kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания с применением технологии критического мышления по теме: «Угрозы и вызовы для России в ХХI веке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпиграф урока

«Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли

это поручить другой женщине родить твоё дитя.

Есть мысли, которые надо самому рожать в муках,

и они-то самые ценные. Если хотите быть

настоящим мастером, не ждите, когда кто-то

родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее

эффективным будет тот метод, в который

вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».

(Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»)

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать представление об основных тенденциях развития российского государства и общества на современном этапе через спектр актуальных проблем;

  2. Развивающая: - развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы; - развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение полученных фактов; - развивать коммуникативные умения учащихся в ходе индивидуально- групповой работы.

  1. Воспитательная: формировать у учащихся активную гражданскую позицию, адекватную оценку происходящим событиям настоящего времени в России.

Оснащение урока:

  • раздаточный материал для групп (см. Приложение 2):

  • бумага для ведения записей по ходу работы на уроке

  • ватманы для оформления кластеров.

План урока:

   №                       Этапы урока                           Виды учебной деятельности                                      Время            

      1       Организационный момент                                                                                                      1 мин                     2       Объяснение нового материала                 1. работа с текстом и схемой                                 3-5 мин

                                                                               2. мини-дискуссия по проблеме                             3 мин

                                                                         3. работа с понятиями                                            3-5 мин             3        Работа в группах                                     1. составление кластеров                                       5 ми

                                                                         2. обмен информацией                                            5 мин 

                                                                         3. собственные способы решения проблем              5 мин

                                                                         4.статистический анализ и прогноз будущей ситуации     5 мин

                                                                         5. мини-эссе                                                             5 мин

 4.    Рефлексия                                                методика «Шляпа мышления»                                  2 мин            5.    Организация домашнего задания                                                                                               1 мин

Ход урока:

Вступительное слово учителя с постановкой целей и задач урока, определением форм и методов работы.

- Будущее нашей страны в ХХ1 веке сложно и противоречиво и зависит от множества определяющих ее развитие факторов. Вам необходимо с опорой на текс учебника (стр.256) и имеющиеся знания определить эти факторы самостоятельно и заполнить схему на стр.262. Попытайтесь определить факторы первостепенного значения и объясните полученный выбор 2-3 аргументами.

- Учащиеся работают с текстом и схемой:

                                                                        ?- факторы-?

(Содержание схемы может быть следующим:)

  1. Отношение России с др.мировыми державами

  2. Развитие мирового рынка (место России на нем)

  3. Положение вооруженных сил (внутренняя и внешняя агрессия)

  4. Демографическая ситуация

  5. Экологическая угроза

  6. Усиливающееся социальное расслоение и неравенство

  7. Нравственная распущенность

  8. Определение роли народа в управлении страной и др.

- Обсуждение полученных результатов (мини-дискуссия).

- В СМИ мы чаще и чаще слышим нерадостные прогнозы о будущем нашей страны. Оправданы ли они? Какова ваша позиция по этому поводу?

- Предсказать будущее невозможно! Проанализировать его проблемы необходимо – это залог нашего будущего!

- Учащиеся знакомятся с терминологией понятий и приводят примеры в подтверждение теории.

Угроза – опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести нашей стране существенный ущерб вплоть до катастрофы.

Вызов – это проблемная ситуация для общества любого рода, его итог зависит от того, как общество на него отреагирует. Вызов может стать стимулом для качественного развития и скачка или, напротив, падения и краха цивилизации.

Примеры учащихся

Рост отклоняющегося поведения (в том числе среди несовершеннолетних)

Экономический кризис

Падение нравственности

Расслоение общества

Гражданская пассивность и др.

Экологическая катастрофа

Демографическая проблема и др

Работа в группах:

- Класс делится на 2 группы.

1 группа – исследует факторы экологического вызова;

2 группа – демографического.

Задания для групп:

Группы получают ватманы, маркеры

1. Прочитав материал учебника, составьте кластер (опорный конспект), где запишите сначала ключевое слово (свой вызов), затем все мысли, идеи, которые приходят на ум по мере знакомства с проблемой.

(см. Приложение 1)

Составив кластеры, ученики обмениваются полученной информацией.

2. Обсуждение проблем по вопросам:

  • Чем глобально грозит России реализация данного прогноза?

  • Можно ли исправить ситуацию?

  • Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы не допустить демографического и экологического кризисов в стране?

3. Статистический анализ проблемы. Учащиеся получают статистические данные (см. Приложение 2), проанализировав которые им необходимо:

1. Выделить круг проблем

2. Сравнить данные по представленным странам

3. Сделать выводы и обсудить их.

(выполняя это задание можно внутри группы разбиться еще на 3-4 микрогруппы по 2-3 человека)

4. Подвести итог урока можно предложив учащимся написать пятиминутное эссе, которое поможет учителю почувствовать, что изменилось в сознании учащихся за данный урок (если времени на уроке недостаточно, можно это задание сделать дома).

5. Рефлексия осуществляется с помощью методики «Шляпа мышления», где

  • белый цвет – нейтральная информация;

  • красный – эмоции, чувства;

  • синий – размышление;

  • зелёный – изобретение;

  • жёлтый – прогноз

Домашнее задание:

    1. & 26

    2. мини-проект по заданию №5, стр.263

    3. используя материалы СМИ, найти конкретные действия нашего правительства в плане решения вышеназванных угроз (национальные проекты, законы и др.)                                   

       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания с применением технологии критического мышления по теме: «Угрозы и вызовы для России в ХХI веке» »

План-конспект урока обществознания с применением

технологии критического мышления

Тема урока: «Угрозы и вызовы для России в ХХ1 в».

Эпиграф урока

«Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли

это поручить другой женщине родить твоё дитя.

Есть мысли, которые надо самому рожать в муках,

и они-то самые ценные. Если хотите быть

настоящим мастером, не ждите, когда кто-то

родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее

эффективным будет тот метод, в который

вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».

(Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»)


Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать представление об основных тенденциях развития российского государства и общества на современном этапе через спектр актуальных проблем;

  2. Развивающая: - развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы; - развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение полученных фактов; - развивать коммуникативные умения учащихся в ходе индивидуально- групповой работы.

  1. Воспитательная: формировать у учащихся активную гражданскую позицию, адекватную оценку происходящим событиям настоящего времени в России.


Оснащение урока:

  • раздаточный материал для групп (см. Приложение 2):

  • бумага для ведения записей по ходу работы на уроке

  • ватманы для оформления кластеров.

План урока:


Этапы урока

Виды учебной деятельности

Время

1

Организационный момент


1 мин

2

Объяснение нового материала

1. работа с текстом и схемой

3-5 мин



2. мини-дискуссия по проблеме

3 мин



3. работа с понятиями

3-5 мин

3

Работа в группах

1.составление кластеров

5 мин



2. обмен информацией

5 мин



3. собственные способы решения проблем

5 мин



4.статистический анализ и прогноз будущей ситуации

5 мин



5. мини-эссе

5 мин

4.

Рефлексия

методика «Шляпа мышления»

2 мин

5.

Организация домашнего задания


1 мин



Ход урока:


Вступительное слово учителя с постановкой целей и задач урока, определением форм и методов работы.


- Будущее нашей страны в ХХ1 веке сложно и противоречиво и зависит от множества определяющих ее развитие факторов. Вам необходимо с опорой на текс учебника (стр.256) и имеющиеся знания определить эти факторы самостоятельно и заполнить схему на стр.262. Попытайтесь определить факторы первостепенного значения и объясните полученный выбор 2-3 аргументами.

- Учащиеся работают с текстом и схемой



(Содержание схемы может быть следующим:)

  1. Отношение России с др.мировыми державами

  2. Развитие мирового рынка (место России на нем)

  3. Положение вооруженных сил (внутренняя и внешняя агрессия)

  4. Демографическая ситуация

  5. Экологическая угроза

  6. Усиливающееся социальное расслоение и неравенство

  7. Нравственная распущенность

  8. Определение роли народа в управлении страной и др.


- Обсуждение полученных результатов (мини-дискуссия).

- В СМИ мы чаще и чаще слышим нерадостные прогнозы о будущем нашей страны. Оправданы ли они? Какова ваша позиция по этому поводу?


- Предсказать будущее невозможно! Проанализировать его проблемы необходимо – это залог нашего будущего!

- Учащиеся знакомятся с терминологией понятий и приводят примеры в подтверждение теории.


Угроза – опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести нашей стране существенный ущерб вплоть до катастрофы.

Вызов – это проблемная ситуация для общества любого рода, его итог зависит от того, как общество на него отреагирует. Вызов может стать стимулом для качественного развития и скачка или, напротив, падения и краха цивилизации.

Примеры учащихся

Рост отклоняющегося поведения (в том числе среди несовершеннолетних)

Экономический кризис

Падение нравственности

Расслоение общества

Гражданская пассивность и др.

Экологическая катастрофа


Демографическая проблема и др


Работа в группах:

- Класс делится на 2 группы.


1 группа – исследует факторы экологического вызова;

2 группа – демографического.

Задания для групп:

Группы получают ватманы, маркеры

1. Прочитав материал учебника, составьте кластер (опорный конспект), где запишите сначала ключевое слово (свой вызов), затем все мысли, идеи, которые приходят на ум по мере знакомства с проблемой.

(см. Приложение 1)

Составив кластеры, ученики обмениваются полученной информацией.

2. Обсуждение проблем по вопросам:

  • Чем глобально грозит России реализация данного прогноза?

  • Можно ли исправить ситуацию?

  • Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы не допустить демографического и экологического кризисов в стране?

3. Статистический анализ проблемы. Учащиеся получают статистические данные (см. Приложение 2), проанализировав которые им необходимо:

1. Выделить круг проблем

2. Сравнить данные по представленным странам

3. Сделать выводы и обсудить их.

(выполняя это задание можно внутри группы разбиться еще на 3-4 микрогруппы по 2-3 человека)


4. Подвести итог урока можно предложив учащимся написать пятиминутное эссе, которое поможет учителю почувствовать, что изменилось в сознании учащихся за данный урок (если времени на уроке недостаточно, можно это задание сделать дома).

5. Рефлексия осуществляется с помощью методики «Шляпа мышления», где

  • белый цвет – нейтральная информация;

  • красный – эмоции, чувства;

  • синий – размышление;

  • зелёный – изобретение;

  • жёлтый – прогноз


Домашнее задание:

    1. & 26

    2. мини-проект по заданию №5, стр.263

    3. используя материалы СМИ, найти конкретные действия нашего правительства в плане решения вышеназванных угроз (национальные проекты, законы и др.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Нефедова Елена Марьяновна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126800


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства