Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский, Минераловодского района Ставропольского края
Бутыриной Лидии Николаевны
Тема урока: «Роль личности в истории на примере Петра I.»
Тип урока: интегрированный с элементами беседы ( историко-обществоведческий)
Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Правитель и личность»
Класс: 10
Ц
- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления (реформатор – тиран );
- формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;
- работа над философским аспектом роли личности в истории;
- формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма.
-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Обучающая: научить обобщать и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны и соседних стран, сравнить и оценить экономическое и политическое положение страны, выявить право выбора личности изменить путь развития страны.
Развивающая: развивать умение работать с историческим материалом, с понятиями и терминами, сравнивать, сопоставлять разные точки зрения на деятельность личности, уметь высказывать свое мнение опираясь на исторический материал.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время работы с историческим материалом, формировать культуру ведения диалога, уметь отстаивать корректно свою точку зрения.
Формы и методы работы: выступление учащихся с опережающим заданием, работа в группах с опорой на материал учебников, анализ документов.
Оборудование: «История России 18-19 века. Часть 2» А.Н.Сахаров.А.Н. Боханов. И учебник «Обществознание»10 класс.Л.Н. Боголюбов
Опережающее задание: повторить материал о внутренней и внешней политике Петра с позиции личности и определить для себя, отношение к Петру –«реформатор» или «тиран».
Ход урока
1.Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока.
План урока
1. Введение. Понятие исторической личности.
2. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 3. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Значение его личных качеств.
5. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?
6. Ваша личная точка зрения на проблему?
Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский, Минераловодского района Ставропольского края
Бутыриной Лидии Николаевны
Тема урока: «Роль личности в истории на примере Петра I.»
Тип урока: интегрированный с элементами беседы ( историко-обществоведческий)
Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Правитель и личность»
Класс: 10
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства. Выявить причины формирования личности, рассмотреть ее окружение, и те явления и процессы, которые влияли на ход развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Петр I - правитель и личность»
Конспект урока с аспектным анализом учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №4 имени Героя России Андрея Скрябина п. Анджиевский, Минераловодского района Ставропольского края
Бутыриной Лидии Николаевны
Тема урока: «Роль личности в истории на примере Петра I.»
Тип урока: интегрированный с элементами беседы ( историко-обществоведческий)
Место в системе уроков: обобщающий урок по теме «Правитель и личность»
Класс: 10
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства. Выявить причины формирования личности, рассмотреть ее окружение, и те явления и процессы, которые влияли на ход развития личности.
Задачи урока:
- обучение учащихся историческому анализу формирования личности;
- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления (реформатор – тиран );
- формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;
- работа над философским аспектом роли личности в истории;
- формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма .
-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Обучающая: научить обобщать и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны и соседних стран, сравнить и оценить экономическое и политическое положение страны, выявить право выбора личности изменить путь развития страны.
Развивающая: развивать умение работать с историческим материалом , с понятиями и терминами , сравнивать , сопоставлять разные точки зрения на деятельность личности, уметь высказывать свое мнение опираясь на исторический материал.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время работы с историческим материалом, формировать культуру ведения диалога, уметь отстаивать корректно свою точку зрения.
Формы и методы работы: выступление учащихся с опережающим заданием, работа в группах с опорой на материал учебников, анализ документов.
Оборудование: «История России 19-19 век. Часть 2» А.Н. Сахаров. А.Н.Боханов. И учебник «Обществознание»10 класс.Л.Н. Боголюбов
Опережающее задание: повторить материал о внутренней и внешней политике Петра с позиции личности и определить для себя, отношение к Петру –«реформатор» или «тиран».
Ход урока
1.Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока.
План урока
1. Понятие исторической личности.
2. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 3. Задачи , которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Значение его личных качеств? Которые повлияли на проведение реформ в стране.
5. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?
6. Ваша личная точка зрения на проблему?
Эпиграф:
«Петр I , как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в Гамлете неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре I не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип – человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. «Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть» - таков был девиз всей деятельности этого человека».
Урок начинается с вводной беседы-рассуждения учителя, обобщающей представления учащихся о том, какую личность можно назвать исторической.
Следует обратить внимание на то, что личность складывается под влиянием общественных отношений (личность – есть совокупность общественных отношений) и является продуктом данного общественного строя. Давайте мы вспомним тему урока по обществознанию «Человек в системе социальных отношений» и попробуем рассмотреть этапы становления личности. И определить чем характеризуется личность.
Ученики вспоминая тему урока перечисляют компоненты влияющие на формирование личности:
1. Потребностями личности.
2. Сформированными целями деятельности, мотивами, интересами.
3. Средствами, которые личность использует для достижения поставленных целей.
4. Результатами деятельности.
Личность проявляется в действии. Это вывод.
Учитель обращается к ученикам:
А теперь опираясь на знание исторического материала давайте рассмотрим этапы становления личности Петра.
На доске написаны вопросы, которые помогают учащимся не только ответить на вопрос, но и помочь в рассуждениях, опираясь на материал учебника и дополнительный материал( возможно даже использовать художественный фильм о Петре).
Рассуждения учащихся основаны на знании данного исторического периода:
1) какую роль в судьбе Петра I и становлении его личности, его отношениям к окружающим сыграла его сестра Софья.
2)Зачем Петр создает потешные полки – Семеновский и Преображенский и какую роль они будут играть в дальнейшем.
3) Зачем Петр пишет письмо брату Ивану, в котором требует править без сестры Софьи. Почему он уверен, что брат его поддержит.
4) Как он поступил со стрельцами, почему больше им не верил.
5) Какую роль в судьбе Петра I сыграли иностранцы и кто конкретно.
6) Зачем стране был нужен выход в море ( моря). Это решение вопроса Петра как правителя страны – личности.
7) «Великое посольство»: цели и задачи.
Возможно процесс становления личности уже определен. Петр I уже знает чего он хочет как человек и как правитель большой страны.
Выступление учащихся 1 группы( отстаивают точку зрения, что Петр реформатор) и 2 группы( Петр-тиран)
Подводя итог рассуждений, обучающимися дается определение понятия «личности», как динамичной, относительно устойчивой целостной системы интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности( обществоведческий аспект., как в процессе социализации и участии агентов социализации формировалась личность. Примеры исторических фактов, используемых в процессе рассуждения учащимися это и есть процесс формирования сильной, целеустремленной, используемой жестокие методы личности. ).
Учитель: Петр I относился к тем историческим деятелям, которые никого не оставляли равнодушными. В различные исторические периоды оценки менялись на диаметрально противоположные. Уже при жизни Петра его преобразования влекли как яростное неприятие (раскольники, старомосковское боярство, церковные круги , царевич Алексей и т. д.) так и восторженную поддержку («Птенцы гнезда Петрова»). В 18 в. происходит идеализация личности Петра I. В19 в. оценки еще больше разошлись: одни считали, что Петр I сделал Россию великим государством – империей, другие – принудил Россию сойти с естественного пути развития (славянофилы и западники).
А как вы думаете по этому поводу. Выскажите свою точку зрения, опираясь на исторический материал. Петр I – реформатор или тиран.
Выступления учащихся 1 и 2 групп.
В процессе рассуждения учеников выявляются особенности характера Петра I: по своей натуре необычайно противоречив. Но, одновременно, это натура цельная, т. к. у него была идея, которая собирала воедино все черты его противоречивой натуры. Эта цель - идея – служение государству. Свое величие Петр I видел не в том, что он царь, а в том, что он сделал для государства, он слуга государства.
Учитель: обучающимся предлагает сформировать таблицу, характеризующую личность Петра Великого. Она может выглядеть следующим образом:
Черты личности Петра I:
Воля
Целеустремленность
Решительность
Преданность России
Трудолюбие
Смелость, личная отвага
Физическая сила
Суровость
Неприхотливость
Скупость
Невыдержанность, пьянство и лукавство ,
Любознательность, демократия в общении.
Вспыльчивость, не уравновешенность, жестокость, готов на многочисленные жертвы, ради достижения цели.
Живой, подвижный ум, легко воспринимал все новое.
Учащиеся выбирают те черты личности, которые способствовали, были двигателем его деятельности.
Это может выглядеть так: волевой, целеустремленный, решительный, трудолюбивый, преданный России ,смелый, неприхотливый, любознательный…
Учитель: А теперь попробуем выявленные личностные качеств Петра I, сравненить с современниками, правителями других стран. Возможно эти качества были присущи данному времени – 18 веку.
Страна
Правитель
Качества
Австрия
император Леопольд
Крайняя нерешительность и безволие
Дания
король Фридрих IV
Необычайно ленив
Польша
король Август II
Жизнелюбив, не гнушался изменами, не держал своих обещаний и клятв, ради трона был готов на унижения
И не раз предаст Петра в Северной войне, ради собственного спасения.
Швеция
король Карл XII
Смелый, жестокий, замкнутый честолюбец, всю свою жизнь только воевал, все дела, кроме войны, считал постыдными и не достойными короля.
Недооценил личность Петра, почему и проиграл Северную войну.
В выступлениях обучающихся раскрывается историческая роль деятельности Петра I:
Ученики высказывают свое мнение:
1. Петр Великий сознательно выбрал для себя в жизни особую роль – Петр Михайлов, частное лицо, которое действовало на том ограниченном поприще, на котором в данный момент находилось (когда Петр исполнял обязанности мастерового, капитана, генерала, зубного врача – он был не царем, а Петром Михайловым).
2.Главная идея Петра – «идея общего блага». (Впервые эта идея была выражена в 1702 году в Манифесте о призыве иностранцев на русскую службу и окончательно сформирована к 1721 году в речи в связи с заключением Ништадтского мира – «о прибытке общем нужно заботиться, чтобы народ был облегчаем»).
3. Однако все противоречия Петра объясняются абстрактностью его идеи. В понимании царя любой его поступок относится к общему благу. «Общее благо» имело ярко выраженный внешнеполитический аспект – независимость территории России. По отношению к подданным «общее благо» – справедливый суд, социальный мир, сбор налогов, удачная торговля.
4.Но подданные делились на податные и привилегированные сословия и «общее благо» для них было различным.
«Общее благо» дворян
«Общее благо» горожан
«Общее благо» крестьян
5.Обязательная учеба и служение государству
Активное участие в торговле и промышленности, а при отсутствии стремления заниматься этим добровольно всячески заставлять выполнять это «общее благо».
6.Выполнение повинностей и налоговых платежей
Учитель: Таким образом, практически все сословия России понуждались к «общему благу». В связи с этим, главная проблема Петра Великого как исторической личности – его одиночество, непонимание его главной идеи современным ему обществом, что влекло за собой принуждение и жестокость (подавление выступлений стрельцов, борьба с православной церковной верхушкой, старообрядчеством, старым боярством и т. д.). Вместе с тем, Петру удалось достигнуть поставленной цели – превращение России в великую державу, что и позволяет считать личность Петра I выдающейся, великой личностью.
Итак нам предстоит сделать основной вывод урока о превращении России в великую державу благодаря самозабвенной, хотя и жестокой политике Петра I, сопоставляя исторические споры и высказывания о Петре Великом:
«Все темные стороны характера Петра I, конечно, легко извинять чертами века; справедливо могут указать нам, что подобных сторон еще в большей степени найдется в характере других современников Петровых. Несомненным останется, что Петр превосходил современных ему земных владык обширностью ума и неутомимым трудолюбием, но в нравственном отношении не лучше был многих из них; за то общество, которое он хотел пересоздать, возникло не лучшим в сравнении с теми обществами, которыми управляли прочие Петровы современники… Петр посредством своих деспотических мер создал из нее государство, грозное для чужеземцев войском и флотом, сообщил высшему классу ее народа наружные признаки европейского просвещения, но Россия после Петра все-таки, в сущности, не сделалась «новым Израилем»…
«При этом Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта – преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, помимо нашей воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на его потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти»
Подведение итогов
Обучающиеся сравнивают, делают выводы о неоднозначности оценки преобразований, формируется умение определять исторические перспективы развития государства и народа.
Поставленная цель – рассмотреть историческую личность на примере Петра 1 – правителя и реформатора выполнена. Обучающиеся справились с теми заданиями, которые перед ними стояли. В тетради были сделаны соответствующие записи.
Домашнее задание.
Написать историческое сочинение по теме «1682 – 1725гг», задание 25 КИМ ( сочинение должно быть написано по критериям обозначенным в КИМе).
Аспектный анализ учебного занятия
Тема урока: «Роль личности в истории на примере Петра I.»
Аспект: педагогический
Цель анализа: проследить, каким образом данный аспект проявляется на уроке.
Бутырина Л.Н. целесообразно выбрала форму проведения урока, добилась выполнения целей данного урока, соблюдая основные дидактические принципы.
Аспект: психологический
Цель анализа: пронаблюдать, каким образом поддерживался эмоциональный климат на уроке.
На уроке Бутырина Л.Н. создала благоприятный эмоциональный климат и условия для активизации речемыслительной деятельности.
Аспект: методический
Цель анализа: проследить, насколько методически дан урок.
Все этапы урока Бутырина Л.Н. последовательны, учебные задания и проблемные вопросы логически и последовательно связаны. Дети выполняли творческие задания, осмысливая информацию, приняли участие в формулировании выводов научного характера. Задания носили развивающие и обучающие функции. Положительной оценки заслуживают приемы работы с видеороликом, презентацией к уроку. Учитель правильно распределил время на уроке. Основная часть урока была отведена на развитие навыков мыслетворчества.
Аспект: физиолого-гигиенический
Цель анализа: насколько были соблюдены физиолого-гигиенические требования к уроку.
Помещение, в котором проходил урок, было проветрено и хорошо освещено. Бутырина Л.Н. обеспечила динамические перемещения учащихся при проведении учебного занятия, смену рода деятельности. Задания для учащихся были подобраны с учетом их психологических и возрастных особенностей.
Учебное занятие проводилось в 10 классе.
Поставленная учителем цель и задачи были достигнуты
Цель урока:
Формирование исторического мышления учащихся при анализе исторической деятельности выдающихся людей, оставивших заметный след в истории государства. Выявить причины формирования личности, рассмотреть ее окружение, и те явления и процессы, которые влияли на ход развития личности.
Задачи урока:
- обучение учащихся историческому анализу формирования личности;
- формирование умения работы с дополнительной литературой и источниками с элементами сопоставления и исторического противопоставления (реформатор – тиран );
- формирование понятия «историография», «историческая концепция и оценка»;
- работа над философским аспектом роли личности в истории;
- формирование чувства исторической справедливости, гражданской позиции и патриотизма .
-умения давать оценку на основе самостоятельной работы с историческим источником.
Обучающая: научить обобщать и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны и соседних стран, сравнить и оценить экономическое и политическое положение страны, выявить право выбора личности изменить путь развития страны.
Развивающая: развивать умение работать с историческим материалом , с понятиями и терминами , сравнивать , сопоставлять разные точки зрения на деятельность личности, уметь высказывать свое мнение опираясь на исторический материал.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие и уважение друг к другу во время работы с историческим материалом, формировать культуру ведения диалога, уметь отстаивать корректно свою точку зрения.
Формы и методы работы: выступление учащихся с опережающим заданием, работа в группах с опорой на материал учебников, анализ документов.
Оборудование: «История России 18-19 века. Часть 2» А.Н.Сахаров.А.Н. Боханов. И учебник «Обществознание»10 класс.Л.Н. Боголюбов
Опережающее задание: повторить материал о внутренней и внешней политике Петра с позиции личности и определить для себя, отношение к Петру –«реформатор» или «тиран».
Ход урока
1.Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока.
План урока
1. Введение. Понятие исторической личности.
2. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 3. Задачи , которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения. В чем состоит «идея общего блага» Петра? Согласны ли Вы с ней?
4. Значение его личных качеств .
5. Почему Петр I был назван современниками «Великим»? Что ставили ему в заслугу современники, историки, потомки, и в чем они его обвиняли?