kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию по теме "Развитие обществознания в ХХ веке" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  знакомит с формирование философской мысли на рубеже ХIХ-ХХ веков;познакомит с историческими личностями конца 19 века Ф.Энгельсом и К.Марксом,их философскими взглядами;поможет развивать умения работать с документами; анализировать; делать выводы;способствует воспитывать умения  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по обществознанию по теме "Развитие обществознания в ХХ веке" 10 класс »

Обществознание 10 класс

Тема: развитие обществознания в 20 веке

Цели:

  • Познакомить с историческими личностями конца 19 века Ф.Энгельсом и К.Марксом,их философскими взглядами

  • Развивать умения работать с документами; анализировать; делать выводы

  • Воспитывать умение участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам.



Основные понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, марксизм,


Опрос домашнего задания

1.Тест-взаимопроверка

1. В течение какого времени существовала античная философия?

а) с начала возникновения и до начала нашей эры;

б) от времен Гомера до Аристотеля;

в) в VII в. до н. э. - III в. н. э.;

г) с начала ее возникновения до закрытия неоплатонівської школы в Афинах;

д) в VII в. до н. э. - VI в. н. э.;

е) с начала ее возникновения в Греции до начала периода Средневековья в Европе

2.Какое было отношение античной философии к религии греков?

а) логически вытекала из нее;

б) опиралась на религию греков;

в) противопоставляла себя религиозному мировоззрению;

г) защищала религию;

д) критически относилась к религии;

е) разрабатывала проблемы веры в Бога с философской точки зрения

3.. Какое место занимает античная философия в истории европейской философской мысли?

а) исторически предшествовала европейской философии;

б) положила начало европейской философии;

в) возбудила проблемы, которые остаются актуальными и сегодня;

г) решила все проблемы философского мировоззрения;

д) стала вершиной достижений в истории европейской философской мысли;

е) нашла поддержку и развитие в дальнейшей истории европейской философской мысли

 4. Какой смысл античной диалектики и кто из философов ее разрабатывал?

а) она рассматривала мир в его прежнем виде, видевших в нем действие вечно неизменных факторов;

б) представителями античной диалектики были Зенон и его елейська школа;

в) видела в мире постоянную изменчивость, противоречивость;

г) ее представителями были Гераклит и Кратіл;

д) изменения происходят по законам Логоса;

е) не допускали вмешательства Бога в события мира

5. Каким был вклад античного философа Платона в развитие философской мысли?

а) основатель философии диалектического материализма;

б) основатель философии объективного идеализма;

в) первый автор концепции коммунизма;

г) ввел понятие анамнезису в гносеологии;

д) аргументированно опровергал учение Аристотеля;

е) способствовал развитию диалектического мышления в философии

 6. Что значимого для развития философии сделал Аристотель?

а) основатель школы перипатетика;

б) заложил основы диалектического мышления;

в) ввел 10 основных категорий философского мышления;

г) противопоставил философу Платону свою философию;

д) написал первый курс логики;

е) реализует ряд отдельных наук


  Устный опрос

 1) Как повлияли на средневековые представления о человеке и обществе Реформация и научные открытия XVII в.?

2) Что общего и каковы различия во взглядах на государство Т. Гоббса и Н. Макиавелли? 3) Почему, на ваш взгляд, идея разделения властей была впервые выдвинута именно философами?

4) Охарактеризуйте основные положения экономического учения А. Смита.

Изучение нового материала

    Рассказ учителя

  Из курса истории вы знаете, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.)и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).

Сообщениеуч-ся
      Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Признавая ее существенную роль, основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей. Проще говоря, прежде чем заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище и т. д. Для удовлетворения этих потребностей люди взаимодействуют с природой (создавая производительные силы), вступают в определенные (производственные) отношения между собой, организуют свое общественное бытие, которому присущи объективные (не зависящие от сознания) законы развития. Таким образом, согласно марксизму,

  • общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону жизниобщества.

  •  Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками.

  • Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда).

  • Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства.
          Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации. Производственные отношения — это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения. При этом элементы надстройки обладают относительной самостоятельностью в развитии. В своем единстве и взаимодействии базис и надстройка создают общественно-экономическую формацию — сложившуюся конкретно-историческую форму бытия общества. Каждая из них рассматривалась основоположниками марксизма как ступень движения человечества по пути общественного прогресса. Таким образом, была предложена стадиальная модель общественно-исторического развития, использованная затем многими исследователями.
          Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ (сначала «по труду», а затем «по потребностям»). «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством к жизни, а сам станет первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет преодолеть узкий горизонт буржуазного права и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый — по способностям, каждому — по потребностям!»

  •       Маркс и Энгельс, а затем и В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.
          Но можно ли построить светлый мир, начиная преобразования с жестких, репрессивных мер одной части общества по отношению к другой? Не происходит ли при использовании таких средств изменение целей? По-видимому, драматические события минувшего века, особенно в нашей стране, дали исчерпывающие ответы на эти вопросы.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XX в.

      Марксистское учение стало одним из наиболее влиятельных в XX столетии. При этом оно существовало как в радикальном варианте, сторонники которого особое значение придавали его революционным аспектам (насильственный захват государственной власти, слом старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата, полная ликвидация частной собственности и т. п.), так и в более умеренном, реформистском виде (стремление сохранить сложившиеся в западном обществе демократические институты, постепенное реформирование экономики и других сфер жизни общества, отказ от разжигания классовой борьбы). Первой трактовки марксизма придерживались российские революционеры во главе с Лениным, вторую точку зрения исповедовали западноевропейские социал-демократы. Помимо новых «версий» марксизма, в западном обществознании появился и получил развитие ряд теорий общественного развития.
      Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Его сторонники исходят из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. Особая роль в таком обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями, — технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление социальными процессами. Идеи технократизма отражены в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта.
      Появление компьютерной техники вызвало новый всплеск интереса к технократическим идеям. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества, как духовная культура.
      Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Свободу можно обрести направленностью своей жизни на нечто, выходящее за границы диктующей свои правила ситуации. Это может быть направленность на Бога (религиозные экзистенциалисты) или на собственную субъективность (условно говоря, атеистический экзистенциализм). Сторонники последнего направления (среди них — французский философ и писатель Сартр) исходят из того, что человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует», создает часто вопреки обстоятельствам своей жизни. Нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.


Вопросы для обсуждения

1.Маркс утверждал: «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».
      Сформулируйте эту же мысль, используя понятия «способ производства» и «общественно-экономическая формация». Разделяете ли вы марксистскую идею о примате экономики в жизни общества? Свой ответ аргументируйте.
2 Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?
      

Работа с источником

Прочитайте отрывок из работы «Человек и техника», написанной в 1932 г. немецким философом О. Шпенглером.

Мы спускаемся вниз зрячими

      Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий — это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими...
      Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам... Но каждый из нас — сам по себе ничто — на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Поэтому для нас она безмерно важна — этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе — или случаю — нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно борьба в смысле Ницше как воля к власти, свирепая, жестокая борьба без пощады...
 Вопросы и задания: 1) Какие вечные философские проблемы затронуты автором? 2) Как, на ваш взгляд, отразилось в позиции автора мировоззрение человека первой половины XX в.? 3) Не усматриваете ли вы противоречий во взглядах философа? Если да, то укажите их.

Домашнее задание п 5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока по обществознанию по теме "Развитие обществознания в ХХ веке" 10 класс

Автор: Шварц Наталия Анатольевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по теме: Конституция РФ"
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapotiemiekonstitutsiiarf"
    ["file_id"] => string(6) "291545"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455128793"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока обществознания с применением  технологии критического мышления по теме: «Угрозы и вызовы для России в ХХI веке» "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-s-primienieniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-ughrozy-i-vyzovy-dlia-rossii-v-khkhi-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "126800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока Антикоррупционное образование "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-antikorruptsionnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "113610"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410612416"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Петр I - правитель и личность"
    ["seo_title"] => string(26) "petr_i_pravitel_i_lichnost"
    ["file_id"] => string(6) "522611"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571054333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства