Эпиграф урока
«Велеть кому-либо дать тебе готовые мысли
– это поручить другой женщине родить твоё дитя.
Есть мысли, которые надо самому рожать в муках,
и они-то самые ценные. Если хотите быть
настоящим мастером, не ждите, когда кто-то
родит Вам Ваше дитя. Наилучшим, наиболее
эффективным будет тот метод, в который
вы вдохнёте свой ум, свою живую мысль».
(Нил Доналд Уолш «Беседы с Богом»)
Цели урока:
-
Образовательная: сформировать представление об основных тенденциях развития российского государства и общества на современном этапе через спектр актуальных проблем;
-
Развивающая: - развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы; - развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение полученных фактов; - развивать коммуникативные умения учащихся в ходе индивидуально- групповой работы.
-
Воспитательная: формировать у учащихся активную гражданскую позицию, адекватную оценку происходящим событиям настоящего времени в России.
Оснащение урока:
-
раздаточный материал для групп (см. Приложение 2):
-
бумага для ведения записей по ходу работы на уроке
-
ватманы для оформления кластеров.
План урока:
№ Этапы урока Виды учебной деятельности Время
1 Организационный момент 1 мин 2 Объяснение нового материала 1. работа с текстом и схемой 3-5 мин
2. мини-дискуссия по проблеме 3 мин
3. работа с понятиями 3-5 мин 3 Работа в группах 1. составление кластеров 5 ми
2. обмен информацией 5 мин
3. собственные способы решения проблем 5 мин
4.статистический анализ и прогноз будущей ситуации 5 мин
5. мини-эссе 5 мин
4. Рефлексия методика «Шляпа мышления» 2 мин 5. Организация домашнего задания 1 мин
Ход урока:
Вступительное слово учителя с постановкой целей и задач урока, определением форм и методов работы.
- Будущее нашей страны в ХХ1 веке сложно и противоречиво и зависит от множества определяющих ее развитие факторов. Вам необходимо с опорой на текс учебника (стр.256) и имеющиеся знания определить эти факторы самостоятельно и заполнить схему на стр.262. Попытайтесь определить факторы первостепенного значения и объясните полученный выбор 2-3 аргументами.
- Учащиеся работают с текстом и схемой:
?- факторы-?
(Содержание схемы может быть следующим:)
-
Отношение России с др.мировыми державами
-
Развитие мирового рынка (место России на нем)
-
Положение вооруженных сил (внутренняя и внешняя агрессия)
-
Демографическая ситуация
-
Экологическая угроза
-
Усиливающееся социальное расслоение и неравенство
-
Нравственная распущенность
-
Определение роли народа в управлении страной и др.
- Обсуждение полученных результатов (мини-дискуссия).
- В СМИ мы чаще и чаще слышим нерадостные прогнозы о будущем нашей страны. Оправданы ли они? Какова ваша позиция по этому поводу?
- Предсказать будущее невозможно! Проанализировать его проблемы необходимо – это залог нашего будущего!
- Учащиеся знакомятся с терминологией понятий и приводят примеры в подтверждение теории.
Угроза – опасность, которая при определенных условиях может реализоваться и нанести нашей стране существенный ущерб вплоть до катастрофы.
Вызов – это проблемная ситуация для общества любого рода, его итог зависит от того, как общество на него отреагирует. Вызов может стать стимулом для качественного развития и скачка или, напротив, падения и краха цивилизации.
Примеры учащихся
Рост отклоняющегося поведения (в том числе среди несовершеннолетних)
Экономический кризис
Падение нравственности
Расслоение общества
Гражданская пассивность и др.
Экологическая катастрофа
Демографическая проблема и др
Работа в группах:
- Класс делится на 2 группы.
1 группа – исследует факторы экологического вызова;
2 группа – демографического.
Задания для групп:
Группы получают ватманы, маркеры
1. Прочитав материал учебника, составьте кластер (опорный конспект), где запишите сначала ключевое слово (свой вызов), затем все мысли, идеи, которые приходят на ум по мере знакомства с проблемой.
(см. Приложение 1)
Составив кластеры, ученики обмениваются полученной информацией.
2. Обсуждение проблем по вопросам:
-
Чем глобально грозит России реализация данного прогноза?
-
Можно ли исправить ситуацию?
-
Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы не допустить демографического и экологического кризисов в стране?
3. Статистический анализ проблемы. Учащиеся получают статистические данные (см. Приложение 2), проанализировав которые им необходимо:
1. Выделить круг проблем
2. Сравнить данные по представленным странам
3. Сделать выводы и обсудить их.
(выполняя это задание можно внутри группы разбиться еще на 3-4 микрогруппы по 2-3 человека)
4. Подвести итог урока можно предложив учащимся написать пятиминутное эссе, которое поможет учителю почувствовать, что изменилось в сознании учащихся за данный урок (если времени на уроке недостаточно, можно это задание сделать дома).
5. Рефлексия осуществляется с помощью методики «Шляпа мышления», где
-
белый цвет – нейтральная информация;
-
красный – эмоции, чувства;
-
синий – размышление;
-
зелёный – изобретение;
-
жёлтый – прогноз
Домашнее задание:
-
-
& 26
-
мини-проект по заданию №5, стр.263
-
используя материалы СМИ, найти конкретные действия нашего правительства в плане решения вышеназванных угроз (национальные проекты, законы и др.)
-