Конспект урока "Выборы в демократическом обществе"
Конспект урока "Выборы в демократическом обществе"
Тема: Выборы в демократическом обществе
Цель: Повторить и обобщить ранее изученный материал по теме "Участие граждан в политической жизни демократического государства" .Формировать умение применять обществоведческие знания,полученные на уроках,четко формулировать свое мнение и обосновывать его.
Задачи:
Образовательные и развивающие:
1.Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать,анализировать,сравнивать,доказывать
2.Способствовать пониманию роли различных участниковизбирательного процесса
3.Содействовать развитию у обучающихся умения применять правовые нормы на практике,продолжить формировать умения работы в группах,выражать собственное мнение,аргументировать его,моделировать ситуацию
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию уважения обучающихся к ценностям демократического общества,политической культуре граждан
2. Содействовать формрованию активной жизненной позиции обучающихся
3.Воспитывать чувство уважения к различным точкам зрения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Выборы в демократическом обществе" »
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»
Материалы урока
Тема: «Выборы в демократическом обществе»
(9 класс)
Разработчик:
Учитель истории
и обществознания
высшей
квалификационной
категории
Шильчикова В.Р.
Анжеро-Судженский городской округ
2014
Пояснительная записка
Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей – одна из важнейших задач школы. Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов. Актуально формирование знаний по избирательным праву, так как обучающиеся буквально через 3-4 года будут избирателями, а спустя 6 месяцев им предстоит пройти процедуру ГИА по обществознанию.
Урок разработан для обучающихся 9 класса. Учитывая специфику предмета, его практическую направленность, важность для подготовки к будущей взрослой жизни, а также для подготовки к экзамену по обществознанию, предполагается интерес ребят к изучению данной темы.
Урок «Выборы в демократическом обществе» является третьим в разделе «Участие граждан в политической жизни», данный урок является уроком повторения и обобщения материала.
Работа в ходе данного урока готовит обучающихся как ответственных, активных граждан, воспитывает такие качества, как гуманность, умение сделать осознанный выбор в жизненных ситуациях, не нарушая права других, ответственность. Способствует развитию коммуникативных умений обучающихся (умение вести диалог, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее).
В основе урока лежит групповая форма работы. Данная форма работы выбрана в целях обеспечения взаимодействия между обучающимися, воспитания ответственности каждого перед коллективом, а также, чтобы максимально задействовать каждого обучающегося на уроке.
Тема: Выборы в демократическом обществе
Только то общество, в котором народ
пользуется верховной властью, есть
истинное вместилище свободы
Цицерон.
Цель: Повторить и обобщить ранее изученные знания по теме « Участие граждан в политической жизни демократического государства». Формировать умение применять обществоведческие знания, полученные на уроках, четко формулировать свое мнение и обосновывать его.
Задачи:
Образовательные и развивающие:
1.Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать,
сравнивать, доказывать.
2.Способствовать пониманию роли различных участников избирательного процесса.
3.Содействовать развитию у обучающихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить формировать умения работы в группах, выражать собственное мнение, аргументировать его, моделировать ситуацию
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию уважения обучающихся к ценностям демократического
общества, политической культуре граждан.
2.Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся.
3.Воспитывать чувство уважения к различным точкам зрения.
Основные понятия: демократия, выборы ,избиратель, избирательное право, принципы избирательного права, оппозиция, референдум, абсентеизм, активное избирательное право, пассивное избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, кандидат, всеобщее избирательное право, партия, общественно-политическое движение, оппозиция
Ресурсы к занятию: Конституция РФ, выдержки из документов, карточки с заданиями, бумага, компьютер, проектор
На уроке используется слайдовая презентация «Выборы в демократическом обществе».
Обучающиеся заранее делятся на 3 группы, так как в основе урока лежит групповая методика работы.
Ход урока.
1 этап. Организационный
Учитель объявляет тему, цель урока.Цель нашего занятия: углубить, обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Участие граждан в политической жизни демократического государства», способствовать формированию умения применять их в нестандартных ситуациях и на экзамене.
Выборы – центральный институт демократического государства. Кто же у нас в стране имеет право избирать и быть избранным? На каких принципах строится избирательное право, что представляет собой процедура выборов мы сегодня повторим на уроке. Знания и умения, которые вы получите сегодня, подготовят вас к важному испытанию в вашей жизни-прохождению государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию ,а также в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.
Обращение к эпиграфу урока: как ребята понимают высказывание Цицерона?
2 этап. Работа с документами.
Ключевым словом нашего урока является слово «выборы». Что такое выборы и референдум? Давайте обратимся к выдержкам из документов на ваших столах.
Обучающиеся на основе имеющихся документов должны посмотреть, как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституции РФ.
(Приложение 1)
Анализируя документы, обучающиеся объясняют понятия «выборы», «референдум»
3 этап Терминологическая работа
Каждая группа по очереди должна объяснить значение следующих терминов:
Учитель ставит проблемный вопрос: Можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах? Для поиска ответов в классе проводится ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.
Каждая группа обучающихся получает текст законопроекта (Приложение 2) и задания:
Задание 1 группе: Вы являетесь депутатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои аргументы в пользу его принятия(предположите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях может принести принятие этого закона).
Задание 2 группе. Вы являетесь парламентской оппозицией и должны представить аргументы против принятия данного закона.
Задание 3 группе. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Напишите короткую статью.
Обсуждение работы групп.
5 этап Итоговый тест (Приложение 3)
6 этап Рефлексия. Составление синквейна
Каждой группе ребят предлагается написать синквейн с использованием слов выборы, кандидат, избиратель
7 этапЗаключительное слово учителя
Учитель: Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в выборах, право выбирать. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого. Что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее.
Домашнее задание. Написать эссе на тему «Там, где заканчиваются выборы, начинается рабство» Джон Локк
Приложения
Приложение №1
Выдержки из документов
1.Выборы-форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями(уставами),законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации)
2. «1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в российской Федерации является ее многонациональный народ.
2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы
4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти преследуется по федеральному закону» (ст.3 Конституции РФ)
3. «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации)
Приложение 2
Проект закона «Об обязательном участии в выборах»
Все граждане Российской Федерации и не находящиеся под постоянным наблюдением врача, обязаны принимать участие в выборах в органы власти всех уровней(центральные, региональные и местные).Реализация активного избирательного права(права избирать) является важной характеристикой гражданственности.
В случаях невозможности принять участие в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соответствующее решение.
За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится общественное порицание(в виде письма на место работы или учебы, а также публикация фамилии и фотографии нарушителя в средствах массовой информации), во второй раз-штраф в размере трех минимальных размеров оплаты труда, в третий раз- общественные работы на срок от 10 до 90 дней.
Приложение 3.
Тест по теме «Участие граждан в политической жизни страны»
1. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А) Действие гражданина с целью повлиять на государственную политику или выбор политических лидеров называют политическим участием.
Б) Каждый гражданин РФ обязан участвовать в выборах
1. верно только А 2.верно только Б 3. Оба суждения верны 4.Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о политических партиях
А) Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы
Б) Политические партии предлагают свои решения социально-экономических проблем общества
1 Верно только А 2.Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны
3.Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод),к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
А) право на участие в управлении делами государства 1) гражданские (личные)
Б) право на неприкосновенность личной жизни 2) политические
В) право на отдых 3)социально-экономические
Г) право избирать и быть избранным
Д) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
4. Верны ли следующие суждения о выборах?
А) Принцип свободы выборов означает, что каждый избиратель имеет только один голос
Б) В условиях демократии выборы способствуют политической социализации граждан
5. Верны ли следующие суждения о референдуме
А) Референдумом называется всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения
Б) Референдум в нашей стране является высшим непосредственным выражением власти народа
1) верно только А 2) Верно только Б 3) Оба суждения верны 4) Оба суждения неверны
6. Понятия «демократия», «плюрализм», «монархия», «абсентеизм» относятся к характеристике сферы общества:
А) экономической Б) политической В) социальной Г) духовной