Урок по теме «Конституция РФ – Основной Закон государства», проводимый в 8 классе специальной коррекционной школы, является одним из цикла уроков посвященных изучению важнейшего документа –Конституция РФ (образовательная область – обществознание). Этот курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья, носит практикоориентированный характер.
Цель уроков обществознания в специальной коррекционной школе создать условия для социальной адаптации учащихся через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе. При изучении материала реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников коррекционной школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Практическая деятельность учащихся, включающая составление опорных схем, конспектов, работу с текстами Конституции, способствует систематизации приобретенных знаний, формированию умений самостоятельно находить нужную информацию. Контроль уровня знаний осуществляется через тестирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ – Основной Закон страны »
Конспект урока по обществознанию
в 8 классе
специальной коррекционной школы 8 вида
Тема
«Конституция РФ – Основной Закон страны»
Подготовила учитель истории
Косарева Наталья Витальевна
Тема: Конституция РФ – Основной Закон страны.
Цель урока:
продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом, расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Добиться усвоения обучающимися основных понятий;
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение участвовать в дискуссии; развивать навыка работы в малой группе;
Воспитательные:
Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Основные понятия:
Конституция, закон, Российская Федерация.
Оборудование:
-компьютер, проектор;
- Конституция Российской Федерации;
- Карточки с заданиями;
- Ручки, карандаши, тетради.
Ход урока:
Орг. Момент.
Вступитаельное слово учителя.
Здравствуйте. Сегодня у нас урок обществознания. Я хочу пожелать всем удачи.
2. Повторение пройденного материала:
- Давайте вспомним определения и понятия, с которыми познакомились на прошлых уроках.
1. Кто такой гражданин?
Гражданин – это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе.
Гражданин - человек, имеющий гражданство определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны
2.Что такое право?
Право- система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством.
Право – это совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство.
Право – система правил поведения, которые устанавливаются в обществе.
На какие группы разделяют права?
- естественные и позитивные,
Какие существуют права?
естественные (право на жизнь; свободу)
Позитивные (зависят от нормативного закрепления) – социально-экономические, гражданские, политические, культурные.
Кроме прав мы должны знать свои обязанности.
Когда и где вы узнали о своих обязанностях и правах?
В школе, дома. Мы узнаем о правах и обязанностях по мере взросления и понимания.
Задание.
На доске записаны права и обязанности граждан. Вы должны разместить их в две колонки
Права Обязанности
Право на жизнь
Право на свободу
Право на охрану здоровья
Право на жилище
Право на образование
Соблюдать законы и Конституцию
Получить основное общее образование
Платить налоги и сборы
Защищать Отечество (служба в армии)
Сохранять природу
Сохранять историческое и культурное наследие.
Заботиться о родителях
Прочитайте и запомните свои обязанности.
3. Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя.
Как вы думаете где мы с вами можем ознакомиться со своими правами?
В документах «Конституция», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация Прав и свобод человека».
Права и обязанности определяются законом – Конституцией Р.Ф.
Тема нашего урока: Конституция РФ – основной закон государства.
Слайд 1
Цель урока ознакомиться с основным законом страны – Конституцией
Слайд 2
Конституция – это Основной закон государства, который регулирует наиболее важные вопросы жизни страны, права и свободы населения, устройство государственных органов.
Слайд 3
Конституция – это нормативный документ, в соответствие с которым государство, страна, общество живут очень длительное время. Новую конституцию принимают тогда, когда в государстве произошли глубокие, принципиальные изменения. Они и требуют закрепления в основном законе страны.
Референдум – это всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
Всего в России было принято 5 конституций. Пятая действующая конституция была принята 12 декабря 1993года.
Слайд 5
Пятая действующая конституция была принята 12 декабря 1993года.
Конституция – основной закон страны.
- Закон, обладающий высшей юридической силой.
- Главный закон страны.
- Закон законов
Почему таким образом оценивается конституция в любой стране мира? Слайд 6
В переводе с латыни конституция означает установление, устройство.
Что именно конституция устанавливает в государстве?
Конституция – Основной Закон государства
Определяющий:
Как устроено государство
Как образованы органы власти
Каковы права и обязанности граждан.
Герб, гимн, флаг и столица государства
У каждого из вас на столе есть «конституция»
Давайте ознакомимся с содержанием этого документа. Проанализируйте данный документ.
Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.
Преамбула - это вступительная, вводная часть.
В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.
Доказательством того, что народ принял Конституцию является первая строка преамбулы: «Мы – многонациональный народ…»
Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)
Обратите внимание на ст.3 Единственным источником власти является народ
Слайд 7
Конституция содержит 2 раздела.
Основная часть конституции начинается с главы об основах конституционного строя. Откроем стр.4 прочитаем ст.1. ст.2, ст.3.
В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.
В понятие форма государства входит:
Форма государства
Форма правления Форма государственного Политический
устройства режим
Какие бывают формы правления (Республика, монархия)
Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)
Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный).
Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3, заполним схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции.
Итак, назовите форму нашего государства (республика)
Форма государства
Форма правления Форма государственного Политический
устройства режим
республиканская федеративная демократическая
Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)
Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)
Вторая глава РФ посвящена правам свободам человека и гражданина.
Прочитаем ст.17. С какими правами вы уже знакомы?
Третья глава определяет вопросы федеративного устройства нашего государства. Какие субъекты входят в состав РФ
Россия состоит из равноправных субъектов федерации.
Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.
Республики – 21
Края -9
Области - 46
Города федерального подчинения – 2
Автономная область –1
Автономные округа – 4
А в каком субъекте РФ мы живем?
Системе, полномочиям законодательной, исполнительной и судебной власти посвящены 4,5,6,7, главы Конституции.
Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.
Три ветви государственной власти.
Государственная власть
Законодательная Исполнительная Судебная
Глава 4 называется «Президент РФ». Здесь определяются полномочия Президента Р.Ф.
Кто является президентом нашей страны? чтение ст.80 ст.81.
Завершается Основная часть Конституции главой 9 , в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции как принимаются изменения в Конституции.
Второй раздел Конституции называется «Заключительные и переходные положения. Здесь говорится о том, когда была принята конституция РФ, когда она вступила в законную силу, а также о том, что действие предшествующей конституции с принятием новой прекращается.
Вы ознакомились с содержанием конституции. Все законы, по которым живет наша страна, регулирует конституция.
Давайте попробуем составить опорный конспект для ответа, что такое конституция, какие законы в ней закреплены?
(слайд) 8
Конституция - закон, закрепляющий права и свободы человека и гражданина
Закон, закрепляющий основы государства,
Закон, закрепляющий форму правления, государственно-территориальное устройство, систему органов власти.
Закон, обладающий высший юридической силой
Что же такое конституция?
Вывод : Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.
5. Первичное закрепление изученного материала.
Тест.
Подчеркните правильный ответ.
1. Конституция – это …
А) юридический акт
Б) основной закон государства
В) указ президента
2. «Конституция» в переводе с латинского означает:
А) Устройство
Б) Согласие
В) договор
3. Когда отмечается день Конституции?
А) 12 июня
Б) 12 декабря
В) 1 сентября
4. Как была принята Конституция РФ?
А) Президент РФ подписал указ
Б) Прошло всенародное голосование
В) Государственная Дума приняла закон
5. Кто является гарантом Конституции РФ?
А) Народ
Б) Президент
В) Правительство страны
Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», которая играет важное значение в жизни каждого человека.