kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: Казахское ханство в 15 веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»

Тип урока: комбинированный.

Форма: традиционный

Цели:

Обучающая: раскрыть содержание социально-экономических, политических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в период от образования Казахского ханства до начала присоединения Казахстана к Российской империи;

Развивающая: развить интерес к истории образования, становление и борьбу казахского народа за свою независимость;

Воспитывающая: воспитать ценностное отношение к истории своего государства;  

Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; раздаточный материал;

Краткое   изложение  узловых   вопросов

Основные понятия по теме: откочевка, казак, казах, народность, этническая территория, жузы, сословия, социальные группы, аксуйек, карасуйек, султан, торе, кожа, батыр, бий, толенгут, шаруа, адат, шариат, курултай

Содержание урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

Сейчас мы подведём итоги прошлого урока.

2. Этап усвоения пройденного материала Для начала я подготовил несколько вопросов: 1 вопрос:  Этнополитическая история Золотой Орды – ответит на неё Рыжиков Вадим. 2 вопрос: Ак Орда – ответит на неё Руш Никита. 3 вопрос: Могулистан - ответит на неё – Султанов Данияр. Были ещё поставлены вопросы косеющей пройденного материала – даты, термины.

3.  Этап закрепления новых знаний

В результате продолжающегося распада Золотой Орды в 14-15 веках появляются новые государственные образования. На территории Казахстана выделяется в качестве самостоятельного государства Ак Орда. В 1428 году погибает последний правитель Ак Орды – Барак, а власть в казахской степи переходит к представителю другой ветви чингизидов, потомку Шейбани 17-летнему Абулхаиру. В 40-е годы 15 века хан Абулхаир переносит свою столицу в город Сыгнак,  а центр его политических интересов смещается в Мавераннахр. В среде степных кочевых племен в этот период нарастает социальное недовольство, вызревает политическая оппозиция, которую возглавили прямые потомки основателя Урус хана султаны Керей и Жанибек. В конце 50-х годов 15 века происходит массовая откочевка части степных кочевых племен из Абулхаировой Орды  на территорию Моголистана.

Возглавили эту откочевку султаны Керей и Жанибек. Откочевка в данном случае является не простым перемещением масс кочевого населения с территории одного государства на территорию другого, обычной миграцией кочевых племен. Это сознательное проявление социального протеста кочевых племен. Подобная форма социального протеста характерна именно для кочевого населения и была традиционной в кочевых сообществах. Возможно, именно наличие таких форм социального протеста в кочевых государствах препятствовало формированию централизованных государств у кочевников

Моголистан в описываемый период находился в сложной политической ситуации: на восточных границах серьезная угроза исходит от ойратов, на юго-западе угрожали тимуриды, а на севера- западных рубежах с недавних пор обосновался могущественный Абулхаир хан. Правитель Моголистана Есен Буга хан разрешает прибывшим на территорию государства кочевникам поселиться в западном Семиречье, в долинах рек Чу и Талас. Именно эта территория является местом первоначального размещения казахского ханства.

После смерти Есен Буги в 1462 году султаны Керей и Жанибек становятся фактически самостоятельными правителями. Многие исследователи считают этот факт поворотным этапом в создании казахского ханства. Мухамед Хайдар Дулати датирует время появления Казахского ханства 1465-1466 годами. В 1468 Абулхаир хан предпринял поход против мятежных султанов Керея и Жанибека, однако во время похода заболел и умер. Казахские ханы вступают в борьбу за власть в степи и побеждают всех своих противников. Первоначальная границы казахского ханства расширяется. К концу 15 века в состав казахского ханства вошли часть присырдарьинских оазисов, Западное Семиречье, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и северное Приаралье, большая часть Центрального Казахстана. К началу 16 века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Моголистана.

Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к пояявлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи : Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий  значения этого термина.

Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными  племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства.

 4 этап: Подведение итогов

Выводы: и так в середине 15 века в результате дальнейшего распада Золотой Орды и Ак Орды  образовалось Казахское ханство. В ходе политических, этнических процессов социальный термин «казах» становится сначала политическим термином, обозначающим название государства, а затем и этническим термином. В 16-17 веках происходит становление и укрепление Казахского ханства, успешно завершается многолетняя борьба казахских ханов за присырдарьинские города,  завершается формирование казахской народности и ее этнической территории, складывается комплексная система двух хозяйственных укладов: кочевого скотоводческого и оседло-земледельческого.

     В Казахском ханстве складывается своеобразная система  жузового деления территории и населения, формируются основные сословия и социальные группы общества, развивается система правовых отношений.

        С середины 17 века обостряются отношения с Джунгарским ханством. Утрата политического единства после смерти Тауке хана привела к тяжелым социально-политическим последствиям. В 30-е годы 18 века начинается процесс присоединения Казахстана к Российской империи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: Казахское ханство в 15 веке »

«Казахское ханство в XV века - XVII века»

Тип урока: комбинированный.

