kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Демократия - всеобщий идеал человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр: проблемная дискуссия с элементами проектирования

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. расширить свои представления о демократии, ее чертах и принципах
  2. определять условия, необходимые для демократизации общества
  3. совершенствовать умения объективного анализа исторических явлений
  4. отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию

Основные понятия:

Гражданские свободы

Свобода

Гегемония

Идеал социальный

Справедливость

Либеральная демократия

Ограничение власти

Волеизъявление большинства; принцип подчинения меньшинства большинству

Соблюдение прав меньшинств

Политические свободы

Суверенитет народа

Верховенство права

Материалы:  учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, видеоматериал, приложения. А также готовит листы бумаги, фломастеры для работы в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Мотивационная часть.

В течение тысячелетий лучшие умы человечества рисовали картины идеального общества, в котором каждый мог бы улучшить свою жизнь и жизнь своих сограждан.

Некоторые считали, что таким идеальным государством является демократическое государство. Так, например, Демокрит предпочитал « бедность в демократическом государстве тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства».

А что такое «демократия»?

На данном этапе используется метод «инсерт». Учащиеся самостоятельно формулируют определение «демократии», обсуждают в парах, предлагают свой вариант. В ходе обсуждения учащиеся смогут увидеть многозначность термина.

После чего озвучивается тема урока и предлагается ребятам поставить знак препинания в конце предложения – «?», «!» или  «…», пояснив свой выбор.

2. Организационная часть.

Учащиеся в зависимости от выбора делятся на группы и формулируют проблемы, которые необходимо будет им обсудить, чтобы аргументировать и доказать свой выбор.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Группа, выбравшая знак «…»,  вырабатывает принципы и ценности демократической формы правления и их отражение на разных этапах истории человечества

Группа, выбравшая знак «?», должна постараться выявить недостатки демократической формы правления и определить опасности, которые подстерегают демократию

Группа, выбравшая знак «!», доказывает достоинства и преимущества демократии над другими формами правления

Результаты обсуждения представляются в виде схем, кратких положений, ключевых фраз, символов или другой форме

на доске и происходит краткая защита своих проектов с четким обоснованием позиции группы.

После чего происходит возврат к теме урока и вырабатывается мнение об окончательной формулировке урока ( «Какой знак в конце предложения будет в большей мере отражать истинную сущность демократии»,  «Действительно ли демократическое государство является идеальным?»).

Учитель акцентирует внимание на спорных и противоречивых моментах, касающихся демократии и предлагает ряд вопросов на обсуждение (вариант: вопросы могут быть определены в ходе представления материала самими учащимися)

Примерные вопросы:

  1. Сравните взгляды Аристотеля и Платона на демократию. Считаете ли вы их актуальными  для современного общества?
  2. Можно ли сочетать массовость участия народа в политике и компетентность?
  3. Действительно ли демократия может привести как к рабству и деспотизму, так и к свободе?
  4. Не приводит ли «власть большинства» к ущемлению прав   отдельных людей?
  5. Возможно ли установление демократии силовыми методами? Не нарушаются ли в этом случае права человека?
  6. Как избежать вседозволенности в условиях свободы? Совместима ли демократия и порядок?

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Учащимся предлагается придумать свой вариант или использовать высказывание исторических личностей эпиграфа к уроку, в котором бы отражалось отношение ученика к проблеме демократии как всеобщем идеале человечества.

Приложение к уроку

              Приложение 1.

Исторические личности о демократии:

      «Демократия – это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество» 

У.Черчиль

        «Демократия как и всякая другая форма правления, должна в конечном счете распасться: лицемерие не может быть долговечным, скрытое в нем противоречие неизменно выступит наружу; либо настоящее рабство, т.е. неприкрытый деспотизм, либо действительная свобода и действительное равенство, т.е. коммунизм» 

Ф.Энгельс

      «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».

                                                                                                Филипп Шмиттер

       «У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других… И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же  преимущественно в общественных делах   обуславливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не высказываем недоверия друг другу в повседневных делах, не возмущаемся друг против другого, если ему нравится делать что-то по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуясь лицам, стоящим  в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которые созданы в интересах обижаемых. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то не сознание в ней позорно для человека – позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее. Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбирается в политике. Ведь толь мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу общественных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против».

                                                                                               Перикл

(Фукидид. История, II)

Приложение 2.

Полномочия Народного собрания в Афинах

  • принимались государственные законы
  • утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними
  • избирались должностные лица, магистраты Афинского государства
  • обсуждались отчеты выборных лиц после их годичного управления
  • обсуждался и утверждался государственный бюджет
  • решались дела по продовольственному снабжению города
  • контролировалась сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников
  • утверждались наиболее крупные завещания
  • осуществлялся тщательный контроль за воспитанием юношей
  • принималось решение об остракизме, т.е. изгнании любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй
  •  дарование прав гражданства иностранцам (крайне редко)

Решения Народного собрания становились государственными законами и начинались с обязательной формулы  «Постановил Совет и народ»

Полномочия Народного собрания в Спарте

  1. Утверждало мирные договоры и объявляло войны
  2. Избирало должностных лиц, военных командиров
  3. Решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было
  4. Утверждало освобождение илотов
  5. Утверждало крупные изменения в законодательстве
  6. Принимали или утверждали законы, но не обсуждали их

Члены собрания не имели права внести законопроект, обсуждать финансовые вопросы, контролировать деятельность магистратов, разбирать судебные дела.

Совет геронтов мог отклонить решение собрания, если не считал его неприемлемым

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Демократия - всеобщий идеал человечества" »

Учитель: Федосеева О.Н.,

учитель истории и обществознания

финансово-экономического лицея № 29 г. Пензы

Тема урока: Демократия - всеобщий идеал человечества


Жанр: проблемная дискуссия с элементами проектирования

Учебный предмет: обществознание

Возраст учащихся: 10-11-й класс

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

  1. расширить свои представления о демократии, ее чертах и принципах

  2. определять условия, необходимые для демократизации общества

  3. совершенствовать умения объективного анализа исторических явлений

  4. отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию

Основные понятия:

Гражданские свободы

Свобода

Гегемония

Идеал социальный

Справедливость

Либеральная демократия

Ограничение власти

Волеизъявление большинства; принцип подчинения меньшинства большинству

Соблюдение прав меньшинств

Политические свободы

Суверенитет народа

Верховенство права

Материалы: учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, видеоматериал, приложения. А также готовит листы бумаги, фломастеры для работы в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Мотивационная часть.

В течение тысячелетий лучшие умы человечества рисовали картины идеального общества, в котором каждый мог бы улучшить свою жизнь и жизнь своих сограждан.

Некоторые считали, что таким идеальным государством является демократическое государство. Так, например, Демокрит предпочитал « бедность в демократическом государстве тому, что называется счастливой жизнью в монархии, настолько же, насколько свобода лучше рабства».

А что такое «демократия»?

На данном этапе используется метод «инсерт». Учащиеся самостоятельно формулируют определение «демократии», обсуждают в парах, предлагают свой вариант. В ходе обсуждения учащиеся смогут увидеть многозначность термина.

После чего озвучивается тема урока и предлагается ребятам поставить знак препинания в конце предложения – «?», «!» или «…», пояснив свой выбор.

  1. Организационная часть.

Учащиеся в зависимости от выбора делятся на группы и формулируют проблемы, которые необходимо будет им обсудить, чтобы аргументировать и доказать свой выбор.




II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Группа, выбравшая знак «…», вырабатывает принципы и ценности демократической формы правления и их отражение на разных этапах истории человечества

Группа, выбравшая знак «?», должна постараться выявить недостатки демократической формы правления и определить опасности, которые подстерегают демократию

Группа, выбравшая знак «!», доказывает достоинства и преимущества демократии над другими формами правления


Результаты обсуждения представляются в виде схем, кратких положений, ключевых фраз, символов или другой форме

на доске и происходит краткая защита своих проектов с четким обоснованием позиции группы.

После чего происходит возврат к теме урока и вырабатывается мнение об окончательной формулировке урока ( «Какой знак в конце предложения будет в большей мере отражать истинную сущность демократии», «Действительно ли демократическое государство является идеальным?»).

Учитель акцентирует внимание на спорных и противоречивых моментах, касающихся демократии и предлагает ряд вопросов на обсуждение (вариант: вопросы могут быть определены в ходе представления материала самими учащимися)

Примерные вопросы:

  1. Сравните взгляды Аристотеля и Платона на демократию. Считаете ли вы их актуальными для современного общества?

  2. Можно ли сочетать массовость участия народа в политике и компетентность?

  3. Действительно ли демократия может привести как к рабству и деспотизму, так и к свободе?

  4. Не приводит ли «власть большинства» к ущемлению прав отдельных людей?

  5. Возможно ли установление демократии силовыми методами? Не нарушаются ли в этом случае права человека?

  6. Как избежать вседозволенности в условиях свободы? Совместима ли демократия и порядок?


III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Учащимся предлагается придумать свой вариант или использовать высказывание исторических личностей эпиграфа к уроку, в котором бы отражалось отношение ученика к проблеме демократии как всеобщем идеале человечества.


















Приложение к уроку


Приложение 1.

Исторические личности о демократии:


  • «Демократия – это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество»

У.Черчиль


  • «Демократия как и всякая другая форма правления, должна в конечном счете распасться: лицемерие не может быть долговечным, скрытое в нем противоречие неизменно выступит наружу; либо настоящее рабство, т.е. неприкрытый деспотизм, либо действительная свобода и действительное равенство, т.е. коммунизм»

Ф.Энгельс

  • «Совершенно очевидно, что демократия представляет собой очень емкое понятие, порой кажущееся аморфным и даже пустым. В разное время по отношению к ней употреблялось огромное количество подозрительных эпитетов: управляемая демократия, «опекунская демократия», «популярная демократия», народная демократия, консенсусная демократия. Все это - неуклюжие попытки оправдать нечто, лишь отдаленно напоминающее демократию или не имеющее с ней ничего общего».

Филипп Шмиттер


  • «У нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других… И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами, по уважению же преимущественно в общественных делах обуславливается той репутацией, какую каждый в чем-нибудь имеет, не поддержкой какой-нибудь партии, а способностями; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности . Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что не высказываем недоверия друг другу в повседневных делах, не возмущаемся друг против другого, если ему нравится делать что-то по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуясь лицам , стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них, которые созданы в интересах обижаемых. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то не сознание в ней позорно для человека – позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее. Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбирается в политике. Ведь толь мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу общественных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против».

Перикл

(Фукидид. История, II)


Приложение 2.


Полномочия Народного собрания в Афинах


  • принимались государственные законы

  • утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними

  • избирались должностные лица, магистраты Афинского государства

  • обсуждались отчеты выборных лиц после их годичного управления

  • обсуждался и утверждался государственный бюджет

  • решались дела по продовольственному снабжению города

  • контролировалась сдача в аренду государственных имуществ, земель и рудников

  • утверждались наиболее крупные завещания

  • осуществлялся тщательный контроль за воспитанием юношей

  • принималось решение об остракизме, т.е. изгнании любого гражданина, заподозренного в намерении свергнуть демократический строй

  • дарование прав гражданства иностранцам (крайне редко)


Решения Народного собрания становились государственными законами и начинались с обязательной формулы

«Постановил Совет и народ»


Полномочия Народного собрания в Спарте


  • Утверждало мирные договоры и объявляло войны

  • Избирало должностных лиц, военных командиров

  • Решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было

  • Утверждало освобождение илотов

  • Утверждало крупные изменения в законодательстве

  • Принимали или утверждали законы, но не обсуждали их


Члены собрания не имели права внести законопроект, обсуждать финансовые вопросы, контролировать деятельность магистратов, разбирать судебные дела.

Совет геронтов мог отклонить решение собрания, если не считал его неприемлемым














Схемы к уроку

Схема 1.

Черты полисной демократии






ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ







Ч





Малые размеры государства по



территории и населению







Е





Прямое участие граждан в решении



государственных дел







Р





Большинство населения из демократии исключалось.



Участвовали лишь полноправные граждане.







Т





Организация политической жизни носила



монистический характер, отсутствовали



политические партии, общественные организации




Ы








Отсутствовало такое понятие, как индивидуальные



права и свободы человека
















Схема 2.

Черты демократии нового времени







ДЕМОКРАТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ












Возникает институт представительства,



политический процесс получил возможность

Ч


распространения на огромные территории









Ограничиваются возможности



прямого законотворчества населения

Е











Демократия стала приемлема в странах, имеющих



этническое, языковое, религиозное, имущественное

Р


разнообразие населения









Значительное расширение круга лиц,



причастных к решению государственных дел

Т










Появляются политические организации,



партии, ассоциации

Ы











Расширяются индивидуальные права человека,



защищенные конституцией













Схема 3.

Современная модель демократии.







СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ









Гражданские и политические права



предоставляются самому широкому

Ч


кругу людей








Свободные, всеобщие выборы




Е





Право баллотироваться на любую



государственную должность






Р




Право на оппозицию








Т


Контроль над правительственными решениями









Право критиковать правительство, режим,



идеологию, которая в данный момент

Ы


является господствующей







Право на автономную, независимую информацию









Право граждан создавать ассоциации, партии,



группы по интересам








Схема 4.

Формы правления по Аристотелю


ПРАВИЛЬНЫЕ

цель верховной власти – общественное благо


НЕПРАВИЛЬНЫЕ

верховная власть преследует свое, частное благо

  • Монархия – власть одного, основанная на авторитете;
  • Аристократия – власть лучших, знатных, благородных, меньшинство населения

  • Полития – власть большинства в соответствии с законом, опора власти на «средний элемент» - не чрезмерно богатый слой рабовладельцев

  • Тирания – абсолютная власть одного, не обладающего авторитетом, властвующего насилием, забота о собственном благе.

  • Олигархия – власть немногих, богатых и знатных, падение роли закона, вся политика подчиняется личному обогащению

  • Демократия т.е. власть толпы


Схема 5.

Формы правления по Платону:


Близкие к совершенству

(правление по закону)

Несовершенные (правление по произволу)
  • Монархия – власть одного на основе закона

  • Аристократия – власть лучших с одобрения народа, в соответствии с законом

  • Демократия (хорошая) – власть большинства

  • Тимократия – власть честолюбивцев, предаются тайком обогащению(начинается переход от тимократии к олигархии)

  • Олигархия – власть немногих богатых над бедными, должности занимаются не по способностям, а по богатству, имеющие власть не считаются с законом

  • Демократия (плохая), т.е. анархия – правление «безумного большинства», которое прорывается к власти, не умеет управлять, игнорирует законы; присуща демагогия – чрезмерная свобода.

  • Тирания – власть одного, возникающая после вырождения демократии, всеобщей анархии и хаоса, беззаконная власть одного человека над всем обществом.












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Демократия - всеобщий идеал человечества"

Автор: Федосеева Ольга Николаевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218457

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства