kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Антикоррупционное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Пояснительная записка
Урок обществознания для  9-11-х  классов
на тему «Антикоррупционное образование».
Цель урока: сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.
Задачи урока:
 1. Образовательная:  дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
2. Развивающая:  расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;
 3. Воспитательная:  воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.
Тип урока: урок - беседа        Материальное обеспечение: презентация, интерактивная доска, карта древнего мира.
План урока:
•  Общее понятие о коррупции
• Исторический разрез коррупции древнего мира, средних веков и нового времени
• Простейшая схема коррупции в государстве
• Экономическая и социальная опасность коррупции
• Правовой нигилизм
• Борьба с коррупцией нашей области и муниципального образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Антикоррупционное образование »

Пояснительная записка

Урок обществознания для 9-11-х классов

на тему «Антикоррупционное образование».

Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи урока:

1. Образовательная: дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков.

Тип урока: урок - беседа Материальное обеспечение: презентация, интерактивная доска, карта древнего мира.

План урока:

  • Общее понятие о коррупции

  • Исторический разрез коррупции древнего мира, средних веков и нового времени

  • Простейшая схема коррупции в государстве

  • Экономическая и социальная опасность коррупции

  • Правовой нигилизм

  • Борьба с коррупцией нашей области и муниципального образования

Ход урока

Коррупция   — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

«Там, где нет корысти - нет и греха» , «Корысть – рождает зависть» , - так гласит народная мудрость.

Коррупция является, по сути, болезнью отношений в обществе со времен образования государств. Еще в древнейшие времена члены общества использовали преподношение даров власть имущим для получения каких-либо личных выгод. По сути это и были зачатки коррупции.

С развитием общества усложнялись и коррупционные отношения, которые приводили к ослаблению государства и в конце концов его падению.

Давайте совершим путешествие в разные времена и разные государства.

Можем вспомнить историю древнего Рима. Мощнейшее государство, существовавшее более тысячелетия, достигшее пика своего развития, пало от коррупционных действий. Если при становлении Римской империи различные формы правления положительно влияли на развитие, то в дальнейшем взятки и стяжательства разложили нравы общества. Люди обладающей властью от императора до патриция уже не старались применять власть на благо народам империи ,а использовали ее для личных выгод. Например, личная гвардия императора могла сместить его в замен следующему императора, который обещал платить им больше денег .В последней битве между гуннами под предводительством Аттилы армия состояла уже не из римлян .Это были так называемые варвары-германцы ,галлы ,сарматы .Для чего римлянам служить в армии ,рисковать жизнью ,нести трудности походной жизни ,когда можно с помощью взяток вместо себя направить инородцев. Коррупция делала невозможным развитие в обществе науки, культуры, различных ремесел и торговли, а развивала интриги и различного рода предательство для личного обогащения.

В средние века также много примеров, когда коррупция приводила к падению сначала нравственных устоев ,а потом и физическому существованию многих государств. К примеру ,можно взять Восток. Если в начале существования Арабского Халифата процветали различные науки: математика, астрономия, строительное дело, медицина ,мореплавание. Примером этого является использование арабских цифр всем миром .В то время когда европейские мореплаватели плавали в основном в Средиземном море ,арабские покоряли океаны .За их морскими картами европейцы вели настоящую охоту. Но со временем ,взятие и дача взяток привели, к ослаблению государства и его разрушению. Если взять из архива сохранившиеся документы дела производства 7 г- 8 го века, то мы видим ,как аккуратно они заполнены. Каллиграфия введена в рамках искусства. Взяв же документы делопроизводства 12, 13 веков, мы видим, как небрежно они заполнены , со многими ошибками. Даже этот пример показывает деградацию чиновников в Арабском Халифате. Зачем ему стараться работать, если можно с помощью взяток занять выгодную должность ,а мздоимством можно зарабатывать себе деньги.

Чем сейчас знаменит Арабский мир? Добыча нефти и курорты. Ни каких достижений в науке и технике.

Прошли средние века и государство, которое процветало несколько тысячелетий, разорилось не из-за войны с каким-то государством, а из-за действий всего лишь одной частной компании . Это Китай .Страна ,давшая миру такие изобретения как бумага, шелк, компас, порох и т.д., была разорена Английской Ост-Индийской кампанией .Эта кампания ,получая опиум в своей колонии Индии с помощью взяток, смогла одурманить этим наркотиком все слои Китайского общества и под этим прикрытием его ограбить. Были вывезены почти все ценности, не помогли и две опиумные войны .В государстве, где от солдата и до генерала употребляют наркотики, не может быть и победы даже в маленькой военной кампании .И только почти через двести лет Китай начал вставать на ноги .От его жестокости в борьбе с коррупцией содрогается весь мир .Расстрелы десятков коррупционированных чиновников длятся уже несколько лет.

Коррупция влияет на две основные стороны жизни: экономическую и социальную. А подразделяется на две основные группы: 1) казнокрадство; 2) взяточничество.

















Структура финансирования государства:

казна



Царь

религия Армия



чиновники

судьи

III уровень чиновников налоги

II уровень чиновников

I уровень чиновников



торговцы, крестьяне,

ремесленники





При такой схеме структура государства должна планомерно развиваться. Крестьяне и ремесленники стараются расширить свое производство для получения больших доходов на дальнейшее развитие. Купцы заинтересованы в увеличении оборота торговли. Чиновники, собирая с ниже указанных слоев общества налоги, наполняет казну. Казенные средства идут на улучшение армии, на строительство новых храмов, судопроизводства и собственных потребностей царского двора. Но на деле так не получается. Появляются чиновники, которые не любят свою страну, и им все равно будет она развиваться или нет. Эти чиновники на разных уровнях крадут казенные деньги из собранных налогов, а для того, чтобы их не наказывали выше стоящие чиновники и не судили суды, они часть украденных средств платят им виде взяток. Вот примерно схема хищения государственных средств.









казна



Царь

религия Армия потребность казны которые

должны собрать с помощью

налогов.

чиновники фактически поступило в казну.

судьи

III уровень чиновников украдено чиновниками III уровня

II уровень чиновников украдено чиновниками II уровня

I уровень чиновников украдено чиновниками I уровня

торговцы, крестьяне, ремесленники





Как видим по схеме до казны доходят только половины средств собранных с крестьян, ремесленников и купцов. А государственные расходы не уменьшились. Царь увеличивает налоги. Но «аппетит приходит во время еды». Повязаны круговой порукой и безнаказанностью чиновники увеличивают казнокрадство .На доходные места они назначают своих близких и дальних родственников. Появляется такое явление как семейственность и кумовство. Все это облегчает коррумпированным чиновникам расхищать государственные средства. Увеличение налогов отнимает у крестьян, ремесленников, купцов дополнительный доход и не дает им развиваться .Крестьяне и ремесленники из-за постоянно увеличивающихся налогов не заинтересованы в расширении своего дела. Крестьяне производят столько продукции, что-бы только прокормить свои семьи. Это касается и ремесленников, и купцов. Многие из них разоряются. Их отдают под суд и отнимают последние средства производства. У крестьянина - лошадь, корову. У кузнеца его кузню. У купца - последний товар .Экономика государства приходит в упадок. Крушение экономики обостряет социальное недовольство общества. Возникают восстания и бунты. Нищая и голодная армия при подавлении восстаний и бунтов так же участвует в грабеже.

Вместо засеянных полей - заросшие кустарником пустыри .Разорившиеся ремесленники не могут развивать и передавать свое мастерство. Купцы не могут способствовать проникновению товара на соседние рынки. Чиновники уже не занимаются управлением государства. Вся их энергия направлена на интриги по захвату доходных мест у государственной кормушки.

Коррупция, как явление, не обошло и наше государство, хотя еще со средних веков великие князья и цари вели с этим явлением непримиримую борьбу. Еще при Иване III в Судебнике 1497 года впервые в Русском государстве вводился запрет брать посулы (взятки). Несмотря на это -мздоимство на Руси процветало, особенно в судебной системе. Следующий царь Иван Грозный в 1550г ужесточает борьбу с коррупцией. Взяточничество было официально признано уже тяжким преступлением ,и наказание доходило до смертной казни. Даже смертная казнь не привела к исчезновению коррупции. Другим путем пошел Борис Годунов, он решил бороться со взяточниками с помощью общественного мнения. Для этого, если судья был уличен во взятках, то должен был возвратить взятое, заплатить большой штраф, имение его отбирали в казну .Дьяка-взяточника водили по городу и секли, причем у него на шее висел мешок со взяткою, потом преступника заточали. Все эти меры должны были влиять на общественное мнение и чиновников мздоимцев. Великий реформатор Петр I не мог обойти стороной коррупцию в своем государстве. Он первый создал аппарат государственного надзора за коррупционными проявлениями. В 1708г. Провел губернскую реформу, установив государственную службу за жалование, подношения в любой форме начали считать преступлением. В 1711г. Ввел институт фискалов, с помощью которых Сенат осуществлял контроль над деятельностью государственных чиновников . Также в 1722г.создана прокуратура как орган для присмотра за выполнением законов «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония» учреждена должность генерал-прокурора Сената, который должен был доносить государю о злоупотреблениях высокопоставленных лиц. Последующие императоры и императрицы дополняли законы ,принятые по борьбе с коррупцией. В основном коррупция проходила ввиде казнокрадства , взяток в судебной системе и взяток на пунктах таможни, хищении в армии и флоте. Все это продолжалось до великой октябрьской революции и возникновения советского государства. Часто можно слышать от людей старшего поколения, что в СССР не было коррупции. К сожалению, это не так.

Перечислим только самые громкие уголовные дела связанные с коррупцией.

  1. Дело Медунова (Краснодарский край).

  2. Дело гастронома №1 (Москва).

  3. Хлопковое дело (Узбекистан).

В этих расследованиях в коррупции были замешаны чиновники различных уровней: местного, областного, районного, республиканского и федерального уровня.

Создается мнение, что бороться с коррупцией бесполезно .Это порождает такое явление ,как нигилизм .Граждане не верят в действия закона и сами нарушают его .Возьмем простой пример «избитой» проблемы работы сотрудников ГИБДД .Водитель ,нарушивший правило дорожного движения ,вместо того, что-бы согласно закона за него отвечать ,предлагает взятку сотруднику ГИБДД .Сотрудник ГИБДД берет эту взятку .Вроде все довольны .Но проходит время и сотрудник ГИБДД уже не столько заинтересован в регулировании дорожного движения (прямых своих обязанностей) ,как в вылавливании правых и неправых водителей для получения «нетрудовых доходов».И этот же водитель, «откупившийся» единожды от сотрудника ГИБДД ,платит мзду уже не нарушая правил дорожного движения ,а просто « так положено».

Примерно такое же происходит во всех структурах власти. Многие чиновники ,как и в далеком прошлом ,заинтересованы не в развитии государства ,а в личной наживе .А граждане нашей страны из –за неверия в силу закона ,сами нарушают его, давая взятки.

Получается интересная ситуация ,когда нас грабят в темной подворотне ,мы зовем на помощь и обращаемся в полицию .Когда же нас « грабят» (вымогают взятку) в уютном кабинете с улыбкой на устах или тратят казенные деньги на личные нужды чиновников ,но не на улучшение нашей жизни ,мы покорно молчим .Хотя борьба с коррупцией ведется и сейчас .Возьмем пример ,наше Муниципальное образование. Разработан план по борьбе с коррупцией .Главным достоинством этого плана открытость и прозрачность расхода бюджетных денег .Каждый житель муниципального поселения может свободно посмотреть на сайте величину бюджета и его освоения .Но к сожалению ,мало кто этим интересуется .Хотя в очередях и на кухнях идет «бурное обсуждение» работы наших чиновников .Эти обсуждения не дают естественно никаких результатов .

Хочется подвести итог .Никакие смертные казни чиновников-взяточников и казнокрадов, коррупцию не победят .В борьбе с коррупцией каждый должен начинать с себя, со своей активной гражданской позиции .Требуют взятку -не лениться тратить свое время и силы на разоблачение этого взяточника .Если мы видим ,что бюджетные средства расходуются не по назначению ,давайте не будем проходить мимо ,делать вид ,что мы ничего не замечаем.Часто в средствах массовой информации мы слышим ,что чиновники нас обманывают из-за нашей юридической неграмотности ,так давайте же будем ее повышать .Закон должен и может работать на нас .Примером для нас должны служить страны ,где коррупция почти побеждена гражданским обществом -страны Скандинавии ,Германия и т.д.





Из сказанного выше напрашивается вывод – граждане будьте бдительны, живите согласно законам Р.Ф. Не давайте взяток, не искушайтесь, не злоупотребляйте данной вам властью.

Не будьте равнодушными к коррупционерам. Помните ваше будущее, будущее ваших детей и страны в ваших руках.







Список литературы:



  • Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений/ Д.Д.Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецова, С.С. Кузнецова, А.А. Николаева.- М. Баласс, 2013 г.

  • История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина / М.: Просвещение, 2005.

  • История России конец XVI - XVIII века. 7 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина / М.: Просвещение, 2005.

  • История России XIX век. 8 класс / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина / М.: Просвещение, 2007.

  • Россия и Мир в XX веке 11 класс / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина / М.: Просвещение, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Антикоррупционное образование

Автор: Мирзоев Андрей Сергеевич

Дата: 13.09.2014

Номер свидетельства: 113610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства