kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль государства в экономике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию 8 класс по теме: "Роль государства в экономике". 

Тип урока: 

 Комбинированный урок

 Краткое описание: 

В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования.

Для осуществления регулирующей роли государство использует различные рычаги воздействия на экономику.

Правовое регулирование направлено на упорядочение рыночных отношений. Особое место занимает антимонопольное законодательство, цель которого ограничить на рынке диктат монополистических объединений.

Другим рычагом регулирования экономики является система государственных заказов, закупки тех или иных товаров, которые позволяют увеличить спрос, т. е. расширить внутренний рынок.

Важнейшим рычагом является финансово—экономическое регулирование. Кредитно—денежная система является основным рычагом воздействия на экономику. Государство обеспечивает ее деньгами и контролирует их обращение в целях поддержания экономической стабильности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль государства в экономике.»

Класс: 

 8 класс

Предмет: 

 Обществознание

Тип урока: 

 Комбинированный урок

 Краткое описание: 

Урок обществознания в 8 классе на тему «Роль государства в экономике»

 

ТЕМА: «Роль государства в экономике».

 

ХОД УРОКА


Этап урока

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

2 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Настрой на урок.


Урок – это 2700 секунд, пусть полезной станет каждая!


  1. Актуализация знаний

4 мин

Работа с классом (на столе у каждого карточка, подписать фамилию, по ходу работы со слайдами вставлять слова)

Вставьте пропущенные слова:

Экономика – это , используемое людьми для обеспечения жизни.

Продукт труда, произведённый для продажи - … ;

Труд, … , капитал, предпринимательство, информация – это … ;

… - это ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала и подтверждающая право на получение части прибыли предприятия.

Верны ли суждения о предпринимательской деятельности: а) предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку; б) предпринимательская деятельность всегда позволяет человеку повысить свои доходы

Верны ли суждения о малом предпринимательстве: а) малое предпринимательство позволяет исключить риск банкротства; б) малое предпринимательство имеет незначительные расходы на аппарат управления

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «юридическое лицо».

Товарищество, индивидуальный предприниматель, акционерное общество, потребительский кооператив.

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. Напротив каждого названного в столбце экономического фактора вам надо поставить крестик в том месте, которое укажет, к какому виду ресурсов он относится.

 

Земля

Труд

Капитал

Управление

Деньги

 




Наёмный работник

 




Пашня





Станки





Машинист

электровоза





Акции





Принятие решений





Горная река


 

 

 

 


Работа со слайдами

  1. Определение темы урока

3 мин

Вопрос классу:

- Можете ли Вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы устанавливаются самими участниками?

В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стоны – арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры.

- А кто может выступить в роли независимого арбитра в условиях рынка? Безусловно, что должны быть установлены и соблюдены законы, правила, предписания, которые бы регулировали деятельность рынка и взаимные обязательства его участников. А устанавливать законы имеет право только государство.

- Так какая же тема урока из этого следует?

Слайд РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ.


  1. План изучения нового материала

1 мин

Слайд

План .

  1. Зачем экономике государство.

  2. Налоговая система.

  3. Способы воздействия на экономику и население.



Эпиграф: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Аристотель



  1. Работа в группах - парах

7 мин

Итак, вмешиваясь в экономику, государство компенсирует несостоятельность рынка и выполняет ряд функций. Каких? Попробуйте определить их самостоятельно в группах, анализируя предложенные экономические ситуацию.




Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и тд.


Самостоятельно в группах анализируют экономические

ситуации .

Называют экономические функции, государства. Комментируют.

Записывают их в тетради. (приложение)


  1. Мотивация к учебной деятельности

3 мин

На слайде фотографии: «Шляпа», «Окно», «Борода», «Труба».

Скажите, что объединяет эти предметы между собой.

Из истории налогов

В 1783 году в Великобритании премьер-министр с целью пополнить бюджет ввел налог на мужские шляпы. Так, продавцы данного типа головных уборов были вынуждены выплачивать по 2 фунта в год, если они работали в столице, и 5 шиллингов, если в других городах страны. Шляпа, за которую был выплачен налог, помечалась специальным штампом на подкладке. В 1811 году налог был отменен.

Налог на окна представлял собой налог на стекло и стал важной социальной, культурной и архитектурной движущей силой в Англии и Шотландии, а потом во всей Великобритании в 17-18 вв. Показательно, что некоторые строения того периода имеют окна, заложенные кирпичами. Производство стекла тогда было дорогим, и использование его для окон и других целей из-за стало практически невозможным. Налог на окна, введенный в 1696 году королем Уильямом III, фактически был задуман как налог на богатство, но потом стало обычным механизмом получения дохода на прибыль.

Налог на бороду был введен Петром Первым в 1689 году. При этом было четкое разделение типов бород – купеческая, боярская, крестьянская и прочие. Крестьянин мог носить бороду бесплатно только у себя в деревне, но при въезде в город платил 1 копейку.

В 1660 году в Англии был принят налог на трубы. Население после этого начало хитрить, разбирая свои печные трубы и тайно пользуясь соседскими, или совместно используя одну трубу на несколько комнат.


Странные налоги существуют и сейчас: так туристы, приезжающие на Балеарские острова должны заплатить 1 €/день за «пользование Солнцем», с 1993 г. в Венеции владельцы зданий обязаны платить налог на тень, с 2005 года в штате Арканзас существует налог на татуировки, также в США существует специальный налог за незаконную торговлю наркотиками.

Так что же такое налоги, какие они бывают и для чего они нужны.


Ответ учащихся: Они облагались налогом


Слушают, задают вопросы.





























  1. Изучение нового материала

10 мин

Государственная власть во все времена нуждалась в средствах на свое содержание. Методы и формы привлечения этих средств изменялись в процессе развития общества. Так в древнем мире, когда в казне заканчивались деньги, правители затевали войны, и, в случае победы, налагали по проигравшего либо разовую контрибуцию, либо постоянную дань.

С развитием цивилизации государства научились защищать себя от набегов врагов, создавая регулярные армии. Для содержания армии требовались регулярные платежи, которые взымались с народа. Таким образом, налоговая система начала свое существование с развитием государства, в частности с обеспечения военных расходов.



История налогов




Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, что такое налог.

Налогиэто обязательные безвозмездные платежи в государственный и местный бюджет, осуществляемый физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Налоги являются главным источником богатства государства, но кроме этого они выполняют еще несколько функций.






Функции налогов

1

ФИСКАЛЬНАЯ





Формирование доходной части государственного бюджета






2

РЕГУЛИРУЮЩАЯ





Стимулирование или дестимулирование деятельности отдельных субъектов экономики.






3

КОНТРОЛЬНАЯ





Контроль деятельности фирм, учет дохода граждан






4

СОЦИАЛЬНАЯ





Сглаживание социального неравенства в обществе






5

ПООЩРИТЕЛЬНАЯ





Признание государством особых заслуг определенных категорий граждан.









Записывают в тетрадь: «Начало налоговой системы – развитие государства и увеличение военных расходов»





















Формулируют и записывают определение.





Записывают схему в тетрадь, делают пояснения.

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

5 мин

Подумайте с какими функциями налога связаны следующие высказывания:

  • «Деньги не пахнут» (римский император Веспасиан)

  • «При любом правительстве самые надежные данные – налоговые» (фильм «V значит Вендетта»)

  • «Смерть — самый удобный момент взять налог с богача» (премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж Дэвид)

  • Заплати налоги и живи спокойно,

На эти деньги продолжают войны.(текст песни Lumen – государство)

  • А еще они хотят освобождения от уплаты налогов. Навсегда.(фильм «Армагеддон»)


Отвечают на вопросы

Фискальная функция

Контрольная функция


Контрольная функция



Фискальная функция


Поощрительная функция

  1. Продолжение изучение нового материала

5 мин

Виды налогов


Налоги

Прямые

Косвенные

У мамы из зарплаты вычли подоходный налог.

Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.

Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.

Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.

Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству.

При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом.

Мой брат выиграл в лотерею, при получении выигрыша заплатил налог государству.




  1. Продолжение изучение нового материала


На вооружении у государства четыре способа воздействия на экономику и население:

  1. Убеждение (используется для предотвращения такого поведения, которое наносит вред другим членам общества – не мусорить, не повышать цены в период кризиса)

  2. Налогообложение (используется для ограничения побочных последствий от деятельности промышленности и бизнеса, правительство может повысить налоги тем, спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу. Таким образом оно поощряет предприятия совершенствовать очистительные сооружения).

  3. Льготы (даются тем компаниям, которые держат производство в идеальном состоянии).

  4. Регулирование (осуществляется при помощи стандартов безопасности, законов, запретов – стандарт в продуктах, чтобы не отравились люди, запрет сжигания мусора в городе).

Какой из них вам кажется наиболее действенным?

















Ответы учащихся (работает все вместе, комплекс мер)

  1. Домашнее задание

2 мин

§ 14 Найти из истории примеры разнообразных налогов в России в 19 веке


  1. Рефлексия

2 мин

Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

На столах у вас лежат листы самоконтроля. Пожалуйста, заполните их.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок мне показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/устал

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

7. Домашнее задание мне

кажется лёгким/трудным

интересно/не интересно

Ответы учащихся

Приложение

Задания группам

(каждой микрогруппе дается задание определить на основе текста одну из функций)

1.Проанализировать данную экономическую ситуацию.

2.Назвать функцию государства, вытекающую из данной экономической ситуации.

(В заданиях функция не указывается.)

Стабилизационная функция.

1.Вам уже известно, что в одни периоды производство, доходы и расходы снижаются, растёт безработица. В другие периоды чрезмерный рост объёмов производства, доходов и расходов приводит к инфляции (резко увеличивая уровни цен.)

Подобные нестабильные подъёмы и спады в экономике приводят к жизненным тяготам, а также взлётам и падениям уровня жизни.

В 1936 г. британский экономист Джон Мейнард Кейнс опубликовал книгу «Общая теория», в которой приводятся доводы в пользу того, чтобы государство использовало свои возможности по налогообложению и по расходованию средств для компенсирования изменений в расходах бизнес – фирм и потребителей и тем самым для сглаживания экономических циклов и стимулирования экономического роста.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.

Поддержание конкуренции.

Из материалов газеты «Буденновск сегодня»

А) «Местная власть поддерживает буденновских товаропроизводителей» ( заголовок)

Б) «… В течение 2010 – 2012г. в Буденновском районе открыты новые мини- заводы по переработке местной сельхозпродукции: молока, мяса, зерна. Разнообразные, высококачественные и не столь дорогие продукты питания составляют серьёзную конкуренцию импортным продуктам на местном рынке»

В) На территории Буденновской администрации созданы частные коммерческие учреждения по продаже промышленных и продовольственных товаров и оказанию услуг населению, а, именно, ЧП Ивановой Л.П., ЧП «Кудьма», ЧП Мысляковой О.В. и др.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.



Перераспределение доходов

«Государство во Франции устанавливает более высокие ставки налогов для богатых, чем для бедных, из государственного бюджета оказывает социальную помощь находящимся на иждивении детям и детям-сиротам, инвалидам, выплачивает пенсии гражданам»

«Государство осуществляет трансфертные платежи – безвозмездные выплаты соответствующим категориям граждан»

Задание:

Сформулировать на основании текста функцию государства.



Производство общественных благ

С помощью налогов государство имеет возможность производить блага, которыми пользуются все граждане без исключения.

Действительно все блага, оплаченные бюджетом и государственное образование, и бесплатная медицина, и суды, и оборона, и прочие являются общественными, т.е равно доступными для всех жителей.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.

Корректировка внешних эффектов

Экономисты рассматривают загрязнение окружающей среды как результат несостоятельности рынка. В экономике загрязнение является примером « отрицательного внешнего эффекта». Отрицательный внешний эффекты имеют место тогда, когда производство или потребление какого-либо товара или услуги оказывает нежелательное воздействие на людей, не участвующих непосредственно в соответствующем обмене на рынке. Многие экономисты предлагают: вместо того, чтобы пытаться контролировать загрязнение с помощью запретов, следует создать систему финансовых стимулов ( в виде налогов , субсидий, прав на загрязнение), которые могли бы стать объектом купли –продажи на рынке.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.



Законодательная

Можете ли Вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы устанавливаются самими участниками? В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стоны – арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. А кто может выступить в роли независимого арбитра в условиях рынка? Безусловно, что должны быть установлены и соблюдены законы, правила, предписания, которые бы регулировали деятельность рынка и взаимные обязательства его участников.

Федеральные законы « О собственности» , «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей» -всё это правила игры на рынках.

Задание: сформулируйте на основании текста функцию государства.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль государства в экономике.

Автор: Донскова Ирина Анатольевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку обществознания по теме  "Роль государства в экономике""
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-rol-ghosudarstva-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "314789"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459771867"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "тема "Роль государства в экономике" 8 кл"
    ["seo_title"] => string(34) "tiemarolghosudarstvavekonomikie8kl"
    ["file_id"] => string(6) "317608"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "тема "Роль государства в экономике" 8 кл"
    ["seo_title"] => string(35) "tiemarolghosudarstvavekonomikie8kl1"
    ["file_id"] => string(6) "317609"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Роль государства в экономике"  урок обществознания для 8 кл с участием детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(78) "rolghosudarstvavekonomikieurokobshchiestvoznaniiadlia8klsuchastiiemdietieisovz"
    ["file_id"] => string(6) "317611"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398674"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Роль государства в экономике "
    ["seo_title"] => string(29) "rol-ghosudarstva-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "117101"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412699218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства