Проблемно-развивающий урок комбинированного типа дает возможность расширить представления учащихся о роли государства в рыночной экономике , охарактеризовать его функции , методы и формы управления . Работа дает возможность выработать умения анализа сложной экономической информации , а также моделировать ситуации для закрепления основных понятий . Педагогические технологии позволяют донести сложный материал через наглядный и иллюстративный материал , сравнение различных точек зрения , решение практических задач . Технология сотрудничества позволяет развивать коммуникационные навыки и умения .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Государственное и рыночное регулирование »
Тема урока: Государственное и рыночное
регулирование экономики
Учебный предмет – «Обществознание»
Для учащихся 11 класса
Цели урока:
Образовательные: расширить представление учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества; охарактеризовать основные функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики.
Развивающие:развивать умения анализировать экономические меры и политику государственных органов, вырабатывать совместные решения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно работать с источниками, анализировать информацию.
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к своей стране; гордости за достижения в области экономики и сопричастности к своему будущему участию как молодого специалиста.
Оборудование: мультимедийный комплекс.
Основные понятия
и термины: государственный бюджет; денежно-кредитная (монетарная) политика; бюджетно-налоговая (фискальная) политика; налоги, трансферты, дефицит (профицит) государственного бюджета.
Тип урока: Проблемно-развивающий урок комбинированного типа.
Элементы педагогических технологий:
технология изучения справочной и научно-популярной литературы по теме;
технология подбора наглядного и иллюстративного материала;
технология сравнения различных точек зрения;
технология моделирования экономических ситуаций в виде ролевой игры;
технология работы с правовым документом;
технология проблемного обучения с индивидуальными заданиями;
технология работы в группах – коллективных способах обучения;
технология решения практических задач;
информационно-коммуникационные;
технология сотрудничества.
Афоризмы к уроку
1) «В мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и
налогов». (Б. Франклин)
«Государства и армии часто бывают подобны кораблям, которым мешают править их размеры». (Г. Гельвеций)
«Какое правительство лучше всего? То, которое учит нас управлять собой».
(И. Гёте)
Урок начинается с обсуждения с учащимися вопроса о роли государства в экономике. Высказывается 4 точки зрения.
План урока
1. Взаимосвязь рыночной экономики и государства.
2. Виды, формы и методы государственного регулирования экономики.
3. Кредитно-денежная политика.
4. Бюджетно-налоговое регулирование.
5. Подведение итогов и формирование основных выводов.
Предварительно проводится подготовительная работа – учащиеся получают задание (на выбор): изучить справочную, научно-популярную литературу по теме; выделить и определить необходимые понятия; подобрать наглядный и иллюстративный материал; оформить плакаты, записать афоризмы = эпиграфы к уроку.
государство должно иметь значительный государственный сектор, граждане – широкие частные возможности;
тип государства не имеет значения, нужен лидер, который будет проводить решительную политику;
в государстве должно быть централизованное управление экономикой;
необходимо минимальное вмешательство в экономику.
Преподаватель отмечает, что государство выполняет многочисленные функции. Все они тесно взаимосвязаны и во многом зависят от состояния экономики. Государство и рыночная экономика тесно взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут.
Работа в группах с выполнением определенных заданий: соотнести определения терминов «рынок» и «государство», используя слова – подсказки на карточках на столах.
Рынок – система отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями, возникающих при покупке и продаже товаров и услуг.
Государство = политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление, охрану экономической и социальной системы общества.
Идет обсуждение проблемы: взаимоотношений государства и рынка. В ходе этого заполняется таблица (выдвигая и обосновывая свои аргументы).
Выбираем государство
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Выбираем рынок
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Затем учащиеся выполняют следующее задание: выразить свое отношение к приведенным выше 4-м точкам зрения на взаимоотношения государства и рынка, опираясь на полученные ранее знания, материалы СМИ.
Преподаватель обобщает высказывания учащихся и отмечает, что государство - неотъемлемая часть любой хозяйственной системы; без регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики; экономическая политика государства направлена на повышение благосостояния людей, материальную поддержку незащищенных слоев населения, экономического подъема и стабильности общества.
Учащиеся, опираясь на материал учебника, выявляют основные экономические функции и задачи государства в рыночной экономике и конкретизируют их.
2й вопрос. Для современной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.
Методы
прямые
косвенные
а) выдача лицензий а) регулирование объемов
на деятельность; денег в обращении;
б) контроль цен и качества б) определение условий
продукции, доходов; предоставления кредитов;
в) различные формы в) политика в области налого-
государственного обложения, таможенных
финансирования секторов пошлин и т.п.
экономики, отраслей и
отдельных предприятий
(дотация, льготные кредиты
и налоговые льготы)
Группы получают задания:
В 1994 году государство снизило таможенные пошлины с 10 до 7 %.
Чем было вызвано это решение? К каким методам его можно отнести?
В 1998 году правительство России приняло решение предоставить колхозам отсрочку по долгам на 5 лет. Чем было вызвано это решение?
К каким методам государственного регулирования его можно отнести?
Два основных механизма косвенных методов государственного регулирования
экономики:
а) бюджетно-налоговая (фискальная)
б) денежно-кредитная (монетарная)
политики.
А. Б – Н (фискальная) - это политика государства в области налогового
обложения и государственных расходов.
Б. Д – К (монетарная) - проводимые правительством страны, государством меры,
определяющие величину денежного предложения, массу денег в стране,
системой, валютный курс, государственные валютные резервы.
Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей (включая государство) на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей.
3. Кредитно-денежная политика государства
Смоделируем типичную ситуацию. Допустим, государство Н. переживает период экономического спада. Для выхода из кризисной ситуации необходимо изменить экономическую политику. Вы – руководитель Центрального банка.
Вопросы:
Как изменение процентной ставки влияет на бизнес?
Как изменение нормы резервирования способствует улучшению экономической ситуации в стране?
Схема 1
Влияние изменения % ставки на бизнес
(1й вариант)
% ставка растет
Кредиты становятся более дорогими
Фирмы берут меньше кредитов
Денежная масса в обращении
уменьшается
(2й вариант)
% ставка падает
Кредиты становятся более дешевыми
Фирмы берут больше кредитов
Денежная масса в обращении
увеличивается
Схема 2
Влияние изменения нормы резервирования на бизнес
Норма резервирования увеличивается
Количество ссужаемых денег уменьшается
Фирмы берут меньше кредитов
Денежная масса в обращении уменьшается
Возможные варианты
В данной ситуации необходимо, во-первых, понизить % ставку за банковский кредит, сделав его «дешевым». Это позволит увеличить число заемщиков, , стимулируя их экономическую активность и способствует подъему производства.
Нужно уменьшить норму резервирования. Тогда объемы кредитования фирм увеличиваются, а их активная экономическая деятельность будет способствовать подъему производства.
4. Бюджетно-налоговое регулирование
Заслушивается сообщение об истории возникновения налогов.
Далее работа по группам.
1. На основе закона «Об основах налоговой системы РФ» охарактеризовать основные виды налогов в РФ.
2. Охарактеризовать основные принципы налогообложения в РФ.
Ответы:
Согласно закону существуют следующие виды налогов:
Прямые налогиКосвенные налоги
Налог на имущество Пошлины и сборы за
разрешение заниматься
определенной деятельностью
Подоходный налог с граждан Акцизы на отдельные виды
товаров
Налог на прибыль предприятий На добавленную стоимость
Социальные налоги предприятий На операции с ценными
бумагами
Налог на наследство Налоги и платежи за
пользование природными
ресурсами, налоги для
создания дорожных фондов
Основные принципы налогообложения:
налоги, сборы и пошлины вводятся и изменяются только органами
государственной власти;
налоговые платежи обратной силы не имеют;
все граждане и организации обязаны зарегистрироваться в органах
Государственной налоговой службы РФ;
налогами облагаются доходы, имущество, отдельные виды деятельности, в
результате которых их участники получают прибыль;
налог взимается только один раз за определенный период налогообложения;
в РФ взимают федеральные налоги, налоги республик, областей, краев,
автономных образований, а также местные налоги.
Преподаватель ставит перед учащимися проблемную задачу:
«Как повлияет на развитие рыночных отношений в стране снижение и повышение размера налога на доходы граждан и фирм на примере конкретных событий»?
В 1992 году в Верховном Совете РФ проходила дискуссия о размере нового налога на добавленную стоимость. Одни депутаты предлагали установить его в размере 28:, другие – 20%.
Вопрос: Какими аргументами могли пользоваться те и другие группы депутатов,
как могло повлиять на ситуацию в экономике введение налога в каждом из
указанных случаев?
В 1970 году в Швеции сумма налогов от стоимости годового производства товаров и услуг составила почти 31%, а в Японии – только 10,6 %.
В последующие 10 лет японская экономика ежегодно увеличивала производство товаров на 5,2%, а шведская – менее 2% в год.
Вопрос: Как это можно объяснить?
Далее идет работа по рассмотрению понятия «государственный бюджет».
Когда доходы равны расходам – это сбалансированный бюджет. Если доходы значительно превышают расходы, возникает профицит бюджета (положительное сальдо).
Сбой в собираемости доходов, появляется дефицит бюджета (отрицательное сальдо).
Вопрос: Что делать в случае возникновения дефицита бюджета? Сократить
расходы или выпустить новые денежные знаки (осуществить эмиссию)?
Группы получают задание: рассмотрите и обоснуйте логические цепочки последствий, связанных с устранением дефицита бюджета.
Дефицит бюджета – сокращение расходов, сокращение финансирования ряда сфер – падение уровня жизни – нарастание социальной напряженности.
Дефицит бюджета – выпуск денег – инфляция – рост цен – падение уровня жизни – социальная напряженность.
Подведение итогов урока
Анализируются ответы учащихся по заполненным таблицам «Выбираем государство», «Выбираем рынок».
ВЫВОД : Нельзя преувеличивать роль государства и недооценивать роль рынка. Мировая практика развитых стран подтверждает успешное функционирование «смешанной экономики», в которой действует одновременно рыночный механизм и государственное регулирование. Эффективное выполнение государством социально-экономических функций зависит от добросовестного выполнения гражданами своих обязанностей как налогоплательщиков.