Просмотр содержимого документа
«Интеллигентность как условие развития личности и общества»
Конспект открытого урока Предмет: обществознание Класс: 8 Тема урока: «Интеллигентность как условие развития личности и общества»
Конспект открытого урока
Предмет: обществознание
Класс: 8
Тема урока: «Интеллигентность как условие развития личности и общества»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок–размышление.
Цели урока:
Образовательная – способствовать формированию представлений учащихся об нтеллигентности как совокупности умственных и этических достоинств человека, выражающих высокий уровень интеллектуального развития и нравственной культуры.
Развивающая – способствовать развитию критического мышления учащихся, формировать их информационную грамотность, навыки монологической и диалогической речи, развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
Воспитательная – формировать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, воспитывать гражданственность и социальную ответственность школьников, чувства сопричастности к решению проблем, существующих в современном обществе, прививать школьникам навыки просоциального поведения.
Оборудование урока:
Меловая доска
Компьютер
Экран, проектор
Папка с раздаточным материалом для каждого учащегося
Набор цветных карандашей
Листы бумаги формата А-4 для каждого учащегося
I этап урока: стадия ВЫЗОВА.
Учитель: Добрый день, ребята!
Напомню вам, что центральным объектом обществоведческих дисциплин, с которыми мы знакомимся на уроках, является человек, личность. Именно от человека, от его поведения во многом зависит, каким будет то общество, в котором он живёт и будет ли что людям передать в наследство потомкам. Наверное, нет на свете труднее вопроса: «Каким должен быть человек?» Каждая эпоха предъявляла к личности свои требования. Были времена, когда высоко ценились такие качества, как доброта, порядочность, гуманность, патриотичность, самопожертвование. Сегодня к числу человеческих добродетелей всё чаще относят целеустремлённость, предприимчивость, образованность, конкурентоспособность, прагматичность, успешность. Большой редкостью теперь является такая характеристика личности, как интеллигентность. Понятие это постепенно отступает, не выдерживая натиска брутальности и гламура. Всё меньше встречается людей интеллигентных вокруг, и как следствие этого, больше сломанных лифтов, изрисованных стен, нецензурных или просто грубых слов, обиженных людей.
Должен ли современный человек быть интеллигентным? Что может дать интеллигентность личности и обществу? Я предлагаю вам сегодня поразмышлять над этими вопросами.
Давайте вместе посмотрим фрагмент из к/ф А. Гайдая (демонстрируется видеоролик из к/ф «Операция Ы», серия «Напарник»)
Учитель: Кого из героев этого видеосюжета вы бы назвали интеллигентным человеком? В чём проявилась его интеллигентность?
Попробуем составить кластер понятия «Интеллигентность»:
Интеллигентность
Честность
Воспитанность
Доброта
Гуманность
Порядочность
Неравнодушие
Как вы убедились, сделать это без специальной подготовки непросто. Поэтому я предлагаю вам поработать с текстом «Что значит быть интеллигентным».
II этап урока: стадия ОСМЫСЛЕНИЯ проблемы.
Учитель: Внимательно прочтите текст, затем сформулируйте и запишите в таблицу «тонкие» и «толстые» вопросы и задайте их друг другу. (Можно напомнить ребятам, что «тонкие» вопросы предполагают краткий точный ответ, «толстые» вопросы рассчитаны на глубокий, развёрнутый ответ).
Ученики по группам задают друг другу вопросы и отвечают на них.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
От какого слова происходит понятие «интеллигент»?
Объясните, почему не все образованные люди обладают интеллигентностью?
Когда оно появилось в обиходе?
В чём, по мнению автора, заключаются секреты интеллигентности?
Кто ввёл его в разговорную речь?
Как интеллигентный человек должен относиться к окружающим его людям?
Кого первоначально называли интеллигентами?
Почему автор говорит, что быть интеллигентным непросто?
Совпадают ли понятие «образованность» и «интеллигентность»?
Что труднее для человека: принадлежать к интеллигенции или быть интеллигентным?
Учитель: Спасибо за работу!
Проблема, которую мы затронули, давно интересует психологов, педагогов, писателей. Среди людей, исследующих её, были такие известные учёные, как Юрий Михайлович Лотман, Игорь Васильевич Бестужев-Лада, Дмитрий Сергеевич Лихачёв. На уроке мы рассмотрим идеи Д. С. Лихачёва, изложенные в его книге «Письма о добром и прекрасном». Прежде чем обратиться к одному из его писем, давайте познакомимся с биографией этого замечательного человека. Слушая доклад, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему Д.С. Лихачёва интересовала проблема формирования интеллигентности? Справедливо ли то, что и современники, и потомки называли его « совестью нации?»
Далее звучит сообщение о Д.С. Лихачёве, предварительно подготовленное ученицей.
Учитель: Итак, вернёмсяк заданному ранее вопросу: «Почему Д.С. Лихачёва интересовала проблема формирования интеллигентности? Справедливо ли то, что и современники, и потомки называли его «совестью нации»?
Примерные ответы учащихся:
Д.С. Лихачёв сам был интеллигентным человеком в полном смысле этого слова, он хорошо понимал, какую важную роль играют такие люди в обществе.
Для Лихачёва духовные ценности всегда были выше материальных
Он стойко пережил все выпавшие на его долю испытания, не потерял интереса к жизни и к науке
Занимал активную гражданскую позицию, пытался разрешить волновавшие его социально значимые проблемы – охраны природы, памятников истории и культуры, сохранения исторической памяти
Напряжённо трудился для того, чтобы донести до народа сокровища древнерусской литературы
Учитель: А теперь узнаем, что писал Д.С. Лихачёв об интеллигентности в своём письме «Человек должен быть интеллигентен», адресованному вам, молодому поколению. При чтении используем приём insert (чтение с пометками). Цветными карандашами на полях текста ставим знаки:
— я это знал
+ — новое для меня
- — думал иначе
? — непонятно, нужно разобраться
Учитель: организует обсуждение текста:
Какие мысли автора показались вам знакомыми?
Что нового для себя нашли вы в Письме?
С какими мыслями автора вы не согласны и думаете иначе?
Что показалось вам непонятным?
Что, по мнению автора, главное в структуре личности интеллигентного человека – знания или восприимчивость к интеллектуальным ценностям?
Примерный ответ: главное – восприимчивость к интеллектуальным ценностям, которая предполагает:
Любовь к приобретению знаний;
Интерес к истории;
Эстетическое чутьё;
Умение восхищаться красотой природы;
Умение понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение;
Умение незаметно помочь другому человеку;
Не проявлять грубости, равнодушия, злорадства, зависти
Умение оценить другого человека по достоинству;
Проявлять уважение к культуре прошлого;
Ответственность в решении нравственных вопросов;
Богатство и точность разговорного и письменного языка.
Учитель: Как вы думаете, какова главная мысль этого письма?
Примерный ответ учащихся: Главная идея этого письма: социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему. Автор ставил своей целью призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью.
Учитель: Ребята! Мы сегодня очень много работаем с текстом, ваши глаза устали. Давайте снимем напряжение и выполним комплекс упражнений для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 3 раза.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 раза.
В среднем темпе проделать 3 - круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 5. Повторять 1 - 2 раза.
Учитель: Хочу обратить ваше внимание на слова Лихачёва о том, что качества интеллигентности человек должен в себе развивать и тренировать. Тренировать душевные силы так, как тренируют физические. Интересные мысли по этому поводу мы можем найти у А.П. Чехова в его переписке с братом. Читаем письмо и заполняем двухчастный дневник.
Цитата
Почему эта цитата привлекла ваше внимание
Воспитанные люди болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи как огня
Из уважения к чужим ушам они чаще молчат
Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними
Их не занимают такие фальшивые бриллианты. как знакомство со знаменитостями
Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки…Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную
Они воспитывают в себе эстетику
Учитель: Хорошо, молодцы!
А.П. Чехова, автора этих замечательных цитат, также считают одним из истинных русских интеллигентов. И внешним видом, и своей глубокой внутренней сущностью он полностью соответствовал этому определению. Послушайте, какую характеристику дал ему художник К.А. Коровин: «Он был красавец. У него было большое красивое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты. Несмотря на его молодость, даже юность, в нём уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и поверить ему что- то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Прирождённая скромность, особая мера, даже застенчивость - всегда были в Антоне Павловиче».
А.П. Чехов, как писатель и врач, никогда не был равнодушен к тому, что происходило вокруг: предпринимал путешествие на Сахалин, где изучал жизнь каторжан и ссыльных, не только принимал больных, но участвовал в борьбе с эпидемией холеры, строил церкви и школы, организовывал помощь голодающим, принимал активное участие в развитии земской медицины, изыскивал средства для издания журнала «Хирургия» и газеты «Врач», был участником съезда московских земских врачей в 1895 году. Чехов А.П. настаивал на гуманной сущности медицинской профессии, призывал врачей к внимательному и терпимому обращению с пациентами. Будучи неизлечимо больным , за несколько месяцев до смерти он намеревался ехать в действующую армию на русско-японский фронт простым врачом. Благодаря Чехову в русской и мировой литературе возник литературный архетип интеллигента-врача, врача-гуманиста и подвижника. Образ русского интеллигента у многих ассоциируется именно с А.П.Чеховым. Кто не помнит его слова: ”В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
Эталоном интеллигентности в современной России считают и А.Д. Сахарова. Эта личность была многогранной - физик, академик АН СССР, один из создателей советской водородной бомбы, общественный деятель и правозащитник. Он пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, отмену смертной казни в СССР и в мире. Он был одним из создателей комитета «За права человека». Не боялся выступать с критикой в адрес властей. Его волновали общественно-политические проблемы, по которым он открыто высказывал своё мнение. Этот человек оставил богатейшее научное наследие – труды по физике элементарных частиц, космологии, физике плазмы, астрофизике, гравитации. Сегодня мы не можем обойтись без Интернета, а известно ли вам, что его появление ещё в 1974 году предсказал Сахаров?
Таким образом, мы видим, что усилиями интеллигентных людей на протяжении веков создаются добрые и умные книги, преумножаются полезные знания, сохраняются памятники прошлого, от тяжких болезней исцеляются люди, проводятся реформы. Благодаря этому наше общество развивается, прогрессирует.
III этап урока: стадия РЕФЛЕКСИИ
Учитель: Я надеюсь, что в процессе активной совместной работы вы расширили свои знания и представления об интеллигентности. Давайте вернёмся к нашему кластеру и попробуем его уточнить.
Учащиеся на листах бумаги формата А-4 создают новый, более полный кластер понятия «интеллигентность». Затем они предъявляют результаты своей работы.
Учитель: Итак, теперь мы можем дать полное определение понятия интеллигентности.
Интеллигентность - это совокупность умственных и этических достоинств человека, выражающая высокий уровень его интеллектуального развития и нравственной культуры и проявляющаяся в широте эрудиции, богатстве знаний и внутреннего мира.
Как бы вы ответили на вопросы, прозвучавшие в начале урока: «Должен ли современный человек быть интеллигентным? Что может дать интеллигентность личности и обществу?
Примерные ответы учащихся:
Современным людям очень не хватает интеллигентности. Именно поэтому в нашем обществе много разных проблем: люди не умеют вести себя в общественных местах, проявляют неуважение и грубость по отношению друг к другу, часто нарушают не только нормы морали, но и законы, нетерпимо относятся к представителям другой национальности. Если бы каждый из нас стал более воспитанным, интеллигентным, многих общественных проблем можно было бы избежать. Учитель:
Итак, общество бесспорно выигрывает от присутствия интеллигентных людей. Но какие преимущества даёт интеллигентность человеку?
Примерные ответы учащихся:
- интеллигентный человек сам постоянно развивается и способствует развитию других людей
- он неравнодушен к чужой беде
- он незаметно помогает людям
- он противостоит злу, грубости, хамству, наглости
- он продуцирует необходимые обществу творческие идеи
- своим примером он воспитывает окружающих людей
- он понимает, что такое общественное благо
Учитель: Итак, мы приходим к выводу, что интеллигентность является важнейшим условием развития, самосовершенствования и самого человека. А теперь попробуем составить синквейн на тему «Интеллигент». Посмотрите на экран. Вспомните правила составления синквейна:
1.Одно существительное или местоимение.
2.Два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства объекта.
3.Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.
4.Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
5.Одно слово, характеризующее суть объекта.
Учащиеся представляют результаты своей работы.
Учитель: Спасибо, ребята! В своих синквейнах вы привели много добрых хороших слов, с помощью которых выразили своё личное отношение к обсуждаемой проблеме. Я рада, что вы не остались равнодушными. Мне хочется, чтобы уходя сегодня с урока, вы запомнили одно: в нашей стране, где жили Достоевский, Толстой, Чехов, Лотман, Лихачёв, Сахаров и Солженицын велик ресурс интеллигентности, огромно её наследие. Только от нас с вами зависит, сможем ли мы осознать это и воспользоваться этим духовным богатством во благо себе и обществу. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор поможет вам найти приоритеты в жизни, построить программу самовоспитания и стать достойными людьми