Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. УМК «Школа России»
Составила: учитель начальных классов Свидлова Галина Григорьевна
МКОУ «Павлоградский лицей» Омской области.
Тема: «Поможем сохранить удивительный мир растений»
Цель: Сформировать у учащихся экологическое сознание и культуру поведения в природе.
Задачи:
1.Систематезировать знания о роли растений в жизни человека;
2.Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения;
3.сформулировать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; определить другие меры охраны природы;
4. учить самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах.
1. Запуск проекта. (Определение проблемного поля. Формулирование и выбор темы проекта. Организация групп, распределение ролей. Обсуждение в группах плана работы.)
(Класс делится на 4 группы).
Приветствие.
Учитель:- Для работы на уроке я предлагаю вам разделиться на 4 группы.
- А теперь послушайте загадку: Дышат, растут, а ходить не могут.
Учащиеся: - Это растения.
Учитель:- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное слышали такое выражение: (на слайде) «Растения – зелёная одежда Земли».
Учащиеся: - Растения образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Учитель:- Обратите внимание на любое, самое обычное растение, и вы увидите, что оно по-своему красиво и привлекательно. Вот как рассказал о самых обычных растениях поэт Н.Заболоцкий.
Учащиеся: (читает подготовленный ученик)
- Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт, Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…
Учитель:- Расскажите, где вы видели растения, о которых написал поэт?
Учащиеся:- Они окружают нас повсюду.
Учитель:- Как вы думаете, почему поэта волнуют самые обычные растения?
Учащиеся:- Поэт хотел обратить наше внимание на красоту и привлекательность самых обычных растений.
Учитель:-А какое значение имеют растения для жизни человека?
Учащиеся:- Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, ткани, древесину.
Учитель:-Предлагаю вам разгадать кроссворд.
Учащиеся: (Задание даётся каждой группе)
Загадки для кроссворда:
1.Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается,
А цветок-то – медок,
Лечит от гриппа, кашля и гриппа.
(липа)
2.Стоит земной кустик
В красный горошек
А тронешь – укусит.
(шиповник)
3. Стоит Егорка
В красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.
(земляника)
4. Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг.
(подснежник)
5. Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл –
Красную шапочку нашёл.
(гриб)
6.В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
(рябина)
Учитель: - Какое слово получилось в выделенных клетках?
Учащиеся: - ПОМОГИ.
Учитель: - Почему же у нас получилось такое волнующее слово?
Учащиеся: - Наверное, потому, что человек иногда, совсем не подумав, наносит огромный вред окружающей природе.
Учитель: - К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменила жизнь растений. К примеру: на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. При этом гибнет много дикорастущих растений. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
А вы как думаете, нужно ли охранять растения?
Учащиеся: - Растения охранять нужно. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их из-за красивых цветков. Бывает, что люди, даже не срывая губят их. Причина этого – вытаптывание.
Учитель: - Что в нашей стране делается для охраны растений?
-Охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах, создана Красная книга.
- Иногда, не задумываясь над своими поступками, мы наносим вред природе. –Прослушайте стихотворение «Дикарь в лесу» Ладонникова.
(читает подготовленный ученик)
-Хозяйка – белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко!
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал, Сорвал второй и третий …
Отбросил куст и как медведь, Пошёл себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Учитель: - Хотелось вам быть похожими на этого мальчика?
Учащиеся: -Нет. Он не соблюдал правил поведения в природе.
Учитель: - А всегда ли мы с вами соблюдаем правила поведения в природе?
Учащиеся: - Нет, не всегда.
Учитель: - Знаем ли мы, как сберечь растительный мир Земли?
-Почему так происходит?
Учащиеся: - Мы не всегда задумываемся над последствиями своего пребывания в природе.
Учитель: - А как мы с вами на уроке можем решить эту проблему?
Учащиеся: - Выполним проект.
Учитель: - Определите в группах цель нашей работы.
Учащиеся: - Решить, что мы можем сделать для охраны природы.
- Выработать нормы поведения в природе. (Ребята обсуждают в группах проблему, определяют план действий, решают, как они будут выполнять и представлять проект)
1 группа – «Создание правил друзей природы».
2 группа – рисует плакат «Судьба природы в наших руках».
3 группа – оформляет раскладушку «Берегите природу»
4 группа - создает «Красную книгу» Павлоградского района.
2.Работа над проектом. (Сбор и анализ информации, оформление результатов.)
Учащиеся:
1 группа – создаёт презентацию правил друзей природы.
2 группа – рисует плакат «Судьба природы в наших руках».
3 группа – работает с различными источниками информации, выявляет значение растений в жизни человека, причины исчезновения растений. Оформляет раскладушку «Берегите природу»
4 группа – изучает «Красную книгу» Омской области и определяет, какие растения, произрастающие на территории Павлоградского района, занесены в «Красную книгу».
3. Презентация проекта.(Представление проектов. Ответы на вопросы.)
-Проблема сохранения окружающей среды актуальна во все времена. За время работы над проектом мы постарались вникнуть в эту проблему. А теперь представм результаты своей работы.
Учащиеся:
1 группа –представила в виде презентации правила друзей природы с помощью условных знаков. Каждому знаку дали краткое описание.
2 группа – представила плакат «Судьба природы в наших руках».
3 группа – представила раскладушку «Берегите природу»
4 группа – представила «Красную книгу» Павлоградского района.
Учитель: -Молодцы ребята!
-Давайте дадим оценку работы каждой группы и подведём итоги.
-Понравилось ли вам работать над проектом? Что?
-Как вы считаете, достигли мы цели?
- Что запомнилось из того, что вы делали?
- Что вы расскажете сегодня дома?
- С какими трудностями вы встретились?
-Что вам не понравилось?
-Всем спасибо за интересную работу!
Учащиеся: дают оценку работы каждой группы, отвечают на вопросы оппонентов и учителя.
Учитель: -Всем спасибо за интересную работу!