1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний: (проблема) Демонстрируется политическая карта мира. Вопросы: -Чем отличаются государства на этой карте? -Можно ли по карте узнать, кто там правит, какие методы осуществления власти здесь используются? -Как эта карта может быть связана с сегодняшним уроком? Выслушиваются разные варианты ответов? Обучающиеся формируют проблему, которые должны решить на уроке. Это: определить формы некоторых государств мира. 3. Постановка учебной задачи. А что для этого нужно вспомнить? 1) вспомнить, какие формы государства существуют, каковы их виды и признаки. 2) по признакам, присущим тем или иным государствам, определить их формы 4. Решение учебной задачи. - Давайте вспомним, что такое государство, признаки государства… Какие формы государств существуют? Как их различить? (учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на интерактивной доске. Один ученик работает у доски, остальные – на месте; учитель после каждого задания - этапа предлагает прокомментировать ответ учащегося у доски своими одноклассниками; сверить ответ, который получился на интерактивной доске, с правильным ответом) (Приложение 1 : Слайды для интерактивной доски с заданиями для учащихся) Задание 1 . Привести в соответствие вопросы, по которым определяются формы государства – по схеме на сл. 1. Далее определяем правильный ответ и просим учеников прокомментировать ответ у доски своего одноклассника. Задание 2. Привести в соответствие виды государств с их формами. ( схема на сл. 2) Правильный вариант. Обсуждается детьми Задание 3. Формулируем определения форм государства из набора слов, данных на доске (сл. 3) Правильный вариант: Задание 4. Формы правления приводим в соответствие с их видами (сл. 4.) Правильный вариант: Задание 5.Политический режим . Типы политических режимов пишем на доске (сл .5) Правильный вариант Задание 6. Определяем типы государств по признакам ( сл. 6.). Правильный вариант: Закрепление 1. Исходя из признаков, видов и типов государств, давайте попробуем определить формы государств (форма правления, политический режим и государственное устройство) по описанию. Задание 7.(сл.7) Решение познавательных задач в группах. Задание 8. Группам, на которые разделился класс, раздаются карточки с заданиями. (Приложение 2) . После непродолжительного обсуждения группы представляют свой ответ перед классом. 1 группа. В стране К. после многолетней диктатуры постепенно стало формироваться демократическое общество. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс. 2 группа. В стране Н. произошел государственный переворот и стал формироваться политический режим, который политологи охарактеризовали как тоталитарный. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс. 3 и 4 группы из 2 человек читают описание политического устройства стран мира и определяют форму государства. На основании дополнительных материалов ответьте на следующие вопросы. А) Что можно сказать о формах правления, государственного устройства и политических режимах в этих странах? Б) Какая дополнительная информация необходима для более точного определения формы государства в каждом отдельном случае. 3. Какой же формой государства является Россия? Задание 8 (сл.8). Правильный вариант ответа: 6.Обобщение. -Есть ли идеальная форма государства? -Какая форма, на ваш взгляд, предпочтительнее. Почему? Обоснуйте свой ответ. -Что каждый из нас может сделать для укрепления института демократии. 7. Заключение (рефлексия). -Что мы сегодня узнали ? -Чему мы сегодня научились? -Что мы с вами поняли? |