kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию для 10 класса. Современное общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию

в 10 классе на тему: «Современное общество»

Только время принадлежит нам.

Сенека

Цели: продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества);

Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);

Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания;

Тип урока: комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию для 10 класса. Современное общество»

Конспект урока по обществознанию

в 10 классе на тему: «Современное общество»

Только время принадлежит нам.

Сенека

Цели: продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества);

Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);

Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания;

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.    Организационный момент

(Учитель объявляет тему урока, его цели и структуру.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1.    Закон ускорения истории.

2.    Традиционное общество.

3.    Индустриальное общество.

4.    Постиндустриальное общество.

II.    Проверка домашнего задания

1.    Терминологический диктант (устный или письменный по выбору учителя). Обязательно включение основных понятий по всему ранее изученному материалу.

2.    Выполнение заданий практикума 1 и 2 (с. 38).

3.    Контрольное тестирование.

Тест

1.    Какой критерий для определения характера производственных отношений является главным согласно теории марксизма?

а)    отношения обмена;

б)    отношения собственности;

в)    отношения распределения.

2.    Цивилизация - это...

а) совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период времени;

б)    ступень (стадия) общественного развития, которая приходит на смену варварству;

в)    качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) группы стран, народов на определенном этапе развития;

г)    правильно все перечисленное.

3.    Под кулыурой в наиболее общем виде понимается...

а)    уровень воспитанности человека;

б)    вся преобразовательная деятельность человека;

в)    производство и применение орудий труда;

г)    приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности.

4.    Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, по определению К. Маркса, - это...

а)    базис;

б)    цивилизация;

в)    надстройка;

г)    общественно-экономическая формация.

5.    Согласно теории марксизма конфликт между классами имеет основу...

а)    индивидуальную;

б)    экономическую;

в)    идеологическую;

г)    ролевую.

Ответы: 1 б, 2 г, 3 б, 4 г, 5 б.

III. Изучение нового материала

1. Закон ускорения истории

- Прочитайте текст в учебнике на с. 39-40. Выпишите определение закона и придумайте примеры, подтверждающие его действие.

Смысл закона ускорения истории заключается в том, что на каждую последующую стадию уходит гораздо меньше времени, чем на предшествующую. Таким образом, историческое время уплотняется, ускоряется. В результате исследований установлено, что оно ускоряется в 3-4 раза.

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа самостоятельно изучает традиционное общество, вторая - индустриальное. В ходе чтения соответствующего текста заполняется таблица (с. 46 учебника).

Параметры характеристики обществ:

•    примерная продолжительность;

•    способ хозяйствования;

•    форма собственности;

•    степень неравенства;

•    социальная организация;

•    политическая организация;

•    тип государства;

•    самые важные достижения, которые могут быть символом данного общества.

2.    Типология обществ

Все реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих ныне, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, образуют типологию. В основе разных типологий лежат разные основания. С одной из типологий учащиеся знакомы по прошлому занятию. Учитель просит вспомнить и охарактеризовать ее.

Общества могут быть:

•    дописьменные и письменные;

•    простые и сложные;

•    первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические;

•    традиционные (аграрные), индустриальные, постиндустриальные.

(Заслушиваются сообщения учащихся о взглядах Л. Моргана, Э. Дюркгейма, К. Поппера.)

С именем Л. Моргана связана самая известная периодизация эволюции общества.

В 1877 г. вышла его книга «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Л. Морган выделяет в истории человечества три этапа: дикость, варварство и цивилизация. Каждый этап характеризуется своей особенностью воспроизводства социальности. Например, на стадии дикости -это производство таких ценностей, как власть, святость, мастерство; на стадии варварства - ценность славы; в эпоху цивилизации - рынок и богатство в форме товаров, денег и капитала.

3.    Дюркгейм разделил все общества по характеру солидарности составляющих их людей: механической и органической.

Механическая солидарность - это род, племя, без которых отдельный индивид ничего собой не представляет. Все стороны его жизни жестко регулируют общие правила (табу, ритуалы, обряды, традиции).

Органическая солидарность - высшей ценностью является профессионализм (мастерство) отдельного индивида. Отсюда только в профессиональных группах, или корпорациях, может реализоваться личность. Следовательно, органическая солидарность начинается с создания средневековых цехов ремесленников.

К. Поппер различает общества закрытые (магические, племенные, коллективистские) и открытые. Первая группа - это полуприродное единство людей, члены которого объединены полубиологичеекими связями: родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими бедами и удовольствиями. Эти общества тоталитарные.

Вторая группа обществ - это демократические общества, в которых индивидуумы обладают независимостью и вынуждены принимать решения самостоятельно.

(К сведению учителя: в последние годы такие вузы, как МГУ, ГУ - Высшая школа экономики и другие, проводят интернет-олимпиады, предметные олимпиады как своеобразные репетиции вступительных экзаменов. В качестве заданий разного уровня сложности предлагаются вопросы, связанные с теориями Моргана, Дюрк-гейма, Поппера.)

Большинство современных исследователей признает историческое развитие либо как непрерывный процесс модернизации технико-технологического способа производства и организации, либо как движение от примитивных дорыночных форм хозяйства к становлению и последующему развитию рыночной системы, ее модификации. На этом основании выделяют доиндустриальное (аграрное, традиционное), индустриальное и постиндустриальное общество.

Характерные черты каждого типа общества:

1.    Доиндустриальное: производство ориентировано на удовлетворение простейших потребностей; главная цель - выжить; производство материальных ценностей основано на технологиях, передающихся из поколения в поколение, преобладает ручной или маломеханизированный труд; большая зависимость от природно-климатических условий; социальная жизнь основана на мифологических и религиозных идеях; власть основана на авторитете; развитие носит циклический характер.

2.    Индустриальное: светский характер социальной жизни; инновация преобладает над традицией; становление персонально-сти индивидуума; производство развивается ради увеличения материальных благ; власть демократична; господство универсального образования; светский характер образования.

3.    Постиндустриальное (постмодернистское, постцивилизаци-онное, информационное): главная цель - производство нематериальных, духовных благ и услуг; переход от культуры массового потребления к культуре повышенных запросов; в основе социального статуса не экономические индикаторы, а образование, профессиональная компетентность; представительную демократию сменяет непосредственная демократия, или самоуправление.

IV. Закрепление изученного материала

Обсуждение итогов работы каждой группы и заполнение таблицы.

Домашнее задание

Учебник: § 5, задания 1-7.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию для 10 класса. Современное общество

Автор: Игнатова Галина Алексеевна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-9-klassie-po-tiemie-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "120768"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413805372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока обществознания с применением  технологии критического мышления по теме: «Угрозы и вызовы для России в ХХI веке» "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-s-primienieniiem-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-ughrozy-i-vyzovy-dlia-rossii-v-khkhi-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "126800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока Антикоррупционное образование "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-antikorruptsionnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "113610"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410612416"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "технологическая карта урока обществознания в 11 классе по теме "Гендер-социальный пол""
    ["seo_title"] => string(89) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaobshchiestvoznaniiav11klassiepotiemiegiendiersotsialnyipol"
    ["file_id"] => string(6) "302413"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457166017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства