kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Семья как социальный институт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Семья - как социальный институт" составлен  с использованием кейс технологии. Предполагает групповую работу, используются различные формы оцнки деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семья как социальный институт"»

Конспект урока по обществознанию на тему

«Семья как социальный институт».







































Подготовила и разработала: Стулова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г.Меленки.

























Тема урока: Семья как социальный институт.

Тип. Изучение нового материала.

Цели: 

 деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, функции семьи, обязанности членов семьи;

воспитательная: способность к определению своей позиции по определению понятия семьи.

Задачи: 

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, анализировать, делать выводы, находить общие понятия, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, социальный институт.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Мотивация учащихся.

  2. Формулировка темы и постановка целей урока.

В русском языке есть такие слова, которые показывают количество букв в слове. Это, например,

сорокА, стоЛ, стоН, триО, стоГ.

Но это не все слова. И вот одно из них вы сможете назвать, посмотрев фрагменты мультфильма, прочитав небольшую притчу, собрав высказывание из карточек (жетонов), которые вы взяли, когда заходили в класс.

1.Просмотр отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане.

2.Чтение притчи (Орлова Д.).

Один человек, святой, жил в маленькой хижине. Ночью в его комнате бегало много крыс, что сильно раздражало его. Тогда он купил кошку, чтобы избавиться от крыс. Без сомнения, он избавился от крыс, но теперь вынужден был заботиться о кошке, так как ей требовалось молоко.

В то время он жил в лесу и негде было купить молоко. Так он обзавёлся коровой. Теперь молока стало много, гораздо больше, чем требовалось кошке и ему самому, и он подумал: «Если бы здесь была хозяйка, она могла бы служить мне, по-настоящему заботиться обо всём — как о корове, так и о молоке».

Итак, он обзавелся хозяйкой. А раз появилась хозяйка, появились и дети.

Таким образом, с избавления от крыс началась игра, которой не было конца.

3.На столе собирается высказывание.

(1.»Семья – это кристалл общества» В.Гюго.

2.»Семья всегда будет основой общества» О.де Бальзак.

3.»Семья – это великое богатство» Сенека.

Вопросы:

1.Почему царь Салтан сделал такой выбор?

2.Какую цель преследовал человек из притчи?

3.О чем ваше высказывание? Это слово называется семьЯ (СЛАЙД)

Да, верно, сегодня мы будем говорить о семье.


Прежде чем идти дальше я хотела бы обратиться к высказыванию известного русского писателя Льва Николаевича Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (СЛАЙД)

Как вы думаете, что хотел сказать этим высказыванием Лев Николаевич?

(Семья играет важную роль в жизни человека)

Давайте проведем с вами обществоведческий эксперимент. Достаньте, пожалуйста, ваши мобильные устройства, откройте текстовое сообщение и пишем обычное sms - сообщение с текстом «Что для тебя значит семья?» и отправьте любому члену семьи, на время убираем свои устройства, к ним мы тоже вернемся в конце урока.


Изучение нового материала.



Ребята, с историей возникновения семьи и с самим понятием «семья» мы с вами уже знакомились на уроках обществознания в 6 классе. Давайте попытаемся вспомнить, что такое семья? Можете воспользоваться нашими записями из 6 класса.

Ответ детей:

Семья – социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены который связаны общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью (М.Б. Бранд. Толковый словарь по обществознанию).

(СЛАЙД)

Верно. Но мы видим, что семья неразрывно связана с таким понятием как «брак». Что же такое брак?

Брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года. (СЛАЙД)

- Для чего нужен брак?

Ответы детей: для создания семьи, регулирует отношения между супругами.

Верно, но семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества.

Ребята, изучая в этом году тему «Общество как сложная динамичная система, мы с вами говорили о том, что важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты. Дома вас просила вспомнить характерные черты социального института. Давайте назовем их.

Ответы детей:

1.Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности.

2. Институт закреплен системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев.

3.Институт удовлетворяет значимые для общества потребности.

4.Выполнение важных общественных функций. (СЛАЙД)



Ребята, как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?



Ответы детей: Рассмотреть семью как социальный институт.

Верно, это и будет нашей темой «Семья как социальный институт»(СЛАЙД)



Для этого вам нужно поработать с кейсами. Кейс содержит проблемную ситуацию, материалы для ее решения и задания для каждой группы. По окончании работы с очередным кейсом, заполняется определенная часть ментальной карты (соответствующая номеру кейса) не только на основании информации полученной внутри группы, но и представленной информации каждой группы.

Итак, приступаем к работе с первым кейсом.



РАБОТА С ПЕРВЫМ КЕЙСОМ. (з минуты) (Слайд по результатам НАДО?)

Вопросы для 1 группы:

1.Виды брака. О каком виде брака в данном случае идет речь?

Вопросы для 2 группы

  1. Каковы условия заключения брака.

  2. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

Вопросы для 3 группы:

1.Основания для прекращения брака.

Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.

(Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами кейса, мы выделили следующие (каждый свое)………….перечислите их. )



Решение проблемной ситуации.



РАБОТА СО ВТОРЫМ КЕЙСОМ.

Вопросы для 1 группы.

Назовите типы семей: в зависимости от формы брака

Определите тип представленной семьи по данному критерию.



Вопросы для 2 группы.

Назовите типы семей: в зависимости от структуры родственных связей

Определите тип представленной семьи по данному критерию.


Вопросы для 3 группы.


Назовите типы семей: в зависимости от критерия семейной власти

Определите тип представленной семьи по данному критерию.


Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.

(Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами кейса, мы выделили следующие типы семьи по такому-то признаку ………….перечислите их. )

Решение проблемной ситуации.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Прием: игра «да-нет-ка». Предлагается список утверждений, с которыми ученики могут согласиться или нет, а также обосновать свой ответ.

Да – сесть, НЕТ- встать.

  1. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правой ответственностью. (Да)

  2. Среди моделей современной семьи преобладает полная семья, нуклеарного типа. (Да)

  3. В современном обществе снижается число разводов. (Нет)

  4. Одной из тенденций современной семьи является снижение брачного возраста вступающих в брак. (Нет)

  5. Для современного общества характерна семья с либеральным характером отношений.(Да)

  6. Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.(Да)

  7. Официально государством признается все виды брака. (Нет).









РАБОТА С ТРЕТЬИМ КЕЙСОМ.

Каждая группа решает свои ситуации (под своим номером группы). Анализирует, какую функцию семьи демонстрирует каждая ситуация. Заносит результат в ментальную карту и представляет информацию для других групп.

Представление результатов работы с кейсом. Заполнение соответствующей части ментальной карты.

Начните выступление словами: «Познакомившись с материалами учебника, мы выделили следующие функции современной семьи: перечислите их. Наиболее важной для общества мы считаем (назовите), потому что... Например...»

Решение проблемной ситуации.



-А теперь ребята, давайте сделаем выводы. Вернемся к цели нашего урока (семья - социальный институт). Вспомним еще раз признаки социального института и ответим на вопрос: (СЛАЙД)

-Можно ли семью назвать социальным институтом?

ЗАДАНИЕ. Каждая группа назовет признак семьи как социального института и продемонстрирует его примерами.

Ответы детей:

Назовите и проиллюстрируйте три признака социального института на примере семьи.


Могут быть названы и проиллюстрированы примерами признаки:

1) удовлетворяет фундаментальные (основополагающие) потребности человека (потребность в создании семьи)

2) наличие правил, регулирующих семейные отношения (например, Семейный кодекс РФ);

3) наличие важных общественных функции, (например, репродуктивная, хозяйственно-экономическая, эмоционально-психологическая, первичной социализации).

4) ) наличие ролевой системы: определены основные роли и их иерархия (например, муж, жена, сын);







ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ИЛИ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ?(СЛАЙД)

Возьмите лист с заданием, подпишите свою работу и выполните задания.

(на оценку)

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

 

«По клас­си­че­ско­му определению, ________(А) – это со­об­ще­ство людей, ос­но­ван­ное на супружестве, сов­мест­ном ве­де­нии хозяйства, мо­раль­ной ________(Б) и ду­хов­ной привязанности. Она вы­пол­ня­ет целый ком­плекс важ­ней­ших для су­ще­ство­ва­ния об­ще­ства функций: ________(В) людей; пе­ре­да­чу из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных ________(Г), установок, знаний. Также к её ос­нов­ным функ­ци­ям от­но­сит­ся ор­га­ни­за­ция до­маш­не­го хозяйства. Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­аль­ный ________(Д). Члены семьи ока­зы­ва­ют друг другу эмо­ци­о­наль­ную поддержку. Ос­но­вой нук­ле­ар­ной семьи яв­ля­ет­ся ________(Е) – санк­ци­о­ни­ро­ван­ная и ре­гу­ли­ру­е­мая го­су­дар­ством форма вза­и­мо­от­но­ше­ний между муж­чи­ной и женщиной, опре­де­ля­ю­щая их права и обязанности».

 

Пропущенные элементы:

1) брак

2) контроль

3) институт

4) взаимоответственность

5) норма

6) семья

7) мобильность

8) супружество

9) репродукция

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Единственно воз­мож­ным правильным ва­ри­ан­том является: 6, 4, 9, 5, 2, 1.



 



У каждого из вас шляпа определенного цвета.

Метод шести ( у нас трех) шляп.

Каждый выбирает себе одну шляпу по желанию.

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. Назовите факты по данной теме.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут обрисовывают только положительные моменты темы.

  • Зеленая -символизирует  творческое начало и расцвет новых идей. Какие выводы можно сделать из всего того, что мы сегодня обсудили с вами?

(СЛАЙД)






РЕФЛЕКСИЯ.

Пятиминутное эссе по готовым фразам. (СЛАЙД).

«Незаконченные предложения»

Учащимся в конце урока предлагается закончить предложения, которые записаны на доске или раздаются учащимся на листах:

Тема урока мне показалась…

Мне было легче всего…

Я столкнулась с проблемой…

Я научилась хорошо делать…

Мне было трудно выполнить…

В следующий раз я бы ответила (сделала) по-другому…

Мне лучше всего запомнилось…

Но я так и не получила ответ на вопрос…






Домашнее задание:

1.План по теме «Семья как социальный институт» (по критериям ЕГЭ)

2. Вопросы после 18 параграфа (1-6).

3.Мини – эссе «Что для тебя семья?»


Выставление оценок.



И последнее что мы должны сделать – вернуться к вашим sms- сообщениям.

Что кому ответили? Почему?


Сегодняшний урок я бы хотела закончить небольшим отрывком из стихотворения.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!



Спасибо за работу!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока "Семья как социальный институт"

Автор: Стулова Ольга Николаевна

Дата: 12.02.2019

Номер свидетельства: 499440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(15) "uroksiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295870"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок на тему "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(22) "uroknatiemusiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295866"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884183"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Семья как социальный институт. Конспект урока по обществознанию."
    ["seo_title"] => string(71) "siem_ia_kak_sotsial_nyi_institut_konspiekt_uroka_po_obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "427539"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504799187"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по обществознанию "Семья-ячейка общества" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siem-ia-iachieika-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "189570"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426955375"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА  «КОТЁНОК». 1 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-litieraturnogo-chtieniia-i-razvitiia-riechi-ieliena-alieksandrovna-blaginina-kotionok-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110577"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406254820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства