Урок "Семья - как социальный институт" составлен с использованием кейс технологии. Предполагает групповую работу, используются различные формы оцнки деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья как социальный институт"»
Конспект урока по обществознанию на тему
«Семья как социальный институт».
Подготовила и разработала: Стулова Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г.Меленки.
Тема урока: Семья как социальный институт.
Тип. Изучение нового материала.
Цели:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, функции семьи, обязанности членов семьи;
воспитательная: способность к определению своей позиции по определению понятия семьи.
Задачи:
личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе;
метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, делать выводы, находить общие понятия, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, социальный институт.
Ход урока.
Орг. момент. Мотивация учащихся.
Формулировка темы и постановка целей урока.
В русском языке есть такие слова, которые показывают количество букв в слове. Это, например,
сорокА, стоЛ, стоН, триО, стоГ.
Но это не все слова. И вот одно из них вы сможете назвать, посмотрев фрагменты мультфильма, прочитав небольшую притчу, собрав высказывание из карточек (жетонов), которые вы взяли, когда заходили в класс.
1.Просмотр отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане.
2.Чтение притчи (Орлова Д.).
Один человек, святой, жил в маленькой хижине. Ночью в его комнате бегало много крыс, что сильно раздражало его. Тогда он купил кошку, чтобы избавиться от крыс. Без сомнения, он избавился от крыс, но теперь вынужден был заботиться о кошке, так как ей требовалось молоко.
В то время он жил в лесу и негде было купить молоко. Так он обзавёлся коровой. Теперь молока стало много, гораздо больше, чем требовалось кошке и ему самому, и он подумал: «Если бы здесь была хозяйка, она могла бы служить мне, по-настоящему заботиться обо всём — как о корове, так и о молоке».
Итак, он обзавелся хозяйкой. А раз появилась хозяйка, появились и дети.
Таким образом, с избавления от крыс началась игра, которой не было конца.
3.На столе собирается высказывание.
(1.»Семья – это кристалл общества» В.Гюго.
2.»Семья всегда будет основой общества» О.де Бальзак.
3.»Семья – это великое богатство» Сенека.
Вопросы:
1.Почему царь Салтан сделал такой выбор?
2.Какую цель преследовал человек из притчи?
3.О чем ваше высказывание? Это слово называется семьЯ (СЛАЙД)
Да, верно, сегодня мы будем говорить о семье.
Прежде чем идти дальше я хотела бы обратиться к высказыванию известного русского писателя Льва Николаевича Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (СЛАЙД)
Как вы думаете, что хотел сказать этим высказыванием Лев Николаевич?
(Семья играет важную роль в жизни человека)
Давайте проведем с вами обществоведческий эксперимент. Достаньте, пожалуйста, ваши мобильные устройства, откройте текстовое сообщение и пишем обычное sms - сообщение с текстом «Что для тебя значит семья?» и отправьте любому члену семьи, на время убираем свои устройства, к ним мы тоже вернемся в конце урока.
Изучение нового материала.
Ребята, с историей возникновения семьи и с самим понятием «семья» мы с вами уже знакомились на уроках обществознания в 6 классе. Давайте попытаемся вспомнить, что такое семья? Можете воспользоваться нашими записями из 6 класса.
Ответ детей:
Семья – социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены который связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью (М.Б. Бранд. Толковый словарь по обществознанию).
(СЛАЙД)
Верно. Но мы видим, что семья неразрывно связана с таким понятием как «брак». Что же такое брак?
Брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года. (СЛАЙД)
- Для чего нужен брак?
Ответы детей: длясоздания семьи, регулирует отношения между супругами.
Верно, но семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества.
Ребята, изучая в этом году тему «Общество как сложная динамичная система, мы с вами говорили о том, что важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты. Дома вас просила вспомнить характерные черты социального института. Давайте назовем их.
Ответы детей:
1.Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности.
2. Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев.
3.Институт удовлетворяет значимые для общества потребности.
4.Выполнение важных общественных функций. (СЛАЙД)
Ребята, как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?
Ответы детей: Рассмотреть семью как социальный институт.
Верно, это и будет нашей темой «Семья как социальный институт»(СЛАЙД)
Для этого вам нужно поработать с кейсами. Кейс содержит проблемную ситуацию, материалы для ее решения и задания для каждой группы. По окончании работы с очередным кейсом, заполняется определенная часть ментальной карты (соответствующая номеру кейса) не только на основании информации полученной внутри группы, но и представленной информации каждой группы.
Итак, приступаем к работе с первым кейсом.
РАБОТА С ПЕРВЫМ КЕЙСОМ. (з минуты) (Слайд по результатам НАДО?)
Вопросы для 1 группы:
1.Виды брака. О каком виде брака в данном случае идет речь?
Вопросы для 2 группы
Каковы условия заключения брака.
Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Вопросы для 3 группы:
1.Основания для прекращения брака.
Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.
(Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами кейса, мы выделили следующие (каждый свое)………….перечислите их. )
Решение проблемной ситуации.
РАБОТА СО ВТОРЫМ КЕЙСОМ.
Вопросы для 1 группы.
Назовите типы семей: в зависимости от формы брака
Определите тип представленной семьи по данному критерию.
Вопросы для 2 группы.
Назовите типы семей: в зависимости от структуры родственных связей
Определите тип представленной семьи по данному критерию.
Вопросы для 3 группы.
Назовите типы семей: в зависимости от критерия семейной власти
Определите тип представленной семьи по данному критерию.
Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.
(Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами кейса, мы выделили следующие типы семьи по такому-то признаку ………….перечислите их. )
Решение проблемной ситуации.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Прием: игра «да-нет-ка». Предлагается список утверждений, с которыми ученики могут согласиться или нет, а также обосновать свой ответ.
Да – сесть, НЕТ- встать.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правой ответственностью. (Да)
Среди моделей современной семьи преобладает полная семья, нуклеарного типа. (Да)
В современном обществе снижается число разводов. (Нет)
Одной из тенденций современной семьи является снижение брачного возраста вступающих в брак. (Нет)
Для современного общества характерна семья с либеральным характером отношений.(Да)
Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.(Да)
Официально государством признается все виды брака. (Нет).
РАБОТА С ТРЕТЬИМ КЕЙСОМ.
Каждая группа решает свои ситуации (под своим номером группы). Анализирует, какую функцию семьи демонстрирует каждая ситуация. Заносит результат в ментальную карту и представляет информацию для других групп.
Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.
Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами учебника, мы выделили следующие функции современной семьи: перечислите их. Наиболее важной для общества мы считаем (назовите), потому что... Например...»
Решение проблемной ситуации.
-А теперь ребята, давайте сделаем выводы. Вернемся к цели нашего урока (семья - социальный институт). Вспомним еще раз признаки социального института и ответим на вопрос: (СЛАЙД)
-Можно ли семью назвать социальным институтом?
ЗАДАНИЕ. Каждая группа назовет признак семьи как социального института и продемонстрирует его примерами.
Ответы детей:
Назовите и проиллюстрируйте три признака социального института на примере семьи.
Могут быть названы и проиллюстрированы примерами признаки:
1) удовлетворяет фундаментальные (основополагающие) потребности человека (потребность в создании семьи)
2) наличие правил, регулирующих семейные отношения (например, Семейный кодекс РФ);
3) наличие важных общественных функции, (например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, первичной социализации).
4) ) наличие ролевой системы: определены основные роли и их иерархия (например, муж, жена, сын);
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИЛИ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ?(СЛАЙД)
Возьмите лист с заданием, подпишите свою работу и выполните задания.
(на оценку)
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».
Пропущенные элементы:
1) брак
2) контроль
3) институт
4) взаимоответственность
5) норма
6) семья
7) мобильность
8) супружество
9) репродукция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: