kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания "Конституция РФ - основной закон государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Цели: изучение нормативно - правового акта-Конституции; создание теоретической базы для последующего изучения темы: Права и свободы человека и гражданина; создание теоретической базы для использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.  Воспитание самостоятельности при изучении учебного материала; развитие умения отстаивать свое мнение; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие умения слушать; развитие умения доказательно излагать материал.

Вид занятия: комбинированный урок.

10 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Конституция РФ - основной закон государства" »

Разработка урока

Выполнила :Моисеева Галина Константиновна

МОУ СОШ № 34

Г. Комсомольск-на-Амуре

Хабаровский край

Предмет: Обществознание. Основы правовой культуры

Тема: КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Цели: изучение нормативно - правового акта-Конституции; создание теоретической базы для последующего изучения темы: Права и свободы человека и гражданина; создание теоретической базы для использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности. Воспитание самостоятельности при изучении учебного материала; развитие умения отстаивать свое мнение; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие умения слушать; развитие умения доказательно излагать материал.

Вид занятия: комбинированный урок.

10 класс

План:

1.Понятие конституции.

2.Принятие Конституции РФ.

3.Конституция РФ – основной закон государства.

Оборудование: оформление доски, тесты, Конституции, схемы, эпиграф. « Могущественна не сама конституция, а конституционная система». Л. Фридмэн.

  1. Организационный момент. Ознакомление учащихся с темой, планом (запись в тетрадь), целями занятия. (5 минут.)

Сегодня мы начинаем изучать новую тему: Конституция РФ – основной закон государства. Полученные сегодня знания помогут проанализировать ситуацию в современном российском обществе, познакомиться с исторической ситуацией, которая привела к принятию Конституции в 1993 г.

  1. Актуализация знаний по предыдущей теме.

Самоподготовка по темам: Право в системе социального регулирования, Формы (источники) права, Норма права, Система права. (5 минут)

Обратите внимание на доску, здесь закодировано понятие, определение которого звучит так: основной закон государства и общества (конституция). Это ключевое слово к нашему занятию. (1 минута).

Карточки 3 ученикам. Объясните термин норма права; объясните термины: система права, отрасль права, институт права; объясните термины: социальные нормы, нормы морали, религиозные нормы.

Для всех остальных учащихся. Опрос.

Все остальные студенты работают вместе со мной и отвечают на мои вопросы.

Что такое право?

Дайте определение правовой нормы.

Какова структура нормы права? Начертите структуру на доске. Верна ли схема?

Дайте характеристику гипотезе, диспозиции, санкции.

Что такое система права?

Какова структура системы права? Проработайте по таблице.

Дайте определение отрасли права, институту права.

Дайте определение формам (источникам) права.

Сейчас вы выполните словарный диктант.

Я диктую определение, а вы записывайте термин, соответствующий данному определению:

- Это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. ( Источники права).

– это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением. (Правовой обычай).

– Священные книги как источники права. (Религиозные тексты).

– это мнения ученых – юристов по вопросам права. (Правовая доктрина).

– это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. (Судебный прецедент).

– соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. (Нормативный договор).

– это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. (Нормативно – правовой акт).

Проверка диктанта. Просьба зачитать ответы студента. Все ли согласны с ней. У кого верны все термины, ставят на листках «+».

В зависимости от юридической силы нормативно – правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Скажите, чем отличаются законы от подзаконных актов?

Карточки сдать, тут же проверка и выставление оценок.

Укажите виды законов. Сегодня на уроке мы будем говорить о главном законе демократического государства – конституции. Запишите в тетрадь эпиграф занятия. В начале занятия мы знакомимся с новыми терминами, которые будут встречаться при изучении нового материала.

  1. Работа со словарем. (5 минут)

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей при помощи каких-либо средств.

Колония – это страна, лишенная самостоятельности, находящаяся под властью иностранного государства.

Конституционная система – это система, которая состоит из отношения общества к Конституции и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг конституции. Действия государства должны строго соответствовать конституционным нормам.

Метрополия – это страна, владеющая колониями.

Объяснение нового материала.

  1. Работа по 1 пункту плана. Сегодня мы с вами посмотрим, как происходил процесс принятия Конституции РФ1993 г. к нашему занятию некоторые студенты индивидуально подготовили сообщения с элементами лекции. На 1 пункт плана подготовила сообщение Рязанова Надя.

Термин конституция происходит от лат. установление, которым в Древнем Риме обозначались важнейшие указы императоров. В средние века значение этого слова изменилось: конституциями стали называть документы, закреплявшие привилегии и вольности феодалов.

Первые конституции в государственно-правовом смысле появляются в эпоху буржуазных революций Нового времени. Первыми такими документами принято считать Конституцию США 1787 г., Конституцию Франции 1791 г., Конституцию. Польши 1793 г.

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

Как вы понимаете термин конституция? (закрепление 1 пункта).

Сейчас Оксана Кузьмина расскажет о конституциях, принятых в России в 20 веке.

До 1918 г. в России не было конституции. Первая конституция РСФСР была принята в 1918 г. 10 июля. В этой конституции отмечался временный характер, рассчитанный на переходный период. Утверждалась форма государственного устройства – государство диктатуры пролетариата.

В 1924 г. 31 января была принята конституция СССР. Объясняла необходимость и неизбежность создания СССР.

На основе конституции СССР от 1924 г. создана конституция РСФСР в 1925 г.

5 декабря 1936 г. принята следующая конституция СССР. В ней говорилось о том, что социалистическое государство рабочих и крестьян построено. Эту конституцию называют сталинской.

На основе конституции 1936 г. создана и принята конституция РСФСР в 1937 г.

7 октября 1977 г. принята конституция СССР, в которой говорилось о построении развитого социалистического общества.

В 1978 г. принята конституция РСФСР, которая являлась точной копией конституции СССР 1977 г.

Сколько в России было принято конституций? Для сравнения: самая первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. Она действует до сих пор. Юридический текст конституции лишь дополняется путем внесения поправок. В России 8 конституций за 20 век, а в США 1 в течение почти 3 веков, о чем это нам говорит?

  1. Работа по 2 пункту плана. Переходим ко 2 пункту плана. Этот вопрос индивидуально подготовила Чувилькина Ира.

К моменту принятия новой конституции в России был очень сложный для развития государства период.

К 1993 г. в отношениях Верховного Совета РФ и Президента РФ наступил кризис. Законодательная власть обвиняла исполнительную в том, что она довела страну до нищеты и разрухи, развалила СССР, отдала Россию на откуп иностранному и отечественному (криминальному) капиталу.14 сентября президент подписал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе в РФ. Этим указом прерывалась деятельность съезда народных депутатов и верховного совета РФ, назначались выборы в гос. думу и совет федерации федерального собрания. Затем президент принял решение о вынесении проекта новой конституции на референдум.

Верховный совет указу президента не подчинился. Депутаты приняли решение об отрешении президента от должности. К белому дому стали стекаться люди. 3 октября демонстранты прорвались к зданию верховного совета, захватили помещение московской мэрии, бросились на штурм телецентра в Останкино. Там они были встречены огнем спецназа. На следующий день правительственные войска вынудили защитников белого дома сдаться. Политический кризис был разрешен.

12 декабря 1993 г. проходили выборы в федеральное собрание и референдум по новой конституции, за проект проголосовало 58,4 % избирателей.

Как происходило принятие новой конституции? (закрепление).

6.Работа по 3 пункту плана. Переходим к изучению 3 пункта плана. Этот вопрос самостоятельно подготовила Галабаева Тамара.

Конституция РФ – важный правовой документ. Ее принятие заложило основы новой общественно-политической системы, соответствующей рыночной экономике.

Основные положения конституции:

-российское государство является демократическим и правовым.

-зафиксирован принцип реального народовластия.

-частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной.

-признается идеологическое многообразие, многопартийность.

-закрепление прав и свобод человека и гражданина в точном соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права.

-гарантия каждому гражданину частной собственности, неприкосновенность того, что он заработал своим трудом и умом, преемственность собственности между поколениями.

-введение института уполномоченного по правам человека.

Вместе с тем новая конституция не свободна от недоработок:

-права и свободы могут быть отменены в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в случае введения чрезвычайного положения.

-значительные, практически неконтролируемые полномочия сосредоточены в руках президента.

-представительная власть обладает слабыми полномочиями, давая тем самым возможность прорастанию авторитаризма и тоталитаризма.

Каковы + и – новой конституции. (Закрепление). Прочитайте всю лекцию, закрыли тетради и на листах решаем тест.

7.Закрепление нового материала.

Тест:

  1. За новую конституцию проголосовало на референдуме 12 декабря 1993 г.:

а) около 90 % списочного состава избирателей;

б) около 50 % списочного состава избирателей;

в) около 30 % списочного состава избирателей.*

  1. Необходимость принятия новой конституции определялось, тем что:

А) коренным образом изменились экономические и политические основы жизни общества;*

Б) к власти пришли люди, которым новая конституция не нравилась;

В) в России давно не принимали новых конституций.

  1. Достоинство новой Конституции РФ является:

А) ее краткость;

Б) наличие большого раздела о правах и свободах человека и гражданина;*

В) публицистичность ее формулировок.

  1. Новая конституция призвана дать стране:

А) стабильность;*

Б) материальное благополучие;

В) социальный мир.

  1. К недостаткам новой конституции относят:

А) слишком большой круг полномочий государственной думы;

Б) слишком большой круг полномочий Президента;*

В) слишком большой круг полномочий правительства.

Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б. Оценки за тест и терминологические диктант на следующем занятии.


8. Выводы по уроку. Итак, что же хотел сказать Фридмэн своими словами: могущественна не сама конституция, а конституционная система? Оценки: за карточки, 4 подготовившие сообщения ученицы, в процессе занятия еще 3 учащихся.

9. Д \з. Сообщения по теме: Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Дать определения терминам: либерализм, социализация личности, легитимность, митинг, пикетирование, шествие. Подготовить сообщение о Всеобщей Декларации прав человека ООН.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока обществознания "Конституция РФ - основной закон государства"

Автор: Моисеева Галина Константиновна

Дата: 26.04.2015

Номер свидетельства: 205791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока обществознания: "Конституция – Основной закон страны""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_obshchestvoznaniia_konstitutsiia_osnovnoi_zakon_strany"
    ["file_id"] => string(6) "644793"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706362762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока по обществознанию "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122095"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414151126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока по теме: Конституция РФ"
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokapotiemiekonstitutsiiarf"
    ["file_id"] => string(6) "291545"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455128793"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конституция  РФ – Основной Закон страны "
    ["seo_title"] => string(38) "konstitutsiia-rf-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "114443"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411491484"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства