kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию "Семья-ячейка общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводиься в рамках "Обществознание" для 6 класса в ходе изучения главы "Семья". На уроке формируются представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте. На уроке используется мультимедийное оборудование, путеводный лист. Данный урок имеет большое воспитательное значение. У детей формируется представление о крепкой семье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Семья-ячейка общества" »

  1. Урок обществознания в 6 классе по теме: «Семья – ячейка общества»

Проводится в рамках курса «Обществознание» 6 класс в ходе изучения главы «Семья».


Учитель истории и обществознания - Буряк Наталья Георгиевна

Цель урока: формирование представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором происходит основная часть жизни человека.

Ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование, путевой лист, учебник, дидактический материал.

План урока:

1.Зачем люди создают семью.

2. Семья и государство.

3. Какие бывают семьи.

4. Если семья не выполняет своих обязанностей.




Содержание урока

Характеристика

деятельности учителя

Характеристика

деятельности учащегося

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Организационный момент. Приветствие. Учитель обращает внимание на готовность учащихся к уроку.


Проверяют готовность к уроку, находятся рядом со своей партой. Приветствуют учителя.

2






















3.









Актуализация и пробное учебное действие.

2.1.Работа с фразами.





2.2.Работа с пословицами и поговорками.











Выявление места и причины затруднения.







Предлагает начать урок с фраз, которые были розданы на перемене.

(слайд №1) фразы складываются в стихотворение.






Предлагает прочитать начало пословиц и поговорок и продолжить их.

Изба детьми …(весела).

Не нужен клад …(когда в семье лад).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Не красна изба углами …(а красна пирогами).

Братская любовь …(крепче каменной стены).

(слайд №2) Пословицы и поговорки дополняются недостающими словами записанными во втором столбике.


После выполнения этого задания спрашивает о предположениях ребят по поводу темы урока, его цели и задачах.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(слайд № 3)

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- О чём-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно?


Учащиеся выполняют задание учителя с пословицами и поговорками.








Учащиеся записывают тему урока в путевой лист





.

4.


Построение проекта выхода

из затруднения.


Какие цели и задачи мы поставим?

Формулирует вместе с ребятами тему урока, цели и задачи урока.


Предлагает план урока.

(слайд №4)

Учащиеся зачитывают план урока в путевом листе


5.

Реализация построенного проекта.







5.1.Работа с терминами


























5.2. Первичное закрепление .

Работа со словарём.








5.3. Беседа с учащимися. Включение в систему знаний и повторений.






-Прежде чем говорить о семье, давайте вспомним термины, которые мы уже знаем и которые могут нам пригодиться сегодня при изучении данной темы урока.

Учитель предлагает выполнить терминологическое задание

- На путевом листе у вас две колонки. В одной-термины, в другой - определения. Установите соответствие.

Наследственность – биологическое свойство организма, которое передаётся из поколения в поколение.

Личность – качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми.

Индивидуальность – особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека.

Потребности – это нужда человека в чём-либо.

- Проверьте правильность выполненного задания.


- Сегодня мы говорим о семье. Для начала нашего разговора нам необходимо определить, как это слово объясняют словари. Найдите это слово в словарях.

-Прочитайте определение. Запишите его в лист.

Семья – это группа людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми.

(слайд №5)


-Ребята, почему в древности человеку нужны были другие люди, почему самым страшным наказанием было изгнание из племени? Прежде всего потому, что один он просто бы не выжил. В одиночку он не мог ходить на охоту, обрабатывать землю, мог погибнуть от голода и холода.


А что же заставляет людей сейчас, в цивилизованное время создавать семьи, жить в семьях?

- Каковы же функции семьи?

Семья:

- Обеспечивает продолжение человеческого рода

- Берет на себя воспитание детей

- Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи

- Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

- Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

- Обеспечивает продолжение человеческого рода

- Берет на себя воспитание детей

- Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи

- Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

- Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

(слайд 8-9)

Учащиеся подходят к доске и выполняют задание на соответствие терминов их определениям.






Один учащийся выполняет данную работу у доски.
















Учащиеся занимаются поиском определения в словарях.


Записывают определения термина в путевой лист из словаря на стр.223.



Дети участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя о причинах существования семей – желания продолжать род, иметь детей, иметь душевную поддержку, понимание, любовь, смысл жизни.


6.

Игра-разминка.

Физминутка


Проводит игру-разминку:

-А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках, поиграем в игру.

(под музыку)

Встаньте те, кто…

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого есть младший брат.

У кого есть старшая сестра.

У кого бабушка и дедушка живут здесь, в городе.

У кого дальние родственники живут в другом городе, станице, хуторе.

У кого есть сын или дочь.


Участвуют в игре.


7.

Реализация построенного проекта.

7.1. Рассказ учителя.


-Древний китайский мудрец Лао Цзы говорил, что если крепка семья, значит, будет крепким и государство. Вы согласны с этим? Аргументируйте свой ответ.


-Ребята, а вы знаете, как наше российское государство заботится о семье как о маленькой ячейке общества?

(слайд№10)

-В нашей стране существует специальный закон – Семейный кодекс, который устанавливает правила для семей.

(слайд№11)

-Государство понимает важность воспитания нового поколения граждан и помогает семьям – выплачивает пособия матерям, которые не работают и ухаживают за младенцами. Государство установило выплату материнского капитала для семей, которые решили иметь двух и более детей.

(слайд№12)

-2008 год был объявлен годом семьи, и в этот год проводилось много мероприятий, которые помогли людям понять ценность семьи. В России был принят новый праздник в честь семьи – 8 июля – день святых Петра и Февронии. Символом этого праздника является славный полевой цветок – ромашка.


(слайд №13 , звучит музыка)


-100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло не по дням, а по часам, причём большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… Представьте себе дом на селе. Начало двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Детей в семьях было много. Каждый член семьи занимается своим делом. Глава семьи заботился об экономическом благополучии, нравственном поведении членов семьи. Подростки работали наравне с мужчинами, но имели свободное время на гуляния. А старики занимались пчеловодством, чинили сбрую, мелкий инвентарь, плели лапти, вили верёвки, учили этому маленьких ребятишек. Женщины вели хозяйство, содержали двор, скот; пряли.



Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.






























































7.2 Самостоятельная работа со схемой. Запись в тетрадь.


- Семьи были разные.

Посмотрите на слайд.

(слайд №14-15 )

Если в семье проживают родители и дети, то такую семью называют полной, двухпоколенной. Если же в семье живут ещё и бабушки и дедушки, то эта семья – трёхпоколенная. А если прабабушки и прадедушки?

-Запишите определения в путевой лист.


- Существуют семьи неполные, когда по каким-то причинам один из родителей. Но неполная семья не означает, что она хуже, чем полная. Главное, чтобы все члены семьи старались, чтобы дома было тепло и уютно».

Некоторые дети могут дать правильные ответы.

Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.



Работа в путевых листах.

Записывают виды семей:

-двухпоколенные;

-трёхпоколенные;

-полные;

-неполные


7.3 Беседа с учащимися.



-А всегда ли в семье бывает тепло и уютно? Всегда ли в ней царит любовь и внимание, забота и понимание? Есть такие семьи, о которых, вы, наверное, слышали с экранов телевизоров, в которых не заботятся о детях, не обращают внимание на их воспитание, образование. В этом случае и помогают законы, о которых мы уже с вами говорили – законы, которые защищают права детей.


Демонстрация слайдов.

(слайд №16 )


Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя.










8.

Включение в систему знаний и повторения.

-Но и у детей есть обязанности в семье.

Предлагаю закончить начатые предложения тем, кому я даю мяч в руки:

«Моими обязанностями по дому являются…»

«Моим родным приятно, когда я…»

«Мне приятно, когда в моей семье…»


Выполняют задание.


9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог урока.

Выставление оценок с комментариями.

-В путевых листах я предлагаю вам выполнить последнее задание. Заполните таблицу. Поставьте знаки «+» или «-» - в столбцах в соответствии с ощущениями, полученными в процессе урока:

Сегодня я узнал много нового и полезного


На уроке было интересно и познавательно


Урок показался мне скучным


Я хотел бы продолжить работу по этой теме


Обязательно поделюсь полученными знаниями с родителями


Продолжу изучение данной темы самостоятельно








Выполняют задание по саморефлексии

10.

Домашнее задание.

Запись домашнего задания с комментариями.

§ 7, - читать, приготовить рассказ, альбом, презентацию, семейную газету на тему «Чем мы любим заниматься всей семьёй, когда собираемся вместе?»

(слайд №17 )

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник
















































Путевой лист.

  1. Тема._______________________________________________


  1. План урока:

1.Зачем люди создают семью.

2. Семья и государство.

3. Какие бывают семьи.

4. Если семья не выполняет своих обязанностей.


3. Установите соответствие.


1

биологическое свойство организма, которое передаётся из поколения в поколение.

А

Потребности

2

качества человека, которые приобретаются им в процессе жизни, в деятельности и общении с другими людьми.

Б

Индивидуальность

3

особенность, уникальность, неповторимое своеобразие человека.

В

Наследственность

4

нужда человека в чём-либо.



Г

Личность



1

2

3

4






4. Семья –___________________________________________________________________


__________________________________________________________________________

5. Виды семей:


1.____________________________________


2.______________________________________


3.­­­­­­­­­­­ ______________________________________

4.______________________________________


6. Поставьте знаки «+» или «-» - в столбцах в соответствии с ощущениями, полученными в процессе урока:

Сегодня я узнал много нового и полезного


Я хотел бы продолжить работу по этой теме


На уроке было интересно и познавательно


Обязательно поделюсь полученными знаниями с родителями


Урок показался мне скучным


Продолжу изучение данной темы самостоятельно



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по обществознанию "Семья-ячейка общества"

Автор: Буряк Наталья Георгиевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189570


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства