Конспект урока обществознания: "Конституция – Основной закон страны"
Конспект урока обществознания: "Конституция – Основной закон страны"
Цели урока:
Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Также были определены планируемые результаты: предметные:
- знать понятия «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ;
- сформировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем.
-овладеть понятиями: Конституция, закон, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания: "Конституция – Основной закон страны"»
Тема урока: Конституция – Основной закон страны
Цели урока:
Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Также были определены планируемые результаты: предметные:
- знать понятия «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ;
- сформировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем.
-овладеть понятиями: Конституция, закон, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, министерство.
Личностные:
- воспитание чувств само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в парах;
- воспитание интереса к обществознанию как к науке.
Метапредметные:
- Познавательные УУД:
-формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, источник (Конституция РФ и дополнительную информацию), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь осуществлять постановку вопросов.
- Регулятивные УУД :
- формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Коммуникативные УУД :
- формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид педагогической деятельности: частично поисковая.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.
Форма организации взаимодействия на уроке: в парах, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы, поприветствуем друг друга . Посмотрите все ли готово у вас к уроку. Садитесь.
Мотивация (2 мин)
Итак, сегодня утром вы вышли из дома, шли в школу, настроение прекрасное, на улице весна, вы встречали своих друзей, товарищей, возможно не всем хотелось так рано идти в школу, но вы понимали что идти нужно. Так?
- так
Зачем нужно?
- Что бы получить знания, чтобы учиться
- Правильно, молодцы. Вот сейчас мы с вами должны приобрести новые знания, повторить то, что уже изучали.
На прошлых уроках мы мы с вами проходили тему - что такое государство? Вспомним его основные признаки? Каждая группа запишет на листочках признаки государства и озвучивает по одному из них.
- налоги, законы, публичность власти , суверенитет, легитимное право на насилие
- да, законы очень важны для государства?
Что такое закон? Для чего нужны законы?
Продолжить урок мне хочется начать с притчи.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча? В чем ее смысл?
Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.
- Скажите, ребята, а какие сборники законов мы изучали с вами на уроках истории. (Законы Хаммураппи, «Русская Правда» Ярослава Мудрого).
- Вспомните, зачем эти правители создавали подобные сборники законов?
Попробуйте решить еще одну задачу: (3 мин)
«В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволару. В нем проживало 180 человек».
- Как вы считаете, нужен ли жителям этого государства сборник законов или он необходим только большим государствам? Объясните свое мнение.
Учитель: Как в современной России называется основной закон государства? (3 мин)
– это Конституция.
Запишите тему урока Давайте откроем тетрадки и запишем тему нашего урока (открывают тетради, записывают).
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Ребята, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Изучение нового материал
Метод «Мозговой штурм». (2 мин)
Учитель: Итак, КОНСТИТУЦИЯ – Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Рим обозначали важнейшие указы императоров
Первые попытки принять Конституцию возникли много столетий назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.
В своем современном виде первые Конституции появились:
в США в 1787 году, в 1791 во Франции и Польше.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций
Задание: выписать даты всех Конституций нашего государства в схему в правильном порядке
Конституции были приняты в
1918 году. 1924 году 1936 году 1977 году 1993 году
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные законы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, дату принятия ныне действующей Конституции?
12 декабря 1993 года
Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны.
Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.
(записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституцию)
Перед игрой 1 или 2 учащихся работают со словарем. Найти толкование слова референдум.
Игра «Договор». Работа в парах. (4 мин)
Учитель: Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течение 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат.
Учитель: Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Конституция была принята всенародным голосованием, или референдумом.
А что такое референдум, в результате которого была принята Конституция, нам объяснят,,,
Они работали с толковым словарем.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.
Физминутка.
• Содержание Конституции. (всего 16 мин)
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю познакомиться с содержанием нашей действующей Конституции.
• Перед вами лежат сборники Конституции РФ, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (с преамбулы - вводная часть)
• Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ,
• Определите самостоятельно: (3 мин)
1 группа - с чего она начинается? готовим прочесть
2. гр – количество разделов в Конституции РФ, когда она была принята
3. гр – количество глав, их названия
4 гр. - количество статей.
Работаем далее. знакомимся с главами Конституции
В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 2,,7, 14, дайте характеристику нашему государству.
Ответы учащихся
• Права и обязанности человека и гражданина. (4 мин)
Учитель: Глава 2 Конституции РФ посвящена правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
ПРАВА читаем статьи 19,,20, 22, 28. И то, что важно для нас как учеников статья 43 – читает учитель
ОБЯЗАННОСТИ читаем выдержки из конституции, они у вас на столе.
ст 57, 58, 59, 60 и др
Что сказал твой партнер? глава 4
Найдите статью 80. В ней говорится о нашем президенте. Продолжите предложения: (1 мин)
Президент РФ – это ….
Президент РФ – определяет …
Президент РФ – представляет…
• Федеративное устройство. (4 мин)
Работа с интерактивной картой.
Ребята, наша страна представляет собой федерацию. Федерация – это союз. Из каких субъектов федерации состоит наше государство? Учащиеся находят статью 65 Она состоит из областей, краев, автономных округов и т.д.
Давайте найдем на карте республику Татарстан?
Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев.
Заключение. (3 мин)
Продолжите
Конституция ….
Каждый гражданин обязан …….
Никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.
Возвращение к началу урока.
Почему Конституцию считают основным законом государства?
Рефлексия. (3 мин)
Свои ощущения от урока запишите на листочках – нарисуйте смайлик
если все поняли, все получилось улыбающийся, если были трудности - серьезный.
На верхней таблице поставьте оценки партнеру, на нижней себе, оценив свое участие на уроке.
Домашнее задание. (1 мин)
*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» на 5
Повторить тему, ответить на вопросы, выучить термины.
Оформление доски.
Тема КОНСТИТУЦИЯ РФ
ЧТО ТАКОЕ КОНСТИТУЦИЯ?
КОГДА и как ОНА БЫЛА ПРИНЯТА?
ЧТО ЗАПИСАНО В КОНСТИТУЦИИ?
Что особенно для нас, как учеников важно помнить?
Что нам нужно знать для успешного выполнения заданий ОГЭ, ВПР?
Д.З. Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами» на 5