Форма: традиционный

Цели:

Обучающая: раскрыть содержание социально-экономических, политических, демографических и культурно-правовых процессов на территории Казахстана в период от образования Казахского ханства до начала присоединения Казахстана к Российской империи;

Развивающая: развить интерес к истории образования, становление и борьбу казахского народа за свою независимость;

Воспитывающая: воспитать ценностное отношение к истории своего государства;



Оборудование: конспект урока, презентация, листы бумаги; ручки; проектор, вырезки из фильмов для демонстрации понятий; раздаточный материал;

Краткое изложение узловых вопросов

Основные понятия по теме: откочевка, казак, казах, народность, этническая территория, жузы, сословия, социальные группы, аксуйек, карасуйек, султан, торе, кожа, батыр, бий, толенгут, шаруа, адат, шариат, курултай

Содержание урока

1. Организационный момент. Целеполагание.

Сейчас мы подведём итоги прошлого урока.

2. Этап усвоения пройденного материала Для начала я подготовил несколько вопросов: 1 вопрос: Этнополитическая история Золотой Орды – ответит на неё Рыжиков Вадим. 2 вопрос: Ак Орда – ответит на неё Руш Никита. 3 вопрос: Могулистан - ответит на неё – Султанов Данияр. Были ещё поставлены вопросы косеющей пройденного материала – даты, термины.

3. Этап закрепления новых знаний

В

результате продолжающегося распада Золотой Орды в 14-15 веках появляются новые государственные образования. На территории Казахстана выделяется в качестве самостоятельного государства Ак Орда. В 1428 году погибает последний правитель Ак Орды – Барак, а власть в казахской степи переходит к представителю другой ветви чингизидов, потомку Шейбани 17-летнему Абулхаиру. В 40-е годы 15 века хан Абулхаир переносит свою столицу в город Сыгнак, а центр его политических интересов смещается в Мавераннахр. В среде степных кочевых племен в этот период нарастает социальное недовольство, вызревает политическая оппозиция, которую возглавили прямые потомки основателя Урус хана султаны Керей и Жанибек. В конце 50-х годов 15 века происходит массовая откочевка части степных кочевых племен из Абулхаировой Орды на территорию Моголистана.

Возглавили эту откочевку султаны Керей и Жанибек. Откочевка в данном случае является не простым перемещением масс кочевого населения с территории одного государства на территорию другого, обычной миграцией кочевых племен. Это сознательное проявление социального протеста кочевых племен. Подобная форма социального протеста характерна именно для кочевого населения и была традиционной в кочевых сообществах. Возможно, именно наличие таких форм социального протеста в кочевых государствах препятствовало формированию централизованных государств у кочевников

Моголистан в описываемый период находился в сложной политической ситуации: на восточных границах серьезная угроза исходит от ойратов, на юго-западе угрожали тимуриды, а на севера- западных рубежах с недавних пор обосновался могущественный Абулхаир хан. Правитель Моголистана Есен Буга хан разрешает прибывшим на территорию государства кочевникам поселиться в западном Семиречье, в долинах рек Чу и Талас. Именно эта территория является местом первоначального размещения казахского ханства.

После смерти Есен Буги в 1462 году султаны Керей и Жанибек становятся фактически самостоятельными правителями. Многие исследователи считают этот факт поворотным этапом в создании казахского ханства. Мухамед Хайдар Дулати датирует время появления Казахского ханства 1465-1466 годами. В 1468 Абулхаир хан предпринял поход против мятежных султанов Керея и Жанибека, однако во время похода заболел и умер. Казахские ханы вступают в борьбу за власть в степи и побеждают всех своих противников. Первоначальная границы казахского ханства расширяется. К концу 15 века в состав казахского ханства вошли часть присырдарьинских оазисов, Западное Семиречье, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и северное Приаралье, большая часть Центрального Казахстана. К началу 16 века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Моголистана.

Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к пояявлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи : Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина.

Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства.

4 этап: Подведение итогов

Выводы: и так в середине 15 века в результате дальнейшего распада Золотой Орды и Ак Орды образовалось Казахское ханство. В ходе политических, этнических процессов социальный термин «казах» становится сначала политическим термином, обозначающим название государства, а затем и этническим термином. В 16-17 веках происходит становление и укрепление Казахского ханства, успешно завершается многолетняя борьба казахских ханов за присырдарьинские города, завершается формирование казахской народности и ее этнической территории, складывается комплексная система двух хозяйственных укладов: кочевого скотоводческого и оседло-земледельческого.

В Казахском ханстве складывается своеобразная система жузового деления территории и населения, формируются основные сословия и социальные группы общества, развивается система правовых отношений.

С середины 17 века обостряются отношения с Джунгарским ханством. Утрата политического единства после смерти Тауке хана привела к тяжелым социально-политическим последствиям. В 30-е годы 18 века начинается процесс присоединения Казахстана к Российской империи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории на тему: Казахское ханство в 15 веке

Автор: Ракишев Ахметжан Буздукович

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме:Образование Казахского Ханства "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "216778"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433150740"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока на тему: "Образование Казахского ханства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "217317"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433310811"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-pamiatniki-arkhitiektury"
    ["file_id"] => string(6) "294809"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455722830"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства