Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Исторические ступени развития общества»»
Конспект урока по теме «Исторические ступени развития общества».
Обществознание. 6 класс.
Автор: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Приозёрный
Цели урока:
1.Рассмотреть особенности исторических ступеней развития общества;
2.Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая с дополнительными материалами к уроку.
Основные понятия: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с вопросами.
План изучения нового материала
Ступени развития общества
Общество охотников и собирателей
Общество огородничества
Общество земледельцев и скотоводов
От аграрного общества к обществу индустриальному
Постиндустриальное(информационное) общество
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит окунуться в историю человечества, где мы с вами рассмотрим основные ступени развития общества. Тема нашего урока «Исторические ступени развития общества».
Ребята записывают тему урока в тетрадях.
Учитель знакомит с планом урока.
Актуализация знаний
Два ученика работают по карточкам.
Карточка № 1.
Как вы понимаете смысл слов: человек, культура, человек разумный, этнографы?
Карточка № 2.
Как вы понимаете смысл слов: антропологи, природа, культура, человек- биосоциальное существо?
Одновременно идёт работа с дополнительным материалом «Расы людей»
Предлагаем использовать один из методов критического мышления - инсерт: при чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки, Пометки должны быть следующими:
«V» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«-» если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» если то, что читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Изучение новой темы.
Учитель. С древнейших времён и до наших дней в развитии общества можно выделить такие ступени: общество охотников и собирателей, общество огородников, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на стр.9. перед вами схема «Исторические ступени развития общества» и даны задания, начните заполнять название каждой ступени, используя текст учебника на стр.20-25. Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени.
Учитель. Современным людям очень малоизвестно о первых людях. Среди учёных нет единого мнения в отношении места и времени появления первых людей. Вероятней всего, их было несколько десятков тысяч, они блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от природы.
На ранних стадиях первобытного общества небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. У них не было постоянного жилья. Его заменяли временные стоянки, которые возводили мужчины; уходя на долгую охоту, они оставляли в них женщин, детей, стариков. Небольшие группы мужчин-охотников, сильных, выносливых людей, передвигались на далёкие расстояния. Для пропитания всей первобытной группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Первые люди были объединены в группы от 20 до 60 человек, связанных кровным родством, т.е они жили в родовых общинах.
Ребятам предлагается творческое задание: «Придумайте и нарисуйте символы для каждой стадии развития».
Подведение итогов работы учащихся. Ребята по желанию или по выбору учителя представляют результаты своей работы над схемой в рабочих тетрадях и защиту творческой работы.
Закрепление темы урока. Выполни тест в рабочей тетради на стр.11 и реши кроссворд на стр. 12
Подведение итогов урока и выставление оценок. Ребятам можно предложить оценить друг друга и самого себя.