Данный урок способствует воспитанию экологического сознания у школьников, привлекает внимание к проблеме использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, стимулирует интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных на уроках. Материал урока можно использовать при характеристике современного общества, глобальных проблем современности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об энергии и научимся рационально ее использовать. Почему проблема рационального использования энергоресурсов решается сегодня на очень высоком уровне? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поговорим о современном обществе, в котором мы живём. Итак, что представляет собой современное общество?
Ответ: Обществоведы характеризуют современное общество как индустриальное и информационное. Большая часть населения – это жители крупных городов. Общество состоит из людей различных профессий и специальностей.
Учитель: Каковы основные признаки информационного общества?
Ответ: Среди признаков современного общества можно выделить следующие: роботизированное производство, гигантские супермаркеты. Космические станции. Среди отраслей промышленности в наиболее развитых странах лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, космическая техника, телекоммуникация. Новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия и другие. Общество производит все большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги.
Учитель: Эти качественные изменения коснулись не только экономической сферы, но и быта человека. Какая техника заменила тяжелый труд человека в быту, какая помогает организовать свободное время?
Ответ: Среди современной техники можно назвать телевизоры, холодильники, морозильные камеры, компьютеры, стиральные машины – автоматы, микроволновые печи, электрочайники, газовые плиты, пылесосы, сотовые телефоны.
Учитель: т.е. мы живем в благоустроенных квартирах или домах, с комфортом, и всю тяжелую работу нам помогают выполнять машины. Другие машины перемещают нас на далекие расстояния. У нас сегодня есть возможность и зимой за короткий срок оказаться в южном полушарии и еще раз насладиться прелестями лета. Благодаря чему машины совершают свою работу?
Ответ: Благодаря электричеству, продуктам нефти, газу.
Учитель: На основании этого мы можем сделать вывод: современная цивилизация полностью зависима от природных ресурсов, которые и обеспечивают нас энергией. Скажите, к какому виду полезных ископаемых относятся нефть, газ, уголь?
Ответ: эти ресурсы исчерпаемые.
Учитель. Что это означает?
Ответ: Это говорит о том, что в будущем может наступить такое время, когда они закончатся.
Учитель: И что произойдет? Что станет с нашей цивилизацией?
Ответ: Это будет кризис индустриального и информационного общества.
Учитель: Таким образом, наряду с массой положительного, современное общество столкнулось с проблемами, которые представляют угрозу для его существования и дальнейшего развития. События последних лет показали, что мировое сообщество и сегодня уязвимо перед катастрофами, вызываемыми как законами природы, так и деятельностью человека. Проблема сохранения окружающей среды слала одной из главных задач человечества.
Как вы себе представляете, что такое энергия?
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
не говоря уже об освещении квартир;
о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.
Приведите пример работы энергии у нас в школе.
Учитель: А как получают энергию?
Ответ: энергию получают из первичного источника (уголь, газ, древесина, нефть).
Источник энергии, в данном случае, уголь поступает на теплоэлектростанцию, сокращенно ТЭЦ. Там при сжигании топлива получают энергию, но из 100% полученной энергии теряется 60% в виде тепла, которое уходит в окружающую среду.
В линиях электропередачи ( провода и трансформаторные подстанции)теряется еще 5-10% электроэнергии, которая также уходит в виде тепла в окружающую среду.
Ребята, кроме ТЭЦ, есть еще и другие станции, на которых тоже вырабатывается энергия. Можете их назвать?
Дети: Это гидроэлектростанции и атомные электростанции.
-Что является источником энергии на гидроэлектростанции ? (Вода). Мощный поток воды при попадании в турбину вырабатывает электроэнергию. Приведите примеры ГЭС?
- На Саяно-Шушенской ГЭС произошла страшная трагедия, погибло более 70 человек. Эти люди работали для того, чтобы у нас был свет. Видите, как сложно и опасно производить электроэнергию Кроме гидроэлектростанций, есть еще и атомные электростанции. На атомной электростанции источником энергии является расщепление атома. Атом мельчайшая частица. Она меньше молекулы, но благодаря ей , получают очень много энергии.
Посмотрите какие есть атомные электростанции :Курская, Смоленская, Томская АС, Белоярская АС, Обнинская АС и т.д.
- В 1986 году произошла трагедия на Чернобыльской атомной электростанции. Погибло очень много людей. Эти люди производили электроэнергию. Еще раз мы говорим о том, как опасен и тяжел труд энергетика.
Производство энергии оказывает существенное влияние на окружающую среду. Сжигание ископаемого твердого и жидкого топлива сопровождается выделением сернистого, углекислого и угарного газов, а также окислов азота, пыли, сажи и других загрязнителей. Добыча угля открытым способом, как и торфоразработки, ведет к изменению естественных ландшафтов, а иной раз и к их разрушению. Разливы нефти и нефтепродуктов при добыче и транспортировке способны уничтожить все живое на огромных территориях .В последние годы политики и население выражают повышенные опасения по поводу таких глобальных экологических проблем, как кислотные дожди и изменение климата, а также по поводу последствий воздействия этих процессов на окружающую природную среду.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.
И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. А в вашем распоряжении находится энергия у вас дома, в школе.
В течение месяца вы работали над проектом « Как сберечь киловатты». О результатах этой работы вы сейчас и доложите.
(Выступления учащихся). Презентация.
Сегодня на уроке мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
МЫ МОЖЕМ ЗАМЕДЛИТЬ ПРОЦЕССЫ РАЗРУШЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПЛАНЕТЫ, ЕСЛИ БУДЕМ ВСЕГДА ЭКОНОМНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭНЕРГИЮ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ. ТОГДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ХВАТИТ ВРЕМЕНИ НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ НУЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГИИ ИЗ НЕИСЧЕРПАЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ – ОТ СОЛНЦА И ВЕТРА.