kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство. 1.14

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство. 1.14 »

1.14 Искусство. Богбаз10, §11, 113 – 119; Богпроф11, §34. Никитин10-11, 161 – 162. 

14.1Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.

Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве. 

Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. 

Прекрасное – высшая степень красоты. Противоположностью красоты является безобразное.

14.2. Сущность искусства (точки зрения): 

1) подражание, отражение природы; 2) самовыражение автора; 3) замкнутая или автономная сфера деятельности, способ связи с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов). 

14.3. Особенности искусства:

1) чувственное восприятие окружающего мира; 2) субъективность; 3) образность. 4) законченность авторских произведений.

Художественный образ – рождённое воображением художника индивидуальное восприятие мира. 

14.4. Происхождение искусства: 

1) биологизаторская концепция; 2) игровая теория; 3) магическая теория; 4) трудовая теория.

1.5. Функции искусства: 

1) эстетическая; 2) познавательная;3) коммуникативная; 4) гедонистическая (наслаждение); 5) эвристическая (творческая); 6) катарсическая («очищающая»); 7) социально-организующая; 8) воспитательная.

14.6. Виды искусства. 

по материалу, в котором реализуются художественные образы

1) аудиальные (звук в музыке); 

2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре); 

3) словесные (художественная литература, проза, поэзия); 

4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).

пространство и время

1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. 

2) Временные (динамические) виды: литература, музыка. 

3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада.

14.7. Жанры искусства. 

     Жанр (от франц. Genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:

     1) общим кругом тем или предметов изображения;

     2) авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж;

     3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

     В изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.

В литературе также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам).

14.8 Направления и стили. 

Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. 

Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

14.9. Современные тенденции развития искусства:

     1) появление полифонических и синтетических жанров; 2) технизация; 3) рост влияния массовой культуры; 4) прекрасное уступает место шок-ценностям.

14.9.1. Полифония  – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо: музыкальный фильм, симфония-балет, мюзикл, шоу показа одежды и т.п.

Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое

Эклектика – беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п.

Китч ( Кич ) (нем. Kitsch ) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

14.9.4. В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план.

Место прекрасного занимают шок-ценности – новизна, интенсивность, необычность.

14.9.2. Технизация современного искусства проявляется в совершенствовании приёмов и технологий в разных видах искусства: от новых способов извлечения звука до рисования лазерным лучом на облаках.
14.9.3. Массовое искусство – художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.)


ПОДРОБНО

     

     14.1. Что такое искусство? 
     14.2. Сущность искусства.
     14.3. Особенности искусства.
     14.4. Происхождение искусства.
     14.5. Функции искусства.
     14.6. Виды искусства. 
     14.7. Жанры искусства. 
     14.8. Направления и стили искусства. 
     14.9. Современные тенденции развития искусства. 

     16.1Что такое искусство
     16.1.1. Искусство – 1) это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.; 2) духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
     Эстетика (от греч. Aisthetikos – чувствительный) – учение об искусстве и художественном творчестве.

     Эстетика изучает:

     1) отношение искусства к действительности;

     2) сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве;

     3) законы развития искусства;

     4) идейное содержание и художественные формы искусства.
     16.1.2. Эстетическое и художественное.
     Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетическое начало присутствует в деятельности учёного, социально-преобразовательной деятельности, в быту, в спорте и т.п. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности, искусство создаёт особую реальность – художественную, в которой эстетическое освоение мира отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности.
     16.1.3. Что такое красота
     Красота – совершенство, гармония, которая вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. «Красота» является важнейшей категорией культуры. Понятие красоты близко к понятию прекрасного, с той лишь разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Противоположностью красоты является безобразное.
     1) Прекрасное – воплощение Бога (ПлатонФома АквинскийГегель). 
     2) Прекрасное – гармоническкя соразмерность.
     Альберти: «Красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей…, такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».
     3) Прекрасное есть источник чувственного наслаждения.
     16.2Сущность искусства.  
     16.2.1. Искусство как подражание, отражение природы (Платон, Аристотель). 
     Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание подражанию. 
     Платон допускал существование искусства в идеальном государстве, подчиняя, однако, его социальные функции государству. Искусство должно служить укреплению могущества государства и развитию религии.
     16.2.2. Искусство как самовыражение автора.
     Руссо считал, что искусство не описание внешнего мира, а прежде всего выражение человеческих страстей и эмоций. Последователи Руссо в Германии Гердер (1744 – 1803) и поэт Гёте считали целью искусства изображение внутреннего мира человека.  
     16.2.3. Знаково – символическая концепция искусства рассматривает его как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром (иконопись, поэзия символистов).  
     16.3Особенности искусства.
     1) Чувственное восприятие окружающего мира.
     Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём».
     2) Субъективность.
     Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.
     3) Образность.
     Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.
     Художественный образ – 1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности; 2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника. 
     В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.

     Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического.
     4) Законченность авторских произведений.
     Если наука, религия, мораль являются плодом долголетних коллективных усилий, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор.  
     16.4Происхождение искусства
     1) биологизаторская концепция (Дарвин) усматривает исток искусства в потребности привлечь внимание живого существа противоположного пола, всячески украшая себя; 
     2) игровая теория причины искусства видит в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости «тренировки» для усвоения социальных ролей; 
     3) магическая теория считает искусство формой различных видов магии; 
     4) трудовая теория утверждает, что искусство – «дитя труда», а не игры; полезные качества предметов становятся объектом художественного наслаждения.
     16.5Функции искусства:

     1) эстетическая;

     2) познавательная;

     3) коммуникативная;

     4) гедонистическая (наслаждение);

     5) эвристическая (творческая);

     6) катарсическая («очищающая»);

     7) социально-организующая;

     8) воспитательная;

     9) игровая;

     10) компенсаторная;

     11) предвосхищение, предсказание.
     !!! Специфика искусства как формы познания:

     1) образность и наглядность (художественный образ играет ту же роль, что и понятие в науке);

     2) способы воспроизведения действительности, а также средства создания образов (слово, звук, цвет);

     3) значительная роль воображения и фантазии познающего субъекта.  
     Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.  
    16.6Виды искусства.  
     16.6.1. (по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы):

     1) аудиальные (звук в музыке);

     2) визуальные (линии и цвет в живописи, камень, металл и форма в скульптуре и архитектуре);

     3) словесные (художественная литература, проза, поэзия);

     4) синтетические (сценические искусства, экранные искусства, актёрская игра).
     16.6.2. Шеллинг:
     1) реальные (музыка, живопись, архитектура, скульптура) и 2) идеальные (литература и поэзия). 
     16.6.3. (пространство и время): 
     1) Пространственные (пластические) виды: архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. Существенным в раскрытии художественного замысла является пространственное построение объектов. 
      2) Временные (динамические) виды: литература, музыка. Основой этих видов искусства является разворачивающаяся во времени композиция.  
      3) Пространственно-динамические (синтетические, зрелищные): театр, цирк, балет, кино, эстрада (светомузыка Скрябина).
     16.7Жанры искусства
     В каждом виде искусства сложилась своя система жанров.
     Жанр (от франц. Genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:

     1) общим кругом тем или предметов изображения;

     2) авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж;

     3) способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика. 
     Каждый вид искусства имеет свою систему жанров.

     В изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д.

     В литературе также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам).

     В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения. 
     16.8Направления и стили в искусстве
     Стиль (от греческого stylos – остроконечная палочка для письма по воску, манера письма) – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. 
     Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм).
     Художественное направление – принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени. 
     Особенности художественного направления:

     1) творческий метод;

     2) системы средств выразительности;

     3) открытость/замкнутость художественного текста;

     4) своеобразие стилевых манер. 
     В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.
     16.9Современные тенденции развития искусства:

     1) появление полифонических и синтетических жанров;

     2) технизация;

     3) рост влияния массовой культуры;

     4) прекрасное уступает место шок-ценностям.
     16.9.1. Полифония (от греч. poly много и phone звук) – многоголосие, многозвучие; взаимодействие между составными частями чего-либо.
     Полифония современного искусства выражается в комбинировании, смешении разных видов и стилей в искусстве, чтобы достичь ещё большего воздействия на человека. Появляются синтетические жанры искусства: музыкальный фильм, симфония-балет, мюзикл, шоу показа модной одежды и т.п. Появляются новые изобразительные средства: художественные конструирование, свето- и цветомузыка, компьютерная графика.
     Полифония видов, стилей, направлений искусства ведёт либо к высокому синтезу, либо к эклектическому смешению.  
     Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. 
     Театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства по своей природе синтетичны, они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора.
     Синтез может осуществляться на разных уровнях: внутри вида искусства (например, использование методов документального кино – хроники, репортажа и т. д. – в игровом фильме) и между искусствами (например, введение кинематографического изображения в театральное действие). Различным может быть соотношение между участвующими в синтезе искусствами. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура подчиняет себе скульптуру и живопись. Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (во многих сооружениях 20 в.).
     Задачи формирования цельного, гармонически развитого человека, выдвинутые Гёте, Шиллером преломились в проблему создания синтетических произведений искусства, которые образуют «оазисы красоты», противостоящие буржуазному практицизму и бездуховности. С этими представлениями был связан интерес к музыкальной драме, способной заменить религиозный ритуал (Рихард Вагнер). Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (Вяч. И. Иванов). 
     Эклектика (от греч. eklego – выбирать, собирать) – беспринципный принцип сочетания несочетаемых явлений, понятий, черт, элементов и т. п. компонентов в нечто, с позиций классического мышления не признаваемое за целостность или единство.

     Эклектика, или эклектизм, как способ мышления, писания, создания произведений искусства, характерна для переходных этапов в истории культуры, когда внутри старой культуры, миновавшей свой апогей, клонящейся к закату и угасающей, возникают диссонирующие с ней (или отрицающие ее) черты и элементы; когда еще не набравшее силы новое почти хаотически перемешивается со старым.
     16.9.2. Технизация современного искусства проявляется в совершенствовании приёмов и технологий в разных видах искусства: от новых способов извлечения звука до рисования лазерным лучом на облаках.
     16.9.3. Массовое искусство – понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя. 
     Китч ( Кич ) (нем. Kitsch – халтура, удешевлять, англ. for kitschen – для кухни) – специфическое явление массовой культуры, имитирующее искусство, но лишенное его художественной ценности.

     Широкая коммерциализация сферы потребления вызвала в 20 в. появление массовой продукции, рассчитанной на широкий и быстро меняющийся покупательский спрос. Китч проник буквально во все сферы культуры: от создания комиксов до имитации уникальных произведений и изделий искусства, сформировав в массовом масштабе определенные вкусы и ориентации. 
     16.9.4. В современном искусстве модернизма и постмодернизма красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями – новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства !!! не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Искусство. 1.14

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Планирование по изобразительному искусству 1 класс. "
    ["seo_title"] => string(52) "planirovaniie-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153383"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420998344"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУСТВО. СЕМЬЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ "
    ["seo_title"] => string(62) "izobrazitiel-noie-iskustvo-siem-ia-prostranstviennykh-iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "157392"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421589683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(100) "stat_ia_diekorativno_prikladnoie_iskusstvo_kak_sriedstvo_estietichieskogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "349777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476645682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по изобразительному искусству  5 – 7  классы "
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-programma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "186863"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426427907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства