.

Рассмотрим более подробно современную экологическую ситуацию на нашей планете. Процессы жизнедеятельности человека в общем плане можно представить следующим об­разом. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в по­лезные для себя продукты (материальные и духовные) и воз­вращает в природу отходы своей деятельности, образующие­ся как при преобразовании исходных веществ, так и при ис­пользовании изготовленных из них продуктов. Материально-производственная часть деятельности человека выражается в незамкнутой цепи.

Каждый из этих элементов влечет за собой негативные последствия, которые можно разделить (конечно же, до некоторой степени условно) на реальные отрицательные послед­ствия, ощутимые сейчас (например, загрязнение природной среды, эрозия почвы и т.д.) и потенциальные опасности (ис­черпание ресурсов, техногенные катастрофы и др.).

Отдельные регионы планеты, находящиеся на разных сту­пенях экономического развития, испытывают различные трудности: для развивающихся стран — это традиционная проблема нехватки пищевых продуктов, для развитых — пер­спектива исчерпания природных ресурсов и загрязнения при­родной среды. Кажется, что перед различными районами Земли стоят противоположные задачи. Так, в странах Юго-Восточной Азии одна из важнейших проблем — снижение рождаемости, в то время как во многих западных странах рост населения считается необходимым для развития про­мышленности и сельского хозяйства.

Специфика угрозы глобального экологического коллапса заключается не только в недостатке продуктов питания (эта проблема стояла всегда) и не только в исчерпании природ­ных ресурсов (об этом писали еще в XIX в.). К этим двум прибавились новые, и главная — загрязнение природной среды, вставшая как глобальная проблема в XX в. Это соз­дало качественно новое состояние взаимоотношений обще­ства с природной средой, одним из самых существенных свойств которого является переплетение и взаимное усили­вающееся действие экологических трудностей. Так, резкое уменьшение водных ресурсов является следствием и интен­сивного (сверх естественного прироста) извлечения их, и за­грязнения вод. Другой пример: сжигание огромного коли­чества топлива, вырубание лесов, загрязнение нефтепродук­тами и пестицидами океана, ведущее к гибели в нем растительности — основного поставщика кислорода, все это воз­действует вместе, сокращая количество кислорода в атмо­сфере.

Переплетение экологически негативных последствий пре­пятствует попыткам решить какую-либо частную экологиче­скую проблему. При соответствующих усилиях она может быть решена, но это ведет к возникновению и обострению дру­гих проблем. Происходит не окончательное решение, а как бы сдвиг проблем.

Можно получить неограниченное количество продоволь­ствия и промтоваров, но встанет проблема загрязнения; можно, развивая атомную энергетику, получить бесконечно боль­шое количество энергии, но возникает проблема роста энтро­пии, теплового перегрева планеты и увеличения нестабиль­ности климата.

На основании анализа экологической ситуации можно сде­лать вывод, что следует говорить скорее не об окончательном решении экологической проблемы, а о перспективах сдвига частных проблем с целью улучшения и гармонизации взаи­моотношений человека с природной средой в существующих исторических условиях.

Современная экологическая ситуация показывает, что влияние природы на человека зависит от объективных зако­номерностей ее развития, и это заставляет обращать при­стальное внимание на изучение механизмов ее целостного функционирования. Так как в природе «все связано со всем», невозможно воздействие на часть системы без последствия для всей системы, как для биосферы, так и для отдельного организма. Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или будут затронуты наиболее существенные из них, система прекращает существование. Чем сложнее система, тем больше у нее скомпенсированных связей, что и позволя­ет ее долго и безнаказанно разрушать. Но потом, когда прой­ден порог адаптации, наступают необратимые изменения, что и происходит с биосферой в наше время.



  1. Как связаны природа и общество?

  1. Вспомните определения понятий «природа», «биосфера», «ноосфера». Можно ли поставить знак равенства между понятиями «биосфера» и «живая природа»? Как вы считаете, что необходимо для вступления человечества в эпоху ноосферы?

  2. Что, на ваш взгляд, в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чем он показал себя как глубокий реалист?

  3. В чем причина противоречивости отношений человека с природой?

  4. Что такое локальный и региональный экологические кризисы?

  5. Почему глобальный экологический кризис возник именно в наше время?

  6. В чем принципиальное отличие жизнедеятельности биосферы от деятельности человечества в природе?

  7. Приведите примеры отличия реальных последствий от потенциальных опасностей. (10 минут)

5. Домашнее задание: А.И. Клименко, с.62-67. (7 минуты)

5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по теме "Общество и природа".

Автор: Халардина дарья Вячеславовна

Дата: 11.11.2019

Номер свидетельства: 526587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов) "
    ["seo_title"] => string(97) "priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-dlia-8-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "203307"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429456563"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "203308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429457027"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Природа и человек. Явления природы. Физика – наука о природе."
    ["seo_title"] => string(63) "priroda-i-chieloviek-iavlieniia-prirody-fizika-nauka-o-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "299259"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456487648"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(45) "liektsiia-priroda-v-muzykie-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "236894"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444191988"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства