Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.
Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны уметь:
Раскрывать основные значения понятий.
Определять роль природы в жизни человека и общества.
Аргументировать свои ответы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»
Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?
Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.
Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».
Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?
(Ребята высказывают свое мнение).
Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».
(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).
Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?
Ответ: Вся действительность и мир в целом.
Вопрос: А где в этом случае находится человек?
Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.
Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?
Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.
Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.
(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).
Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.
(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).
Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.
Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:
Человек – венец природы.
Человек – звено в цепи эволюции.
Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.
Для начала давайте вспомним правила дискуссии:
Следить за ходом дискуссии.
Слушать внимательно.
Выдвигать идеи.
Не повторяться
Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…
Оставьте за мной последнее слово.
Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:
Каково было первоначальное мнение.
В какой момент мнение изменилось.
Как изменился ход дискуссии.
К какому мнению пришли в конце.
Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).
Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».
( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).
Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.
Домашнее задание:
параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;
вопросы и задания в конце параграфа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.
Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны уметь:
Раскрывать основные значения понятий.
Определять роль природы в жизни человека и общества.
Аргументировать свои ответы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»
Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?
Комментарий: Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой.
Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы «Человек и природа».
Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и человек?
(Ребята высказывают свое мнение).
Учитель: Я думаю, лучше разобраться в этом вопросе, нам поможет схема «Природа».
(Ребята работают с пунктом параграфа «Что такое природа» и составляют схему).
Примерная схема:
Природа
Вся действительность
и мир в целом
Естественная среда
обитания человека Кладовая ресурсов
необходимых человеку
для жизни
Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?
Ответ: Вся действительность и мир в целом.
Вопрос: А где в этом случае находится человек?
Комментарий: Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы.
Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа – это биосфера ( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью?
Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.
Вы, наверное, слышали библейскую притчу о сотворении мира. Давайте еще раз к ней обратимся.
(Выступает ученик с заранее подготовленным докладом).
Комментарий: Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели-фантасты.
(Выступает ученик с сообщением на тему: «Р.Бредбэри – фантаст или пророк?»).
Комментарий: Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу.
Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:
Человек – венец природы.
Человек – звено в цепи эволюции.
Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию.
Человек – венец природы
Человек – звено в цепи эволюции
Для начала давайте вспомним правила дискуссии:
Следить за ходом дискуссии.
Слушать внимательно.
Выдвигать идеи.
Не повторяться
Каждое следующее высказывание или продолжает идею или…
Оставьте за мной последнее слово.
Нам необходимо выбрать группу экспертов. Задача экспертов следить:
Каково было первоначальное мнение.
В какой момент мнение изменилось.
Как изменился ход дискуссии.
К какому мнению пришли в конце.
Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума – Ноосферу (определение на доске).
Логическим завершением дискуссии и урока в целом станет написание эссе на тему «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».
( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).
Цели урока будут достигнуты, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.
Домашнее задание:
параграф 8, учебник «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова;