К 175-летию Петра Ильича Чайковского.
В год литературы
Лекция – концерт «Природа в музыке»
Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893 г.)
В этом году все прогрессивное человечество отмечает 175-летие со дня рождения великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского. «Феномен Чайковского заключается в том, что его музыка пользуется огромной популярностью и в России и за рубежом. Где звучит Чайковский там всегда аншлаг. Творчество Чайковского - антология русской музыки, это антология мышления художника. Это о жизни и смерти, о величии, о красоте, о силе. Об энергии, о страданиях, о подвиге, о природе, о поэтичности. Сам композитор говорил, что его произведения - «музыкальная исповедь души, на которой многое накипело…»
XIX век по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на другие виды искусств и на мировую культуру.
В первые десятилетия XIX века в литературе распространяется эстетика романтизма, предполагавшая создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества.
В 1830-50егг. развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина - создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа.
Формировавшийся в 60-70-е годы XIX века в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе.
В первой половине XIX в зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX века господствовали, как и в литературе, романтические тенденции.
Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе периода реализма, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").
Музыка Чайковского отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.
Родился композитор 25 апреля (7 мая) 1840 в Воткинске (Вятская губерния). Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери.
В детстве получил домашнее воспитание, а затем, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции.
«Детский альбом»
Трудно назвать в детской русской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского.
В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые.
«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. Каменка — «родовое гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.
О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк - почитательнице и другу композитора: «.Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт. Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает самый тёпленький уголочек моего сердца».
Пройдёт пятнадцать лет, и Чайковский посвятит Владимиру Львовичу Давыдову гениальную Шестую симфонию - своё последнее произведение.
Домашняя обстановка Александры Ильиничны представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно было себе представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде этого, что надолго связал представление о жизни кайенских жителей с воплощением земного благоденствия.
В альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.
Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» - называет Асафьев эту серию из двадцати четырёх миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без строгой сюжетной последовательности.
Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит другая, уличная жизнь, шумная и разгульная («Русская песня», «Мужик играет на гармонике», «Камаринская»).
Своеобразную «сюиту в сюите» представляют четыре инонациональные песенки: итальянская, старинная французская, немецкая, неаполитанская. Прологом и эпилогом ко всему этому ряду разнохарактерных музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая его пьеса «В церкви», которой композитор «словно замыкает день с его пёстрыми впечатлениями»
«Песенка без слов»
Интерес Чайковского к литературе общеизвестен. Он проходит через всю жизнь композитора. Интерес этот был далеко не пассивным. Чайковский не только был вдумчивым и разносторонним по интересам читателем, но и сам не был лишен литературного таланта. Еще в раннем детстве он писал стихи, сочинения на различные темы. Эти тексты сохраняла Фанни Дюрбах, воспитательница и первая учительница Чайковского. Позже она передала часть детских тетрадей Чайковского его брату Модесту Ильичу. Детские сочинения Чайковского в стихах и прозе были посвящены России и Франции, любимой героине Жанне д'Арк, девочке-сиротке, бедной птичке и др.
. В период учебы в Училище Правоведения Чайковский участвовал в рукописном ученическом литературном журнале. Соученик Чайковского по консерватории, позже известный русский критик Г.А.Ларош вспоминал: "Я не могу предаваться своим воспоминаниям о Чайковском без того, чтобы сейчас не заговорить о его литературных способностях и занятиях. Литература занимала в его жизни место гораздо больше, чем у обыкновенного образованного человека: она была после музыки главным и существенным его интересом …человек, живший в мире аккордов и ритмов, писал яснее, чище, логичнее и изящнее большинства наших современных литераторов по ремеслу. Нет сомнения, что это соединение в нем литературных и музыкальных данных сделало бы из него первоклассного музыкального писателя, если б у него явилась любовь к делу." Ларош также отмечал, что литературный талант Чайковского не ограничивался прозой, он был также талантливым переводчиком. Ему же принадлежат некоторые литературные тексты в его романсах, операх, а также стихи, среди которых были бесчисленные стихотворные каламбуры и знаменитый "Ландыш", на текст которого композитор А.С.Аренский даже написал романс. Стихотворные опыты Чайковского не велики, но крайне интересны и любопытны. Его перу принадлежат многие стихи в его операх, например, тексты арии Елецкого в "Пиковой даме", ариозо Германа "Что наша жизнь", некоторых романсов. Например, текст романса "Простые слова".
Наиболее интересными произведениями Чайковского в поэтическом жанре являются "Соловушко" и "Ландыши". О стихотворении "Ландыши" Чайковский писал: ".Я вспомнил, как мы весной все ездили в лес.за ландышами. Я ужасно горжусь этим стихотворением. В первый раз в жизни мне удалось написать на самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные. Я работал над ними с таким же удовольствием, как и над музыкой". При этом на предложение брата опубликовать эти стихи Чайковский отказался.
Петр Ильич был одним из самых пылких поклонников красоты этого цветка. Он называл ландыш «царем цветов».
Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их.
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь так к себе и сердце веселишь?
Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!
Или блаженство нам грядущее сулишь?
Не знаю. Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя, и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И, как огонь любви, питает жар ланит.
Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе:
«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».
Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
П.И.Чайковский - певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть её.
«Романс»
Окунемся в удивительный по красоте мир романсов П. И. Чайковского. Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников – А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов), Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.
Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всем богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений, связанных с этой темой. Достаточно много в романсах и глубоких лирико-философских тем. Несколько романсов написано в духе народных песен.
Пьесу «Романс» можно было бы назвать Романсом разбитого сердца, — грустная чарующая ориентальной-венецианская мелодия прерывается отчаянным русским безумием в средней части.
Молодой Чайковский влюбился в парижскую оперную певицу Дезирé Артó, с которой познакомился во время ее гастролей в России в 1868 году. Дело шло к помолвке, однако, вероятно, Чайковский проявил нерешительность из-за противодействия родственников и друзей с обеих сторон, — мадемуазель Арто была старше на несколько лет и к тому времени — уже мировая знаменитость (в отличие от неизвестного начинающего композитора).
Певица через несколько месяцев выскочила замуж за какого-то испанского певца, а разочарованный Чайковский написал печальный романс без слов.
Чайковский свои чувства к певице выразил в посвященной ей фортепианной пьесе-романсе ор.5, одной из самых популярных ныне пьес. В ней "говорящая", изумительно красивая мелодия, порыв и душевное волнение. Пьеса - лирическая зарисовка душевной жизни композитора тех дней.
Прошедших дней очарованья,
Мне вас душе не возвратить!
В любви узнав одни страданья,
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.
Она утратила желанья
И вновь не просится любить.
К ней сны младые не забродят,
Опять с надеждой не мирят;
В странах волшебных с ней не ходят,
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.
Веселых песен не заводят
И сладких слов не говорят.
Ее один удел печальный:
Года бесчувственно провесть,
И в край, для горестных недальний,
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть.
Под глас молитвы погребальной
Одни молитвы перенесть.