В любой период существования человека, ему необходимо удовлетворять свои потребности: есть пить, носить одежду, иметь жилье и другие материальные блага. Необходимые средства существования должны быть произведены. Их изготовление происходит в процессе производства.
Производство это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Производство прошло длительный и сложный путь, от изготовления простейших продуктов до высокотехнологических систем. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе, на любой ступени его развития, производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребность – это нужда в чем – либо, необходимость поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы и общества в целом. Потребность выступает внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направление развития производства.
В первобытном обществе почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. При дальнейшем развитии человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышаются требования людей. В условиях высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сформированных потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни проявляется в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благ.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с различной степенью интенсивности они изменяются, как правило. В одном направлении – в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. Это значит, что ни материальные, ни духовные потребности в полной мере удовлетворить невозможно. Но человечество, понимая это, стремится к максимальному удовлетворению потребностей, используя для этого все имеющиеся ограниченные ресурсы и развивая производство.
Организуя производственно-трудовые отношения на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем духовном и материальном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во время натурального хозяйства.
СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Определение рынка
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных структур, которые взаимодействуют между собой на фоне разветвленной системы правовых ном бизнеса и объеденных единым понятие – рынок.
Самое простое понятие рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
В современной экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французом А. Курно (1801- 1877г.) и экономистом А. Машаллом (1842- 1924г.) – «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступает свобода обмена и установление равновесной цены.
Английский экономист У. Джевонс (1835 – 1882г.) в качестве основного критерия рынка выдвигал «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считал, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающие сделку по поводу любого товара.
Основной недостаток данных определений состоит в том, что в них рынок выступает только как сфера обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в изначальном смысле рынок (market) означает сбыт. Который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Это сложнейший механизм функционирования экономики, основанный на использовании различных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме того, рыночные отношения включают:
- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающий в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
1.2. Условия функционирования рынка
Условия, которые позволяют развиваться цивилизованному рынку, можно выделить в виде нескольких групп.
Первая определяет общие условия ведения хозяйствования. К ним относятся:
1. Реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной).
2. Демократизация производства. При этом нужно помнить, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию.
3. Создание рыночной инфраструктур, которая объединяет три основные элемента рынка: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия решений по методам хозяйствования. Меры хозяйствования и законодательные акты должны допускать нерационального использования ресурсов, хищению. Законы должны создавать экономику как открытую структуру с привлечение мирового капитала и созданием смешанных предприятий.
Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, т.е. трансформация и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Деятельность не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют все хозяйствующие субъекты экономического процесса.
ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Главные и важнейшие функции рынка
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.
Первая и главная функция рынка – ценообразование. Все информация о положении экономики зашифрована в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство. Именно цены на товар выступают или вознаграждением за усилие в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, просчет в экономических решениях.
Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, она является многосложной функцией. Рынок и конкуренция в определенном смысле слова синонимы: одно без другого не существует. Рыночная конкуренция является стимулом для поиска и открытия новых возможностей. Хотя при этом ни кто не дает, ни каких гарантий успеха. Успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который раньше других смог обнаружить в системе едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью.
Также к функциям рынка относятся:
1 Саморегулирование товарного производства.
2.Стимулирующая функция.
3.Функция установления общественной значимости произведенного
продукта и затрат труда.
4. Регулирующая функция.
5. Демократизация хозяйственной жизни.
2.2. Принципы функционирования рынка
1. Свобода выбора и форм деятельности.
Естественная экономическая свобода, как любая другая, ограничена общественно установленными пределами, не позволяющими ей превратиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Наличие ограничений не свидетельствует о том, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы до нуля, а, расширяя экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не связывающим хозяйственную деятельность «по рукам и ногам». Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, или семья, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.
2. Всеобщность рынка
Всеобщность рынка показывает неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала, рынка средств производства, рынка рабочей силы и труда, которые становятся товарами и свободно реализуются их собственниками.
Отметим, что всеохватывающий рынок представлен попадающими в область рыночных отношений различными видами интеллектуальной собственности, информационной продукции, предметами культурной деятельности. Суть этого принципа - охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных человеком и природой.
3.Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.
В любой экономике ее активными субъектами становятся личности, семьи, социальные группы, производственные коллективы, регион, государство. Нужно учесть, что индивидуальные и государственные интересы не уравновешиваются. Даже предприятия с разной формой собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. Здесь главное не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодную другую. Это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Другая сторона этого принципа заключается в том, что всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике.
4. Саморегулирование деятельности.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
5.Принцип договорных отношений
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать экономикой договорных отношений. Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том. Что он повышает экономическую самостоятельность предприятия, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договоренности весьма уникален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателем и работниками.
6. Свобода ценообразования
При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в любой экономике. Все дело в том, какие цены занимают главенствующее положение. Ведущее место в рыночной экономике занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены. Рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателем и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Принцип рыночного ценообразования означает минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.
7. Экономическая ответственность
Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла становится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями. В условиях рынка хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами.
Любые черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политикой. Здесь особенно важны меры государственного регулирования экономикой с учетом особенностей рыночной экономики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теория. Рыночная экономика: сущность, функции, механизм. »
9
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА:
СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ
ВВЕДЕНИЕ
В любой период существования человека, ему необходимо удовлетворять свои потребности: есть пить, носить одежду, иметь жилье и другие материальные блага. Необходимые средства существования должны быть произведены. Их изготовление происходит в процессе производства.
Производство это процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Производство прошло длительный и сложный путь, от изготовления простейших продуктов до высокотехнологических систем. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе, на любой ступени его развития, производство служит, в конечном счете, удовлетворению потребностей. Потребность – это нужда в чем – либо, необходимость поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы и общества в целом. Потребность выступает внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют направление развития производства.
В первобытном обществе почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. При дальнейшем развитии человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышаются требования людей. В условиях высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сформированных потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни проявляется в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде, жилье, условиях труда и других жизненно необходимых благ.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с различной степенью интенсивности они изменяются, как правило. В одном направлении – в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. Это значит, что ни материальные, ни духовные потребности в полной мере удовлетворить невозможно. Но человечество, понимая это, стремится к максимальному удовлетворению потребностей, используя для этого все имеющиеся ограниченные ресурсы и развивая производство.
В любой системе можно утверждать, что производство выступает в роли судьи, который оценивает, как общество относится к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости друг от друга. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.
Организуя производственно-трудовые отношения на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные изменения в своем духовном и материальном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно во время натурального хозяйства.
СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Определение рынка
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных структур, которые взаимодействуют между собой на фоне разветвленной системы правовых ном бизнеса и объеденных единым понятие – рынок.
Самое простое понятие рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.
В современной экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французом А. Курно (1801- 1877г.) и экономистом А. Машаллом (1842- 1924г.) – «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В данном определении в качестве критерия определения рынка выступает свобода обмена и установление равновесной цены.
Английский экономист У. Джевонс (1835 – 1882г.) в качестве основного критерия рынка выдвигал «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считал, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающие сделку по поводу любого товара.
Основной недостаток данных определений состоит в том, что в них рынок выступает только как сфера обмена.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в изначальном смысле рынок (market) означает сбыт. Который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Это сложнейший механизм функционирования экономики, основанный на использовании различных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме того, рыночные отношения включают:
- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающий в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
1.2. Условия функционирования рынка
Рынок функционирует при определенных условиях. Условия, которые позволяют развиваться цивилизованному рынку, можно выделить в виде нескольких групп.
Первая определяет общие условия ведения хозяйствования. К ним относятся:
1. Реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной).
2. Демократизация производства. При этом нужно помнить, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию.
3. Создание рыночной инфраструктур, которая объединяет три основные элемента рынка: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия решений по методам хозяйствования. Меры хозяйствования и законодательные акты должны допускать нерационального использования ресурсов, хищению. Законы должны создавать экономику как открытую структуру с привлечение мирового капитала и созданием смешанных предприятий.
Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности, т.е. трансформация и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Деятельность не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют все хозяйствующие субъекты экономического процесса.
ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Главные и важнейшие функции рынка
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.
Первая и главная функция рынка – ценообразование. Все информация о положении экономики зашифрована в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство. Именно цены на товар выступают или вознаграждением за усилие в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, просчет в экономических решениях.
Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, она является многосложной функцией. Рынок и конкуренция в определенном смысле слова синонимы: одно без другого не существует. Рыночная конкуренция является стимулом для поиска и открытия новых возможностей. Хотя при этом ни кто не дает, ни каких гарантий успеха. Успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который раньше других смог обнаружить в системе едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью.
Также к функциям рынка относятся:
1 Саморегулирование товарного производства.
2.Стимулирующая функция.
3.Функция установления общественной значимости произведенного
продукта и затрат труда.
4. Регулирующая функция.
5. Демократизация хозяйственной жизни.
2.2. Принципы функционирования рынка
1. Свобода выбора и форм деятельности.
Естественная экономическая свобода, как любая другая, ограничена общественно установленными пределами, не позволяющими ей превратиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Наличие ограничений не свидетельствует о том, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы до нуля, а, расширяя экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не связывающим хозяйственную деятельность «по рукам и ногам». Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, или семья, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.
2. Всеобщность рынка
Всеобщность рынка показывает неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала, рынка средств производства, рынка рабочей силы и труда, которые становятся товарами и свободно реализуются их собственниками.
Отметим, что всеохватывающий рынок представлен попадающими в область рыночных отношений различными видами интеллектуальной собственности, информационной продукции, предметами культурной деятельности. Суть этого принципа - охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных человеком и природой.
3.Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.
В любой экономике ее активными субъектами становятся личности, семьи, социальные группы, производственные коллективы, регион, государство. Нужно учесть, что индивидуальные и государственные интересы не уравновешиваются. Даже предприятия с разной формой собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. Здесь главное не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодную другую. Это предпосылка честной конкуренции разных форм собственности. Другая сторона этого принципа заключается в том, что всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике.
4. Саморегулирование деятельности.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
5.Принцип договорных отношений
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать экономикой договорных отношений. Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том. Что он повышает экономическую самостоятельность предприятия, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договоренности весьма уникален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателем и работниками.
6. Свобода ценообразования
При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в любой экономике. Все дело в том, какие цены занимают главенствующее положение. Ведущее место в рыночной экономике занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены. Рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателем и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающий всю национальную, а иногда и мировую экономику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования означает минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.
7. Экономическая ответственность
Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла становится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями. В условиях рынка хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие чего ответственность обладает явно ощутимыми формами.
Это основные принципы функционирования рынка, на которых я хотела остановиться.
В заключении хотелось бы отметить, что главная проблема любой современной экономики – обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Сегодня правительства должны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от неправомерного вмешательства в его деятельность.
Любые черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политикой. Здесь особенно важны меры государственного регулирования экономикой с учетом особенностей рыночной экономики.