kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                  К 175-летию Петра Ильича Чайковского.

В год литературы

Лекция – концерт «Природа в музыке»

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893 г.)

В этом году все прогрессивное человечество отмечает 175-летие со дня рождения великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. «Феномен Чайковского заключается в том, что его музыка пользуется огромной популярностью и в России и за рубежом. Где звучит Чайковский там всегда аншлаг. Творчество Чайковского - антология русской музыки, это антология мышления художника. Это о жизни и смерти, о величии, о красоте, о силе. Об энергии, о страданиях, о подвиге, о природе, о поэтичности. Сам композитор говорил, что его произведения - «музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…»

XIX век по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на другие виды искусств и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX века в литературе распространяется эстетика романтизма, предполагавшая создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества.

В 1830-50егг. развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина - создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа.

Формировавшийся в 60-70-е годы XIX века в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе.

В первой половине XIX в зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX века господствовали, как и в литературе, романтические тенденции.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе периода реализма, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

Музыка Чайковского  отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

 Родился композитор 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния). Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери.

В детстве получил домашнее воспитание, а затем, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции.

       «Детский альбом»

Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

 «Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк - почитательнице и другу композитора: «.Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт. Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».

Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию - своё последнее произведение.

Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

В альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» -  называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).

Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре инонациональные песенки: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями»

«Песенка без слов»

Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю жизнь композитора. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Еще в раннем детстве он писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, воспитательница и первая учительница Чайковского. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату Модесту Ильичу. Детские сочинения Чайковского в стихах и прозе были посвящены России и Франции, любимой героине Жанне д'Арк, девочке-сиротке, бедной птичке и др.

. В период учебы в Училище Правоведения Чайковский участвовал в рукописном ученическом литературном журнале. Соученик Чайковского по консерватории, позже известный русский критик Г.А.Ларош вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом …человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу. Нет сомнения, что это соединение в нем литературных и музыкальных данных сделало бы из него первоклассного музыкального писателя, если б у него явилась любовь к делу." Ларош также отмечал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой, он был также талантливым переводчиком. Ему же принадлежат некоторые литературные тексты в его романсах, операх, а также стихи, среди которых были бесчисленные стихотворные каламбуры и знаменитый "Ландыш", на текст которого композитор А.С.Аренский даже написал романс. Стихотворные опыты Чайковского не велики, но крайне интересны и любопытны. Его перу принадлежат многие стихи в его операх, например, тексты арии Елецкого в "Пиковой даме", ариозо Германа "Что наша жизнь", некоторых романсов. Например, текст романса "Простые слова".  

Наиболее интересными произведениями Чайковского в поэтическом жанре являются "Соловушко" и "Ландыши". О стихотворении "Ландыши" Чайковский писал: ".Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес.за ландышами. Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные. Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой". При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.

Петр Ильич был одним  из самых пылких поклонников красоты этого цветка.  Он называл ландыш «царем цветов».
Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их.

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.

Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе:

«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».

Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть её.

«Романс»

Окунемся в удивительный по красоте мир романсов П. И. Чайковского. Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников – А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов), Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.

Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всем богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений, связанных с этой темой. Достаточно много в романсах и глубоких лирико-философских тем. Несколько романсов написано в духе народных песен.

         Пьесу «Романс»  можно было бы назвать Романсом разбитого сердца, — грустная чарующая ориентальной-венецианская мелодия прерывается отчаянным русским безумием в средней части.

Молодой Чайковский влюбился в парижскую оперную певицу Дезирé Артó, с которой познакомился во время ее гастролей в России в 1868 году. Дело шло к помолвке, однако, вероятно, Чайковский проявил нерешительность из-за противодействия родственников и друзей с обеих сторон, — мадемуазель Арто была старше на несколько лет и к тому времени — уже мировая знаменитость (в отличие от неизвестного начинающего композитора).

        Певица через несколько месяцев выскочила замуж за какого-то испанского певца, а разочарованный Чайковский написал печальный романс без слов.

Чайковский свои чувства к певице выразил в посвященной ей фортепианной пьесе-романсе ор.5, одной из самых популярных ныне пьес. В ней "говорящая", изумительно красивая мелодия, порыв и душевное волнение. Пьеса - лирическая зарисовка душевной жизни композитора тех дней.

Прошедших дней очарованья,
Мне вас душе не возвратить!
В любви узнав одни страданья,
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.

К ней сны младые не забродят,
Опять с надеждой не мирят;
В странах волшебных с ней не ходят,
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.

Ее один удел печальный:
Года бесчувственно провесть,
И в край, для горестных недальний,
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть.
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского" »

К 175-летию Петра Ильича Чайковского.



В год литературы

Лекция – концерт «Природа в музыке»

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893 г.)


В этом году все прогрессивное человечество отмечает 175-летие со дня рождения великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. «Феномен Чайковского заключается в том, что его музыка пользуется огромной популярностью и в России и за рубежом. Где звучит Чайковский там всегда аншлаг. Творчество Чайковского - антология русской музыки, это антология мышления художника. Это о жизни и смерти, о величии, о красоте, о силе. Об энергии, о страданиях, о подвиге, о природе, о поэтичности. Сам композитор говорил, что его произведения - «музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…»

Мы предлагаем Вам сегодня погрузиться в атмосферу гармонии, красоты, грации и изящества 2015 год объявлен годом литературы.

XIX век по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на другие виды искусств и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX века в литературе распространяется эстетика романтизма, предполагавшая создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества.

В 1830-50егг. развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина - создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа.

Формировавшийся в 60-70-е годы XIX века в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе.

В первой половине XIX в зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX века господствовали, как и в литературе, романтические тенденции.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе периода реализма, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

Музыка Чайковского отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.

Родился композитор 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния). Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери.

В детстве получил домашнее воспитание, а затем, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции.



Интересное о Чайковском

     Как-то раз известного художника Волкова спросили, как он начинал свою карьеру. Волков раздраженно ответил, что для хлеба насущного ему приходилось служить в департаменте, причем одному за двоих, потому что рядом с ним протирал штаны один свистун, который ничего не умел, ничего не хотел, а только сидел и насвистывал целыми днями...
— Наверно, этот свистун плохо кончил?
— Да уж конечно! Входящие данные он не записывал, исходящие бумаги не отмечал... При сокращении вакансий нас первыми со службы выгнали. Он поступил в консерваторию, а я стал художником, — со вздохом закончил рассказчик. — А фамилия его была Чайковский.


В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А.Г.Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату «К Радости» на стихи Ф.Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна - Николаем Рубинштейном.

 За довольно короткую жизнь Петр Ильи Чайковский написал много музыки: 10 опер, 3 балета, 14 симфонических произведений, а также хоровые произведения, камерно-инструментальные произведения, массу фортепианной музыки и 112 романсов.


«Детский альбом»


Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.

В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.

О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк - почитательнице и другу композитора: «...Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт... Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».

Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию - своё последнее произведение.

Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.

В альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» -  называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.

Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).

Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре инонациональные песенки: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями».


. В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Немецкая песенка» весела и бесхитростна. В гармонии напоминает звучание шарманки,


Альпийские снега
Сверкают в синеве,
Высокие вершины
Так манят нас к себе.

Там горы исполины
Долину обрамляют,
И Черный лес оберегает
От холодов и вьюг.

Среди долины тихой
Искрятся воды Рейна
И гроздья винограда
Свисают до земли.

Лишь солнечные ветры
Ласкают гроздья нежно,
Играя легким бризом
На голубой волне.


«Камаринская» - название русской народной плясовой песни, а также пляски под мотив этой песни. Этот знаменитый наигрыш русской пляски. На первый план выступает искусство варьирования – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его звонкие и яркие краски. Здесь вы услышите и звучание балалайки и гармоники.


До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед.

Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И кадка, и ушат, и грабли и ухват,
И веник, и метла, и ножки у стола.

Пляшут чайники, пляшут ложки и горшки,
Сковородки, поварёшки, котелки.
Пляшут миски, пляшут вёдра, пляшет таз…
До чего сегодня весело у нас!



«Сладкая грёза» - типичный «фортепианный» романс. Пьеса передаёт мечтательное трепетное состояние души. Засыпая, ребёнок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия пьесы. Истоки её – в вокальной музыке широкого дыхания - оперной арии, романсе. Обратите внимание на мягкое, нежное звучания пьесы

Вальсовый  ритм  придаёт особое очарование нежной, взволнованной мелодии. Элементы дуэта говорят о первых мечтах, о взаимности. В музыке слышны скрытые вопросы, робкие признания


Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой, -
Это музыка торопит
И зовёт нас за собой.



Завершается сборник пьесой «В церкви». Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма.
Вечером каждый человек благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался). Даже если не знать, как П. Чайковский относился к религии и церкви, сам факт завершения большого циклического музыкального произведения пьесой, навеянной образами церковной службы, должен убедить нас в трепетном отношении композитора к православным церковным обрядам.

Музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».


Господи мой, Боже!
Душу возношу к Тебе.
Святый, научи меня,
Дай мне понять, что есть Любовь.

Господи мой, Боже!
Научи меня любить.
Уповаю на Тебя.
Не покидай меня, Господь!

Не покидай меня!
Не оставляй меня!
Господь, спаси и помилуй меня!
Даруй, Господь, Веру и Любовь!







«Песенка без слов»


Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю жизнь композитора. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Еще в раннем детстве он писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, воспитательница и первая учительница Чайковского. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату Модесту Ильичу. Детские сочинения Чайковского в стихах и прозе были посвящены России и Франции, любимой героине Жанне д'Арк, девочке-сиротке, бедной птичке и др.

. В период учебы в Училище Правоведения Чайковский участвовал в рукописном ученическом литературном журнале. Соученик Чайковского по консерватории, позже известный русский критик Г.А.Ларош вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом …человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу... Нет сомнения, что это соединение в нем литературных и музыкальных данных сделало бы из него первоклассного музыкального писателя, если б у него явилась любовь к делу." Ларош также отмечал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой, он был также талантливым переводчиком. Ему же принадлежат некоторые литературные тексты в его романсах, операх, а также стихи, среди которых были бесчисленные стихотворные каламбуры и знаменитый "Ландыш", на текст которого композитор А.С.Аренский даже написал романс. Стихотворные опыты Чайковского не велики, но крайне интересны и любопытны. Его перу принадлежат многие стихи в его операх, например, тексты арии Елецкого в "Пиковой даме", ариозо Германа "Что наша жизнь", некоторых романсов. Например, текст романса "Простые слова".

Наиболее интересными произведениями Чайковского в поэтическом жанре являются "Соловушко" и "Ландыши". О стихотворении "Ландыши" Чайковский писал: "...Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес ...за ландышами... Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные... Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой". При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.

Петр Ильич был одним из самых пылких поклонников красоты этого цветка. Он называл ландыш «царем цветов».
Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их.

Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.





«Мелодия» для скрипки и фортепиано


Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе:

«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».

Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.

П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть её.

Это одно из немногих произведений, которое есть чистое погружение в природу. Чайковский был человеком с тяжелой нервной системой, и только природа спасала его. Она снимала напряжение, давала ему силу.

Звучит печальная мелодия - человек испытывает грусть, меланхолию и вдруг… видит бабочку, распустившийся цветок. И все это преображает человека, он становится её частью. Музыка совершает чудо.


Шире, грудь, распахнись для принятия 
Чувств весенних - минутных гостей! 
Ты раскрой мне, природа, объятия, 
Чтоб я слился с красою твоей! 

Ты, высокое небо, далекое, 
Беспредельный простор голубой! 
Ты, зеленое поле широкое! 
Только к вам я стремлюсь душой! 

Бунин.


«Романс»


Окунемся в удивительный по красоте мир романсов П. И. Чайковского. Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников – А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов), Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.

Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всем богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений, связанных с этой темой. Достаточно много в романсах и глубоких лирико-философских тем. Несколько романсов написано в духе народных песен.

         Пьесу «Романс» можно было бы назвать Романсом разбитого сердца, — грустная чарующая ориентальной-венецианская мелодия прерывается отчаянным русским безумием в средней части.

Молодой Чайковский влюбился в парижскую оперную певицу Дезирé Артó, с которой познакомился во время ее гастролей в России в 1868 году. Дело шло к помолвке, однако, вероятно, Чайковский проявил нерешительность из-за противодействия родственников и друзей с обеих сторон, — мадемуазель Арто была старше на несколько лет и к тому времени — уже мировая знаменитость (в отличие от неизвестного начинающего композитора).

        Певица через несколько месяцев выскочила замуж за какого-то испанского певца, а разочарованный Чайковский написал печальный романс без слов.

Чайковский свои чувства к певице выразил в посвященной ей фортепианной пьесе-романсе ор.5, одной из самых популярных ныне пьес. В ней "говорящая", изумительно красивая мелодия, порыв и душевное волнение. Пьеса - лирическая зарисовка душевной жизни композитора тех дней.


Прошедших дней очарованья,
Мне вас душе не возвратить!
В любви узнав одни страданья,
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.

К ней сны младые не забродят,
Опять с надеждой не мирят;
В странах волшебных с ней не ходят,
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.

Ее один удел печальный:
Года бесчувственно провесть,
И в край, для горестных недальний,
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть.
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть. 


«Времена года»


И Петербург и Москва представляли собой огромные концертные города, где вечерами из окон можно было слышать музыку: играли трио, квартеты, дуэты, рояли, скрипки, виолончели. Это были первые шаги к созданию первого из самых музыкальных народов мира.

Музыкальное образование в те годы было обязательным, необходимым и серьезным. И в гимназиях и домашнему музицированию обучались сотни тысяч мальчишек и девчонок. И появилась «индустрия», поставляющая музыкальный материал. Все это печаталось огромными тиражами в журналах, во вкладышах. К сожалению, появлялось очень много «низкопробной», «непрофессиональной» музыки. В 1875 году Николай Матвеевич Бернард - редактор, владелец журнала «Нувеллист» обратился к своему любимому композитору П.И. Чайковскому с предложением написать 12 пьес к 12-ти месяцам года. Произошло событие революционное в области музицирования. И Чайковский понимая, что это будет журнал для огромного количества людей, что это будут играть гимназисты и гимназистки, он подумал о том, что это должно быть доступно. Николай Матвеевич был не только большим ценителем музыки Чайковского, но и русской поэзии. Он предписал каждому произведению стихи. И перед каждой пьесой есть фрагменты, цитаты из поэзии.


В пьесе “Осенняя песня” («Октябрь») из цикла “Времена года” слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский. 
Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне». 
Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад». Возможно ли поэзией передать мучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгой суровой зимы? Вот его фрагмент:

«ЛИСТОПАД»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.


Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» (иллюстрация № 4) или картиной «Осень» (иллюстрация № 5). 


«Подснежник» Апрель. «Идея роста в ускоренной съёмке». Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания


Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы,
О счастье ином...

                                  (А. Майков)



Декабрь. Святки

Ну вот, дружок, мы и расстаёмся. Ведь декабрь — это последняя пьеса из «Времён года» и наша последняя беседа. Название тебе ни о чём не расскажет. Пьеса называется «Святки»...

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
                                                       (В. А. Жуковский, из баллады «Светлана»)

Святки — это старинный праздник перед Новым годом. Самые короткие дни – и самые длинные ночи. Самые весёлые и шумные праздники – и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «ночь перед Рождеством», «крещенский вечер» - и даже у нас, забывших все или почти все традиции, как будто что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барыни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе, устраивали «святочные гадания».

В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

Заключительная пьеса цикла - «Святки» - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он задумчивый, зимний и немножко грустный. Но это и понятно — ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года». Композитор прощается с тобой. И мы тоже прощаемся













К 175-летию Петра Ильича Чайковского.



В год литературы

Лекция – концерт «Природа в музыке»

















Подготовила и провела преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3»

Синицына Людмила Николаевна

г. Братск

Апрель 2015г.















Программа концерта:

Произведения П. И. Чайковского



  1. «Немецкая песенка»

Разыграев Дима, 2кл (преп. Чайкисова З.Ф.)

  1. «Камаринская», «В церкви»

Макеева Даша, 2кл (преп. Зверева В.Ф.)

  1. «Сладкая греза»

Луненок Настя, 3кл. (преп. Чайкисова З.Ф.)

  1. «Песенка без слов»

Оганян Сюзанна, 4кл. (преп. Синицына Л.Н.)

  1. «Мелодия»

Бабунов Андрей, 5кл, скрипка (преп. Московских Е. Л.,

конц. Меренков Р.Р.)

  1. «Романс»

Савинок Настя, 6кл. (преп. Зверева В.Ф.)

  1. «Осенняя песня»

Еманаков Иван, 7кл. (преп. Меренков Р.Р.)

  1. «Подснежник»

Ящук Сева, 5кл. (преп. Заворотных Ю.Е)

  1. «Святки»

Чеснокова Кристина, I курс (преп. Меренков Р.Р.)


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского"

Автор: Синицына Людмила Николаевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Лекция-концерт "Музыка зимы""
    ["seo_title"] => string(31) "liektsiia-kontsiert-muzyka-zimy"
    ["file_id"] => string(6) "271926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451840484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Лекция-концерт "В гостях у "Детского альбома" Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(66) "liektsiia-kontsiert-v-ghostiakh-u-dietskogho-al-boma-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "219865"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434393225"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Лекция-концерт на тему «Природа в музыке. Осень» "
    ["seo_title"] => string(52) "liektsiia-kontsiert-na-tiemu-priroda-v-muzykie-osien"
    ["file_id"] => string(6) "233192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443023058"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сценарий концерта - лекции в школе искусств "Картины природы в поэзии, музыке, живописи" "
    ["seo_title"] => string(92) "stsienarii-kontsierta-liektsii-v-shkolie-iskusstv-kartiny-prirody-v-poezii-muzykie-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "224626"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438971927"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "ООД "Цветы умеют говорить" "
    ["seo_title"] => string(28) "ood-tsviety-umieiut-ghovorit"
    ["file_id"] => string(6) "212563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431873000"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства