Проводится в рамках курса «Обществознание» 6 класс в ходе изучения главы «Семья».
Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, путевой лист, учебник, дидактический материал.
1.Зачем люди создают семью.
2. Семья и государство.
3. Какие бывают семьи.
4. Если семья не выполняет своих обязанностей.
№ | Содержание урока | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащегося |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Организационный момент. Приветствие. Учитель обращает внимание на готовность учащихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку, находятся рядом со своей партой. Приветствуют учителя. |
2 3. | Актуализация и пробное учебное действие. 2.1.Работа с фразами. 2.2.Работа с пословицами и поговорками. Выявление места и причины затруднения. | Предлагает начать урок с фраз, которые были розданы на перемене. (слайд №1) фразы складываются в стихотворение. Предлагает прочитать начало пословиц и поговорок и продолжить их. Изба детьми …(весела). Не нужен клад …(когда в семье лад). В гостях хорошо … (а дома лучше). Не красна изба углами …(а красна пирогами). Братская любовь …(крепче каменной стены). (слайд №2) Пословицы и поговорки дополняются недостающими словами записанными во втором столбике. После выполнения этого задания спрашивает о предположениях ребят по поводу темы урока, его цели и задачах. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд № 3) | - Поговорим? - О чём? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо. - И хорошо не очень. - О чём-то знаешь ты. - А что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. Вдруг будет интересно? Учащиеся выполняют задание учителя с пословицами и поговорками. Учащиеся записывают тему урока в путевой лист . |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | Какие цели и задачи мы поставим? Формулирует вместе с ребятами тему урока, цели и задачи урока. Предлагает план урока. (слайд №4) | Учащиеся зачитывают план урока в путевом листе |
5. | Реализация построенного проекта. 5.1.Работа с терминами 5.2. Первичное закрепление . Работа со словарём. 5.3. Беседа с учащимися. Включение в систему знаний и повторений. | -Прежде чем говорить о семье, давайте вспомним термины, которые мы уже знаем и которые могут нам пригодиться сегодня при изучении данной темы урока. Учитель предлагает выполнить терминологическое задание - На путевом листе у вас две колонки. В одной-термины, в другой - определения. Установите соответствие. Наследственность – биологическое свойство организма, которое передаётся из поколения в поколение. Личность – качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми. Индивидуальность – особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека. Потребности – это нужда человека в чём-либо. - Проверьте правильность выполненного задания. - Сегодня мы говорим о семье. Для начала нашего разговора нам необходимо определить, как это слово объясняют словари. Найдите это слово в словарях. -Прочитайте определение. Запишите его в лист. Семья – это группа людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми. (слайд №5) -Ребята, почему в древности человеку нужны были другие люди, почему самым страшным наказанием было изгнание из племени? Прежде всего потому, что один он просто бы не выжил. В одиночку он не мог ходить на охоту, обрабатывать землю, мог погибнуть от голода и холода. А что же заставляет людей сейчас, в цивилизованное время создавать семьи, жить в семьях? - Каковы же функции семьи? Семья: - Обеспечивает продолжение человеческого рода - Берет на себя воспитание детей - Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи - Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. - Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу. - Обеспечивает продолжение человеческого рода - Берет на себя воспитание детей - Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи - Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. - Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу. (слайд 8-9) | Учащиеся подходят к доске и выполняют задание на соответствие терминов их определениям. Один учащийся выполняет данную работу у доски. Учащиеся занимаются поиском определения в словарях. Записывают определения термина в путевой лист из словаря на стр.223. Дети участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя о причинах существования семей – желания продолжать род, иметь детей, иметь душевную поддержку, понимание, любовь, смысл жизни. |
6. | Игра-разминка. Физминутка | Проводит игру-разминку: -А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках, поиграем в игру. (под музыку) Встаньте те, кто… У кого есть старший брат. У кого есть младшая сестра. У кого есть младший брат. У кого есть старшая сестра. У кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе. У кого дальние родственники живут в другом городе, станице, хуторе. У кого есть сын или дочь. | Участвуют в игре. |
7. | Реализация построенного проекта. 7.1. Рассказ учителя. | -Древний китайский мудрец Лао Цзы говорил, что если крепка семья, значит, будет крепким и государство. Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ. -Ребята, а вы знаете, как наше российское государство заботится о семье как о маленькой ячейке общества? (слайд№10) -В нашей стране существует специальный закон – Семейный кодекс, который устанавливает правила для семей. (слайд№11) -Государство понимает важность воспитания нового поколения граждан и помогает семьям – выплачивает пособия матерям, которые не работают и ухаживают за младенцами. Государство установило выплату материнского капитала для семей, которые решили иметь двух и более детей. (слайд№12) -2008 год был объявлен годом семьи, и в этот год проводилось много мероприятий, которые помогли людям понять ценность семьи. В России был принят новый праздник в честь семьи – 8 июля – день святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является славный полевой цветок – ромашка. (слайд №13 , звучит музыка) -100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причём большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе. Начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимается своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния. А старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили верёвки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли. | Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. |
| 7.2 Самостоятельная работа со схемой. Запись в тетрадь. | - Семьи были разные. Посмотрите на слайд. (слайд №14-15 ) Если в семье проживают родители и дети, то такую семью называют полной, двухпоколенной. Если же в семье живут ещё и бабушки и дедушки, то эта семья – трёхпоколенная. А если прабабушки и прадедушки? -Запишите определения в путевой лист. - Существуют семьи неполные, когда по каким-то причинам один из родителей. Но неполная семья не означает, что она хуже, чем полная. Главное, чтобы все члены семьи старались, чтобы дома было тепло и уютно». | Некоторые дети могут дать правильные ответы. Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе. Работа в путевых листах. Записывают виды семей: -двухпоколенные; -трёхпоколенные; -полные; -неполные |
| 7.3 Беседа с учащимися. | -А всегда ли в семье бывает тепло и уютно? Всегда ли в ней царит любовь и внимание, забота и понимание? Есть такие семьи, о которых, вы, наверное, слышали с экранов телевизоров, в которых не заботятся о детях, не обращают внимание на их воспитание, образование. В этом случае и помогают законы, о которых мы уже с вами говорили – законы, которые защищают права детей. Демонстрация слайдов. (слайд №16 ) | Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя. |
8. | Включение в систему знаний и повторения. | -Но и у детей есть обязанности в семье. Предлагаю закончить начатые предложения тем, кому я даю мяч в руки: «Моими обязанностями по дому являются…» «Моим родным приятно, когда я…» «Мне приятно, когда в моей семье…» | Выполняют задание. |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока. Выставление оценок с комментариями. -В путевых листах я предлагаю вам выполнить последнее задание. Заполните таблицу. Поставьте знаки «+» или «-» - в столбцах в соответствии с ощущениями, полученными в процессе урока: Сегодня я узнал много нового и полезного | | На уроке было интересно и познавательно | | Урок показался мне скучным | | Я хотел бы продолжить работу по этой теме | | Обязательно поделюсь полученными знаниями с родителями | | Продолжу изучение данной темы самостоятельно | | | Выполняют задание по саморефлексии |
10. | Домашнее задание. | Запись домашнего задания с комментариями. § 7, - читать, приготовить рассказ, альбом, презентацию, семейную газету на тему «Чем мы любим заниматься всей семьёй, когда собираемся вместе?» (слайд №17 ) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
1.Зачем люди создают семью.
2. Семья и государство.
3. Какие бывают семьи.
4. Если семья не выполняет своих обязанностей.