Просмотр содержимого документа
«Лекция по теме: «Главные вопросы экономики».»
Обществознание
Лекция №17
Тема: «Главные вопросы экономики».
Цели и задачи: познакомить с основными вопросами, стоящими перед экономикой любого общества и особенностями функционирования основных экономических систем.
Оборудование: учебник, тетрадь, доска.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент. (3 минуты)
Проверка домашнего задания (20 минут)
1. Дайте определение термину «терроризм».
2. Назовите глобальные проблемы современности.
3. Смысл и цель истории.
План
1. Главные вопросы экономики.
2. Типы экономических систем
3. Факторы производства и факторные доходы.
№1. Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:
1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Вжизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.
Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:
· земля со всеми ее богатствами;
· труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;
· капитал (машины, станки, помещения и т.п.);
· предпринимательские способности.
В течение многих столетий проблема — как удовлетворить многочисленные потребности людей — решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.
С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.
Отличия: Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, ВВП, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют.
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.
Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства. (международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
№2. Типы экономических систем
Тип
Характеристика
Пример
Традиционная экономика
1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.
2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)
3. Отсталая технология производства.
4. Преобладание ручного труда.
5. Главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство
6. Консерватизм и неприятие нововведений
В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)
Командная экономика
1. Экономические решения принимают представители государственной власти.
2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.
3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.
4. Отсутствие у производителя свободы выбора.
5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.
6. Отсутствие конкуренции.
7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата
Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.
В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии
Рыночная экономика
1. Частная собственность.
2. Главный мотив к производству — получение прибыли.
3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.
4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.
5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.
6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.
7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.
8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции
Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени
Смешанная экономика
1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.
2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).
3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.
4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.
5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.
6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.
7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли
Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся стран мира
№3.Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
Фактор производства
Доход
с фактора производства
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).
Зарплата
Земля (все виды природных ресурсов)
Рента
Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства
производства;
2) финансовый (денежный) – деньги для покупки факторов
производства (инвестиции).
Процент
Предпринимательские способности
умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;
умение принимать решения и брать ответственность на себя;
умение идти на риск;
быть восприимчивым к нововведениям
Прибыль
Труд – стоимость зависит от объема и от качества труда (уровня образования, квалификации, состояния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:
интенсивность труда (степень расходования рабочей силы в единицу времени);
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу времени).
Капитал так же может делиться на
основной (например, здания, оборудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям);
оборотный (например, материалы или энергетические ресурсы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт целиком, а затраты возмещаются после реализации).
В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. Процесс производства – взаимодействие факторов.
Другие экономические факторы: общая культура, состояние нравственности, правовая культура и др.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
["file_id"] => string(6) "165777"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1422874013"
}
}