kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Государственное и рыночное регулирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемно-развивающий урок комбинированного типа дает возможность расширить представления учащихся о роли государства в рыночной экономике , охарактеризовать его функции , методы и формы управления . Работа дает возможность выработать умения анализа сложной экономической информации , а также моделировать  ситуации для закрепления основных понятий . Педагогические технологии позволяют донести сложный материал через наглядный и иллюстративный материал , сравнение различных точек зрения , решение практических задач . Технология сотрудничества позволяет развивать коммуникационные навыки и умения .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Государственное и рыночное регулирование »

Тема урока: Государственное и рыночное

регулирование экономики


Учебный предмет – «Обществознание»

Для учащихся 11 класса


Цели урока:


Образовательные: расширить представление учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества; охарактеризовать основные функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики.


Развивающие: развивать умения анализировать экономические меры и политику государственных органов, вырабатывать совместные решения, аргументировано отстаивать свою точку зрения, самостоятельно работать с источниками, анализировать информацию.


Воспитательные: воспитывать чувство уважения к своей стране; гордости за достижения в области экономики и сопричастности к своему будущему участию как молодого специалиста.


Оборудование: мультимедийный комплекс.


Основные понятия

и термины: государственный бюджет; денежно-кредитная (монетарная) политика; бюджетно-налоговая (фискальная) политика; налоги, трансферты, дефицит (профицит) государственного бюджета.


Тип урока: Проблемно-развивающий урок комбинированного типа.


Элементы педагогических технологий:

  1. технология изучения справочной и научно-популярной литературы по теме;

  2. технология подбора наглядного и иллюстративного материала;

  3. технология сравнения различных точек зрения;

  4. технология моделирования экономических ситуаций в виде ролевой игры;

  5. технология работы с правовым документом;

  6. технология проблемного обучения с индивидуальными заданиями;

  7. технология работы в группах – коллективных способах обучения;

  8. технология решения практических задач;

  9. информационно-коммуникационные;

  10. технология сотрудничества.


Афоризмы к уроку


1) «В мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и

налогов». (Б. Франклин)


  1. «Государства и армии часто бывают подобны кораблям, которым мешают править их размеры». (Г. Гельвеций)


  1. «Какое правительство лучше всего? То, которое учит нас управлять собой».

(И. Гёте)


  1. Урок начинается с обсуждения с учащимися вопроса о роли государства в экономике. Высказывается 4 точки зрения.



План урока


1. Взаимосвязь рыночной экономики и государства.

2. Виды, формы и методы государственного регулирования экономики.

3. Кредитно-денежная политика.

4. Бюджетно-налоговое регулирование.

5. Подведение итогов и формирование основных выводов.


Предварительно проводится подготовительная работа – учащиеся получают задание (на выбор): изучить справочную, научно-популярную литературу по теме; выделить и определить необходимые понятия; подобрать наглядный и иллюстративный материал; оформить плакаты, записать афоризмы = эпиграфы к уроку.


  1. государство должно иметь значительный государственный сектор, граждане – широкие частные возможности;

  2. тип государства не имеет значения, нужен лидер, который будет проводить решительную политику;

  3. в государстве должно быть централизованное управление экономикой;

  4. необходимо минимальное вмешательство в экономику.


Преподаватель отмечает, что государство выполняет многочисленные функции. Все они тесно взаимосвязаны и во многом зависят от состояния экономики. Государство и рыночная экономика тесно взаимосвязаны и друг без друга существовать не могут.


Работа в группах с выполнением определенных заданий: соотнести определения терминов «рынок» и «государство», используя слова – подсказки на карточках на столах.

Рынок – система отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями, возникающих при покупке и продаже товаров и услуг.


Государство = политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление, охрану экономической и социальной системы общества.


Идет обсуждение проблемы: взаимоотношений государства и рынка. В ходе этого заполняется таблица (выдвигая и обосновывая свои аргументы).


Выбираем государство


Аргументы «за»

Аргументы «против»





Выбираем рынок


Аргументы «за»

Аргументы «против»




Затем учащиеся выполняют следующее задание: выразить свое отношение к приведенным выше 4-м точкам зрения на взаимоотношения государства и рынка, опираясь на полученные ранее знания, материалы СМИ.

Преподаватель обобщает высказывания учащихся и отмечает, что государство - неотъемлемая часть любой хозяйственной системы; без регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики; экономическая политика государства направлена на повышение благосостояния людей, материальную поддержку незащищенных слоев населения, экономического подъема и стабильности общества.

Учащиеся, опираясь на материал учебника, выявляют основные экономические функции и задачи государства в рыночной экономике и конкретизируют их.







2й вопрос. Для современной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.


Методы




прямые



косвенные

а) выдача лицензий а) регулирование объемов

на деятельность; денег в обращении;

б) контроль цен и качества б) определение условий

продукции, доходов; предоставления кредитов;

в) различные формы в) политика в области налого-

государственного обложения, таможенных

финансирования секторов пошлин и т.п.

экономики, отраслей и

отдельных предприятий

(дотация, льготные кредиты

и налоговые льготы)


Группы получают задания:


  1. В 1994 году государство снизило таможенные пошлины с 10 до 7 %.

Чем было вызвано это решение? К каким методам его можно отнести?


  1. В 1998 году правительство России приняло решение предоставить колхозам отсрочку по долгам на 5 лет. Чем было вызвано это решение?

К каким методам государственного регулирования его можно отнести?


Два основных механизма косвенных методов государственного регулирования

экономики:

а) бюджетно-налоговая (фискальная)

б) денежно-кредитная (монетарная)

политики.


А. Б – Н (фискальная) - это политика государства в области налогового

обложения и государственных расходов.


Б. Д – К (монетарная) - проводимые правительством страны, государством меры,

определяющие величину денежного предложения, массу денег в стране,

процентные ставки кредитования, объем кредитов, предоставляемых банковской

системой, валютный курс, государственные валютные резервы.

Совокупный спрос – общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей (включая государство) на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей.


3. Кредитно-денежная политика государства


Смоделируем типичную ситуацию. Допустим, государство Н. переживает период экономического спада. Для выхода из кризисной ситуации необходимо изменить экономическую политику. Вы – руководитель Центрального банка.


Вопросы:


  1. Как изменение процентной ставки влияет на бизнес?

  2. Как изменение нормы резервирования способствует улучшению экономической ситуации в стране?


Схема 1


Влияние изменения % ставки на бизнес


(1й вариант)

% ставка растет

Кредиты становятся более дорогими

Фирмы берут меньше кредитов

Денежная масса в обращении

уменьшается


(2й вариант)

% ставка падает

Кредиты становятся более дешевыми

Фирмы берут больше кредитов

Денежная масса в обращении

увеличивается


Схема 2


Влияние изменения нормы резервирования на бизнес


Норма резервирования увеличивается

Количество ссужаемых денег уменьшается

Фирмы берут меньше кредитов

Денежная масса в обращении уменьшается


Возможные варианты


  1. В данной ситуации необходимо, во-первых, понизить % ставку за банковский кредит, сделав его «дешевым». Это позволит увеличить число заемщиков, , стимулируя их экономическую активность и способствует подъему производства.

  2. Нужно уменьшить норму резервирования. Тогда объемы кредитования фирм увеличиваются, а их активная экономическая деятельность будет способствовать подъему производства.


4. Бюджетно-налоговое регулирование


Заслушивается сообщение об истории возникновения налогов.

Далее работа по группам.


1. На основе закона «Об основах налоговой системы РФ» охарактеризовать основные виды налогов в РФ.

2. Охарактеризовать основные принципы налогообложения в РФ.


Ответы:


  1. Согласно закону существуют следующие виды налогов:


Прямые налоги Косвенные налоги


Налог на имущество Пошлины и сборы за

разрешение заниматься

определенной деятельностью


Подоходный налог с граждан Акцизы на отдельные виды

товаров


Налог на прибыль предприятий На добавленную стоимость


Социальные налоги предприятий На операции с ценными

бумагами


Налог на наследство Налоги и платежи за

пользование природными

ресурсами, налоги для

создания дорожных фондов


Основные принципы налогообложения:

  • налоги, сборы и пошлины вводятся и изменяются только органами

государственной власти;

  • налоговые платежи обратной силы не имеют;

  • все граждане и организации обязаны зарегистрироваться в органах

Государственной налоговой службы РФ;

  • налогами облагаются доходы, имущество, отдельные виды деятельности, в

результате которых их участники получают прибыль;

  • налог взимается только один раз за определенный период налогообложения;

  • в РФ взимают федеральные налоги, налоги республик, областей, краев,

автономных образований, а также местные налоги.


Преподаватель ставит перед учащимися проблемную задачу:

«Как повлияет на развитие рыночных отношений в стране снижение и повышение размера налога на доходы граждан и фирм на примере конкретных событий»?


  1. В 1992 году в Верховном Совете РФ проходила дискуссия о размере нового налога на добавленную стоимость. Одни депутаты предлагали установить его в размере 28:, другие – 20%.


Вопрос: Какими аргументами могли пользоваться те и другие группы депутатов,

как могло повлиять на ситуацию в экономике введение налога в каждом из

указанных случаев?


  1. В 1970 году в Швеции сумма налогов от стоимости годового производства товаров и услуг составила почти 31%, а в Японии – только 10,6 %.

В последующие 10 лет японская экономика ежегодно увеличивала производство товаров на 5,2%, а шведская – менее 2% в год.


Вопрос: Как это можно объяснить?


Далее идет работа по рассмотрению понятия «государственный бюджет».

Когда доходы равны расходам – это сбалансированный бюджет. Если доходы значительно превышают расходы, возникает профицит бюджета (положительное сальдо).

Сбой в собираемости доходов, появляется дефицит бюджета (отрицательное сальдо).


Вопрос: Что делать в случае возникновения дефицита бюджета? Сократить

расходы или выпустить новые денежные знаки (осуществить эмиссию)?


Группы получают задание: рассмотрите и обоснуйте логические цепочки последствий, связанных с устранением дефицита бюджета.


  1. Дефицит бюджета – сокращение расходов, сокращение финансирования ряда сфер – падение уровня жизни – нарастание социальной напряженности.


  1. Дефицит бюджета – выпуск денег – инфляция – рост цен – падение уровня жизни – социальная напряженность.


Подведение итогов урока


Анализируются ответы учащихся по заполненным таблицам «Выбираем государство», «Выбираем рынок».


ВЫВОД : Нельзя преувеличивать роль государства и недооценивать роль рынка. Мировая практика развитых стран подтверждает успешное функционирование «смешанной экономики», в которой действует одновременно рыночный механизм и государственное регулирование. Эффективное выполнение государством социально-экономических функций зависит от добросовестного выполнения гражданами своих обязанностей как налогоплательщиков.







Преподаватель высшей квалификационной

категории Л.С.Кошман


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Государственное и рыночное регулирование

Автор: Кошман Людмила Сергеевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153934

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект по обществоведению "Рынок и рыночная экономика" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-obshchiestvoviedieniiu-rynok-i-rynochnaia-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "108242"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403623833"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Теория. Рыночная экономика: сущность, функции, механизм. "
    ["seo_title"] => string(60) "tieoriia-rynochnaia-ekonomika-sushchnost-funktsii-miekhanizm"
    ["file_id"] => string(6) "210034"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431356768"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока «Рынок труда. Заработная плата» "
    ["seo_title"] => string(41) "tiema-uroka-rynok-truda-zarabotnaia-plata"
    ["file_id"] => string(6) "216455"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432996332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Контрольные тесты по теме "Экономика" "
    ["seo_title"] => string(39) "kontrol-nyie-tiesty-po-tiemie-ekonomika"
    ["file_id"] => string(6) "167307"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423066492"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Роль государства в экономике."
    ["seo_title"] => string(31) "rol-ghosudarstva-v-ekonomikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "314788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459771755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства