ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
тема урока НОВЫЕ ГОРОДА ЭЛЛАДЫ
Мазурина Наталия Владимировна
МОУ ООШ с. Малый Мелик Балашовского района Саратовской области
Должность учитель истории
Предмет история
Класс 5
Тема Новые города Эллады
Третий урок в главе 4 Зарождение Древней Греции
Базовый учебник Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов и др. Всеобщая история 5 класс История Древнего мира М.: «Баласс» 2009 г.
Цель урока:
Научить объяснять процесс нового восхождения Древней Греции на ступень цивилизации, выявляя отличительные особенности древнегреческих городов-государств.
Задачи:
- обучающие:
- научить объединять различные факты в целостную картину, выявлять особенности древнегреческих городов-государств, характеризовать их общественное устройство и управление, используя такие понятия, как полис, община граждан, свобода, равноправие, частная собственность;
- научить сравнивать общественное устройство древнегреческого полиса с современным обществом;
-развивающие:
- развивать мыслительные и коммуникативные способности учащихся, их познавательную активность, умение работать с текстом как источником информации, анализировать его и делать свои выводы;
- умение работать с ЭОР;
-воспитательные:
- воспитывать уважение к истории.
Тип урока Предметно-диалогический урок (ПДУ) открытия новых знаний.
Формы работы учащихся групповая, индивидуальная.
- Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, доска, мел, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь
Структура и ход урока
План урока:
- Проблема: что такое древнегреческий полис?
- Поиск решения проблемы:
- Древняя Греция – новая ступень в развитии цивилизации.
- Права и обязанности граждан полиса.
- Идеалы и ценности жителей греческих полисов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Организационный
Приветствует учеников, проверяет отсутствующих.
Проверяет готовность
Учащихся и настраивает их на работу.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу.
Самоорганизация.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Обращает внимание на карту Древней Греции
- Как на карте обозначены центры греческой цивилизации?
- Назовите те, с которыми мы уже знакомы.
- А сегодня мы поговорим о новых городах Эллады.
Записывает тему урока на доске:
Новые города Эллады
(I слайд презентации)
- Из предварительного чтения § 21 вы узнали, что древнегреческие города называли полисами.
- Что означает это слово сейчас?
- Древнегреческий мудрец Аристотель дал 3 разных объяснения этому слову
(II слайд)
- В чем противоречие?
- Какой возникает вопрос?
(III слайд)
Записывает проблему урока на доске.
Работают с картой на стр.123.
С помощью условных знаков определяют и называют древнегреческие города
например, Микены, Кносс, Иллион.
Записывают тему урока в тетрадь.
- Карточка по которой принимают в поликлинике.
Записывают в тетрадь.
Формируют проблему урока: Что такое древнегреческий полис? (Записывают в тетрадь)
сформированность у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Умение работать с картой.
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
- Что нужно вспомнить, чтобы проверить версии?
- Признаком чего все эти понятия являются?
Что еще надо вспомнить?
Предлагает выполнить задания перед § 21.
После актуализации знаний предлагает наметить план действий по решению проблемы.
(IVслайд)
- Что такое общество, город, государство.
- Признаками цивилизации.
Нам надо вспомнить признаки цивилизации как ступени развития и как общности людей.
Определяют этапы изученной истории Греции.
(Устно выполняют задания)
Формируют вопросы для создания плана действий.
(записывают план в тетрадь)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Умение сформулировать алгоритм действия.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
1.Древняя Греция – новая ступень в развитии цивилизации
(V слайд)
- Какие изменения произошли в истории Древней Греции к VIII в. До н.э. Читаем пункт 1 стр.134-135
- Проверим, что у вас получилось.(VI слайд) Факты фиксируем в таблице в рабочей тетради (стр.11 задание 2)
- Мы доказали, что греки вновь взошли на ступень цивилизации. Выделите из всех признаков – основной.
- Рассмотрите иллюстрации (VII – IX слайды) и стр. 135.
- Опишите полис с точки зрения территории и хозяйства (X слайд)
- С помощью текста (стр. 135), выясните особенности общественного устройства полиса. (XI слайд)
- Какую из версий мы доказали?
(XII слайд)
2.Права и обязанности граждан полиса. (XIII слайд)
- Читаем пункт 2 стр.136-137
Работаем в группах. 1группа: Кого можно считать полноправными гражданами? сформулируйте устно.
2 группа: Кого считали негражданином?
- Где и как решали важные вопросы граждане полиса?
Работа в группах
- 1 группа: Сформулируйте одной ключевой фразой обязанности граждан.
2 группа: права граждан.
(XIV – XV слайды)
- Как вы думаете, чем схожи права и обязанности гражданина полиса, а чем отличаются от прав и обязанностей гражданина современного общества?
- Рассмотрите схему «Управление полисом» (XVI слайд) (стр. 137) приготовьте по ней рассказ об особенностях управления древнегреческим полисом. Обратите внимание на условные обозначения к схеме на стр. 7 в учебнике.
- Найдите отличия от управления Персидской державой (с. 105).
Цель данного вида работы – научить находить сведения из различных источников, Например из схемы. При выполнении данного задания обратить внимание учеников на цветовую гамму схемы и форму стрелочек.
- Описывая управление греческого полиса, мы перечислили признаки чего?
- Используя открытые знания, сформулируйте, что такое «древнегреческий полис»?
(XVII cлайд)
3. Идеалы и ценности жителей греческих полисов.
- Вспомните еще раз определение цивилизации как общности людей. Что может характеризовать греков как общность?
(XVIII слайд)
- Узнайте из текста (пункт 3 стр. 138-139) какие традиции, обычаи, ценности и идеалы объединяли греческую общность?
- Какие из них важны и в наше время?
Из текста определяют, что произошел переход от первобытности к цивилизации.
В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника.
Работают в рабочей тетради.
Определяют признак: появление городов-полисов.
Работают с иллюстрациями и учебником.
- Полис – это город с равноправной общиной граждан.
Фиксируют в тетради.
Работают в группах. Устно.
- Важные вопросы решались на народном собрании путем голосования.
Работают в группах по 3 человека.
Результаты работы записывают в тетради.
Высказывают различные мнения.
Индивидуально, самостоятельно работают с учебником и схемой.
- В древнегреческом полисе все должности были выборными, а в Персидской державе назначал на должности, руководил всем сам шахиншах.
- Признаки государства.
- Древнегреческий полис – это не просто город, а еще и государство, где у каждого гражданина есть права и обязанности.
Записывают в тетрадь.
- Представления о добре и зле, должном и справедливом, об идеалах и ценностях.
Высказывают разное мнение.
(Важно, чтобы ученики поняли, что главными идеалами и ценностями народов, живших в греческих полисах, были интеллектуальное и физическое развитие, свобода, достоинство личности, участие граждан в делах государства, равноправие, частная собственность)
Проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Овладение базовыми историческими знаниями.
Умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.
Развитие умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
Построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
(XIX слайд)
- Назовите ключевое слово урока.
- Используя открытые знания, попробуйте объяснить смысл изречений древнегреческих мудрецов-софов.
Стр.138(внизу под рисунком.)
-Повторим новые слова, которые встретились нам сегодня на уроке.
(XX слайд)
Рефлексия
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Корректирует самооценки учащихся.
- Прочитайте название следующего параграфа.
- Как вы понимаете смысл данного названия?
- Прочитайте дома §22 и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы перед параграфом.
(XXI слайд)
Предполагаемый вывод, который могут сделать ученики:
- Древнегреческий полис – это город государство с определенными особенностями общественного устройства, управления и ценностями древнегреческого общества.
- Полис – город-государство.
Записывают в тетрадь.
Работают с историческими документами.
Объясняют смысл изречений.
Объясняют значение новых слов и записывают в словарь.
- На уроке я узнал …
- Испытал трудности при …
- Было интересно …
Выставляют оценку за свое участие на уроке. Обсуждают работу одноклассников. Выставляют отметки в дневник.
- «Космос олимпийских богов».
Высказывают различные предположения
Записывают домашнее задание.
Умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Проводить поиск
необходимой информации.
Проводить поиск
необходимой информации.
Расширение
опыта оценочной деятельности.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
Способность решать творческие задачи.
Представлять результаты своей деятельности в различных формах.