Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Главные вопросы экономики"»
Конспект урока по обществознанию в 8 классе
Тема: «Главные вопросы экономики».
Цель: Рассмотреть главные вопросы экономики и основные пути их решения в различных типах экономических систем.
Задачи:
Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
Создать условия для формирования у обучающихся умения описывать и аргументировать примерами решения основных вопросов экономики.
Сформировать у обучающихся интерес к основным экономическим вопросам и способам их решения в современном мире
Различать и сопоставлять типы экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Способствовать развитию следующих умений: поиска и анализа основной информации с целью выделения основных признаков изучаемого объекта и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: раскрытие содержания основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.
Личностные: формирование интереса к основным экономическим вопросам и способам их решения в современном мире, саморазвитие обучающихся через активные формы деятельности на уроке, формирование уважительного отношения к мнению другого человека.
Метапредметные: уметь грамотно выражать свою мысль и аргументированно её защищать, самостоятельно формулировать учебную проблему, уметь осуществлять поиск и анализ основной информации с целью выделения основных признаков изучаемого объекта, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Тип урока: Комбинированный урок, с использованием наглядных методов обучения (в виде презентации и схем), организации фронтальной и групповой работы через беседу с обучающимися и выполнения практических заданий по теме урока (заполнение схемы в подготовленном рабочем листе – Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Используя мультимедийную презентацию (или распечатанный заранее вариант, если нет проектора), учитель предлагает решить обучающимся тест на 3-4 минуты для проверки знаний по пройденной ранее теме: «Экономика и её роль в жизни общества» (Приложение 1)
III. Введение в новый материал.
Мы с вами уже знаем, что потребности человека неограниченны, в то время как ресурсы нашей планеты являются ограниченными. Вследствие чего это является одной из главных проблем экономики – удовлетворение постоянно растущих потребностей человека, при ограниченных ресурсах. Представьте себя предпринимателем по производству какого-либо продукта и постарайтесь составить основной ход своих действий перед тем, как начать своё дело? Какие вопросы вам необходимо решить, перед тем как ваша фирма начнёт выпуск продукции?
Учитель выслушивает ответы обучающихся и плавно их подводит к теме урока:
Поскольку ресурсы нашей планеты ограничены, нам постоянно приходится выбирать с максимальной пользой для себя. На примере предпринимателя мы с вами сейчас вывели три основных вопроса, которые он, как один из главных участников экономического процесса, решает в процессе своей деятельности: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Как вы считаете, как будет звучать тема нашего урока?
Все три перечисленные нами вопроса являются главными вопросами экономики, которые нам и необходимо сегодня рассмотреть, а также то, как их возможно решить?
Далее учитель предлагает обучающимся сформулировать и записать тему и цель урока. После чего выводит тему и цель на мультимедийной доске.
Тема урока: «Главные вопросы экономики».
Цель: Рассмотреть главные вопросы экономики и основные пути их решения в различных типах экономических систем.
План урока
1. Нужно ли регулировать производство?
2. Экономическая система и ее функции.
3. Типы экономических систем.
IV. Работа на уроке
1. Нужно ли регулировать производство?
Учитель раздаёт обучающимся распечатанный рабочий лист с пустой схемой для заполнения в процессе урока.
В процессе нашего урока давайте попробуем заполнить полученный вами рабочий лист посвящённой нашей теме. Для начала давайте разберём каждый из основных вопросов экономики и подведём к ним выводы. Сейчас каждая группа будет работать со своим вопросом и начнёт заполнять схему.
Первая группа читает п. 2, стр. 151, § 18 учебника.
Вторая группа читает п. 3, стр. 152, § 18 учебника.
Третья группа читает п. 4, стр. 153, § 18 учебника.
Выполнение задания в течении 5-6 минут.
Ожидаемые ответы:
Первая группа: Что производить?
Вывод. Вопрос, что необходимо производить, а от чего отказаться, возникает из-за ограниченности ресурсов.
Вторая группа: Как производить?
Вывод. Общество и отдельные производители решают, как и каким образом производить необходимые блага, при лучшем способе комбинации имеющихся ресурсов.
Третья группа: Для кого производить?
Вывод. При производстве производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, что и для кого производить.
Физкультминутка – упражнение для глаз.
2. Экономическая система и ее функции.
Раннее мы уже говорили, что в условиях ограниченности ресурсов, участники экономики должны делать выбор. Так и для решения главных вопросов экономики, каждое государство мира стремится найти свой способ решения. Как вы считаете, почему нет единого способа решения экономических вопросов?
Ожидаемый ответ: обучающиеся поймут, что каждое государство обладает разными возможностями и ресурсами, из-за чего нельзя создать единую систему решения экономических вопросов.
Таким образом, мы можем сказать, что для решения главных вопросов экономики каждое государство может разработать свой вариант организации и ведения экономической деятельности.
Найдите в пункте 5 термин, который мы можем использовать для обобщения сделанного нами вывода?
Ожидаемый ответ:экономическая система.
3. Типы экономических систем.
— Сейчас каждая группа, работая с п. 6, рассмотрит и даст краткую характеристику трём видам экономических систем: традиционная, командная, рыночная.
Первая группа: традиционная экономика
Вторая группа: рыночная экономика
Третья группа: командно-административная экономика
После окончания выполнения задания, каждая группа зачитает свой ответ, а две других дополнят схему рабочего листа.
После обсуждения и заполнения схем рабочего листа, проводит с обучающимися небольшую дискуссию на тему того, какая экономическая система является самой лучшей?
Ответы обучающихся
В ходе дискуссии наводит обучающихся на мысль, что каждая система обладает как достоинствами, так и недостатками. Ввиду этого многие государства XXI века приняли новый вид экономики – смешанную.
Прочитайте документ на стр. 158, выделите основные черты смешанной экономики и закончите заполнение схемы рабочего листа.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Для закрепления полученных на уроке знаний давайте ответим устно на вопросы пункта «Проверьте себя» на стр. 159.
(обсуждение вопросов)
По результатам урока учитель выставляет оценки особо активным обучающимся.
VI. Домашнее задание
Прочитать параграф 18. Вопросы 1 и 3 пункта «В классе и дома» - письменно.
Приложение 1
1. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом:
1) цель
2) средство
3) потребность
4) производство
2. Одна из главных экономических проблем, вызванная постоянно растущими потребностями общества:
1) ограниченность свободных благ
2) ограниченность ресурсов
3) лень
4) альтернативная стоимость
3. Выберите верное суждение:
а) все жизненные блага человек производит сам;
б) жизненные блага бывают предметами потребления:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Одним из способов решения ограниченности ресурсов, при постоянно увеличивающихся потребностях общества, может быть:
1) Рациональное использование ограниченных ресурсов и распределение экономических благ
2) если все добровольно ограничат свои потребности
3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров
4) нет верного ответа
5. Выберите, что относится к свободным благам:
1) морская вода
2) воздух
3) компьютер
4) песок в пустыне
5) одежда
6) проезд в автобусе
6. Приведите 2-3 примера, доказывающих ограниченность ресурсов в мире.
Приложение 2 Рабочий лист: «Главные вопросы экономики»
Экономическая система – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?
Вопрос, что необходимо производить, а от чего отказаться, возникает из-за ограниченности ресурсов.
При производстве производитель учитывает потребности в товарах и услугах различных групп населения с разными доходами и решает, что и для кого производить.
Главные вопросы экономики
Как производить?
Что производить?
Для кого производить?
Общество и отдельные производители решают, как и каким образом производить необходимые блага, при лучшем способе комбинации имеющихся ресурсов.
Традиционная
Использование ресурсов определяют обычаи и традиции.
Удовлетворяет лишь минимальные потребности
Использование ручного труда, общинное ведение хозяйства, натуральный обмен.
Смешанная
Развитый рынок с большой экономической свободой и предпринимательской деятельностью, при активной регулирующей роли государства.
Государство участвует в регулировании рационального и более полного использования ограниченных ресурсов.
Командная
Основные экономические решения принимает государство.
Централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ.
Государство собственник всех экономических и природных ресурсов.
Отсутствие конкуренции и свободы предпринимательства.
Рыночная
Свободное предпринимательство, ценообразование, многообразие форм собственности, конкуренция.
Решение главных экономических вопросов осуществляется в результате взаимодействия производителя и потребителя.
Главный мотив производства – получить прибыль.
Активное применение новых технологий в производстве.