kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по обществоведению "Рынок и рыночная экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • сформировать представление о рынке, его видах и функциях, признаках рыночной экономики, противоречивых последствиях конкуренции;
  • учить работать с терминами, систематизировать информацию, прослеживать эволюцию экономических явлений, определять экономическую составляющую исторических процессов;
  • воспитывать экономическую культуру, толерантность, законопослушание.

Задача личностного развития: 

определить осознанную гражданскую цивилизованную позицию по отношению к проявлениям и проблемам рыночной экономики.

Методы:

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма урока:

практикум с элементами лекции, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технология:

перспективно-опережающее обучение и использованием ЛСМ при комментируемом управлении.

   Ход урока:

Стадия 1. Вызов

Учитель: назовите тему урока (Рынок и рыночная экономика.).

Вспомните. Условия возникновения товарного производства: экономическое обособление производителей; их связь через рынок Объясните формулу: Т-Д-Т (деньги  – посредник в мире товаров).

Стадия 2. Осмысление содержания. Понятие рынка. Мини – лекция учителя.

Рынок – это 1) место обмена товаров; 2) сфера осуществления товарного обращения.

Свободный рынок характеризуется тремя важнейшими признаками: нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Первый закон формирует уровень средних цен (стихийное колебание цен вокруг стоимости товара), второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке (связь между ценой товара и предложением, количеством приобретаемого товара и его ценой).

Предприятия в рыночной экономике широко применяют анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции (маркетинг), а также создают систему управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях достижения высокой экономической эффективности (менеджмент).

Блок контроля: вопросы «Верно/неверно»

  1. Для рынка характерно централизованное планирование.
  2. Цена всегда совпадает со стоимостью.
  3. В рыночной экономике присутствует и частная, и государственная собственность.
  4. Рынок – это способ сведения покупателей и продавцов и наличия механизма обмена товаров и услуг.
  5. Рынок не может быть цивилизованным.
  6. Для рынка характерны свободные цены.
  7. Слово «рынок» во всех языках первоначально означало место, где торгуют.
  8. В рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег.

Учитель: вначале в парах, а затем фронтально обсудите вопросы, найдите правильную позицию (1 – нет, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – нет, 6 – да, 7 – да, 8 – да).

  1. Противоречия рыночной экономики.

Учитель: поработайте в парах, составьте коллективную схему – аппликацию из противостоящих признаков рынка, которую мы затем обсудим фронтально

Противоречия рыночной экономики (работа по таблице)

 Классификация рынков(работа по кластеру)

Учитель: существуют различные принципы классификации рынков (по территории, способу организации продажи, виду товара, отношению к закону). Подберите к ним соответствующие примеры и составьте гроздь.

 Физкультминутка. Гимнастика для глаз

  1. Закон спроса и предложения.

Учитель: поработайте  с текстом учебника (стр. 99), обсудите цитату, решите экономические задачи.

Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: «спрос» и «предложение». Неизвестный автор.

Учащиеся: закон спроса и предложения формирует цены в рыночной экономике.

Экономические задачи.

Сопоставьте: спрос и потребность, спрос и личные вкусы.

Учащиеся: потребность в каком-либо виде товара формирует спрос на него; спрос формируется различными факторами, в том числе личными вкусами.

  • Чем объяснить аномальное поведение продавца: а) цены растут, а он предлагает меньшее количество товара; б) цены падают, а он предлагает большее количество товара; в) на продажу предлагается одно и то же количество товара независимо от уровня цен?

Учащиеся: а) продавец предполагает дальнейший устойчивый рост цен на свой товар; б) товар портится или заканчивается сезон продажи товара; в) это мелкое предприятие, которое не может реагировать на конъюнктуру рынка.

  1. Функции рынка (регулирующая, стимулирующая, информационная, селективная). Выступления учащихся. 

Блок контроля.

Учитель: какая функция рынка а) проявляется в изменении цен; б) предполагает повышение качества; в) проявляется в постоянных изменениях; г) означает конкуренцию?

Учащиеся:  а) регулирующая;  б) стимулирующая;  в) информационная,   г) селективная.

  1. Конкуренция.  Выступления учащихся «Совершенная и несовершенная конкуренция», «Цивилизованная и недобросовестная конкуренция».

Блок контроля: работа в группах, конкурс умных карт.

Учитель: составьте логико-смысловую модель «Конкуренция», выделяя следующие направления: монополистическая и свободная, внутриотраслевая и межотраслевая, цивилизованная и недобросовестная. Используйте для каждого направления факты из предыдущих выступлений.

Конкуренция(работа с кластером)

Cамоконтроль учащихся

Учитель: выполните итоговый тест в динамической паре (Гламбоцкий П.М. Обществоведение. 10 класс: рабочая тетрадь/ Под ред. М.И. Вишневского. - Мн.: Аверсэв, 2011, стр. 61-62). Проверьте друг друга, уточните правильные ответы с помощью ключа.

 Домашнее задание. §11 (стр.96-103).

Дополнительное задание для двоих учащихся: сообщения «Уровни менеджмента», «Составляющие маркетинга».

Стадия 3. Рефлексия

Слайд 27. Учитель: у Пифагора есть такое высказывание: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные  - торговать, а самые счастливые – смотреть». Рынок – важная часть современной экономической жизни, но она не должна заслонять другие ценности, и прежде всего духовные. Так какое же восприятие рынка сложилось у вас на уроке? Поработаем с помощью метода «Заверши фразу». Рынок –   это а) достижение; б) ошибка; в) проблема; г) необходимость современной цивилизации?

Учащиеся: рынок – это достижение, если мы возьмем положительные стороны рыночной экономики; ошибка, если мы не выйдем за рамки «дикого» рынка; проблема, если мы не будем учитывать недостатки рыночной экономики; необходимость современной цивилизации, которая в смешанной экономической системе пытается совместить достижения экономического опыта различных стран и систем.

         Выставление отметок за урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по обществоведению "Рынок и рыночная экономика" »

Рынок и рыночная экономика

Цель урока:

  • сформировать представление о рынке, его видах и функциях, признаках рыночной экономики, противоречивых последствиях конкуренции;

  • учить работать с терминами, систематизировать информацию, прослеживать эволюцию экономических явлений, определять экономическую составляющую исторических процессов;

  • воспитывать экономическую культуру, толерантность, законопослушание.

Задача личностного развития:

определить осознанную гражданскую цивилизованную позицию по отношению к проявлениям и проблемам рыночной экономики.

Методы:

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма урока:

практикум с элементами лекции, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Технология:

перспективно-опережающее обучение и использованием ЛСМ при комментируемом управлении.

Место темы в системе уроков:

10 класс, II четверть, урок №5 из темы «Экономическая жизнь общества».

Категориальный аппарат темы:

рынок, рыночная экономика, конкуренция, монополия, свободное ценообразование, рыночная конъюнк­тура, маркетинг, менеджмент.

Оборудование:

схема-аппликация «Противоречия рыночной экономики», бланки «Загадочные картинки», раздаточный материал (тесты), видеоролик «Ярмарка» (кинофильм «Умные вещи»), видеоролик «Снежинки», презентация.

К концу урока учащиеся должны знать и понимать:

определения понятий: рынок, рыночная экономика, конкуренция, виды рынков.

К концу урока учащиеся должны уметь:

правильно применять в соответствующем контексте понятия: спрос, предложение, цена; характеризовать основные функции рынка; экономические и социальные последствия конкуренции; соблюдать последовательность выполнения работы при заполнении карты памяти.

Ход урока:

Стадия 1. Вызов

Учитель: назовите тему урока (Рынок и рыночная экономика.).

Вспомните. Условия возникновения товарного производства: экономическое обособление производителей; их связь через рынок Объясните формулу: Т-Д-Т (деньги – посредник в мире товаров).

Стадия 2. Осмысление содержания. Понятие рынка. Мини – лекция учителя.

Рынок – это 1) место обмена товаров; 2) сфера осуществления товарного обращения.

Свободный рынок характеризуется тремя важнейшими признаками: нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести); нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

В рыночном механизме действуют два объективных экономических закона: закон стоимости и закон спроса и предложения. Первый закон формирует уровень средних цен (стихийное колебание цен вокруг стоимости товара), второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке (связь между ценой товара и предложением, количеством приобретаемого товара и его ценой).

Предприятия в рыночной экономике широко применяют анализ и прогнозирование рыночной ситуации в целях ориентации производства и обеспечения лучших экономических условий реализации произведенной продукции (маркетинг), а также создают систему управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях достижения высокой экономической эффективности (менеджмент).

Блок контроля: вопросы «Верно/неверно»

  1. Для рынка характерно централизованное планирование.

  2. Цена всегда совпадает со стоимостью.

  3. В рыночной экономике присутствует и частная, и государственная собственность.

  4. Рынок – это способ сведения покупателей и продавцов и наличия механизма обмена товаров и услуг.

  5. Рынок не может быть цивилизованным.

  6. Для рынка характерны свободные цены.

  7. Слово «рынок» во всех языках первоначально означало место, где торгуют.

  8. В рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег.

Учитель: вначале в парах, а затем фронтально обсудите вопросы, найдите правильную позицию (1 – нет, 2 – нет, 3 – да, 4 – да, 5 – нет, 6 – да, 7 – да, 8 – да).

  1. Противоречия рыночной экономики.

Учитель: поработайте в парах, составьте коллективную схему – аппликацию из противостоящих признаков рынка, которую мы затем обсудим фронтально

Противоречия рыночной экономики

Материальная

заинтересованность

Дифференциация доходов

Самостоятельность отдельных

предприятий

Стихийность развития

Господство частной

собственности

Экономия на социальной сфере

Постоянные

изменения

Цикличность развития

Свобода

предпринимательства

Конкуренция


Классификация рынков












Учитель: существуют различные принципы классификации рынков (по территории, способу организации продажи, виду товара, отношению к закону). Подберите к ним соответствующие примеры и составьте гроздь.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

  1. Закон спроса и предложения.

Учитель: поработайте с текстом учебника (стр. 99), обсудите цитату, решите экономические задачи.

Образованным политэкономом может стать даже попугай – единственное, чему его необходимо научить, это запомнить только два слова: «спрос» и «предложение». Неизвестный автор.

Учащиеся: закон спроса и предложения формирует цены в рыночной экономике.

Экономические задачи.

Сопоставьте: спрос и потребность, спрос и личные вкусы.

Учащиеся: потребность в каком-либо виде товара формирует спрос на него; спрос формируется различными факторами, в том числе личными вкусами.

    • Чем объяснить аномальное поведение продавца: а) цены растут, а он предлагает меньшее количество товара; б) цены падают, а он предлагает большее количество товара; в) на продажу предлагается одно и то же количество товара независимо от уровня цен?

Учащиеся: а) продавец предполагает дальнейший устойчивый рост цен на свой товар; б) товар портится или заканчивается сезон продажи товара; в) это мелкое предприятие, которое не может реагировать на конъюнктуру рынка.

  1. Функции рынка (регулирующая, стимулирующая, информационная, селективная). Выступления учащихся.

Блок контроля.

Учитель: какая функция рынка а) проявляется в изменении цен; б) предполагает повышение качества; в) проявляется в постоянных изменениях; г) означает конкуренцию?

Учащиеся: а) регулирующая; б) стимулирующая; в) информационная, г) селективная.

  1. Конкуренция. Выступления учащихся «Совершенная и несовершенная конкуренция», «Цивилизованная и недобросовестная конкуренция».

Блок контроля: работа в группах, конкурс умных карт.

Учитель: составьте логико-смысловую модель «Конкуренция», выделяя следующие направления: монополистическая и свободная, внутриотраслевая и межотраслевая, цивилизованная и недобросовестная. Используйте для каждого направления факты из предыдущих выступлений.







Cамоконтроль учащихся

Учитель: выполните итоговый тест в динамической паре (Гламбоцкий П.М. Обществоведение. 10 класс: рабочая тетрадь/ Под ред. М.И. Вишневского. - Мн.: Аверсэв, 2011, стр. 61-62). Проверьте друг друга, уточните правильные ответы с помощью ключа.

Домашнее задание. §11 (стр.96-103).

Дополнительное задание для двоих учащихся: сообщения «Уровни менеджмента», «Составляющие маркетинга».

Стадия 3. Рефлексия

Слайд 27. Учитель: у Пифагора есть такое высказывание: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые – смотреть». Рынок – важная часть современной экономической жизни, но она не должна заслонять другие ценности, и прежде всего духовные. Так какое же восприятие рынка сложилось у вас на уроке? Поработаем с помощью метода «Заверши фразу». Рынок – это а) достижение; б) ошибка; в) проблема; г) необходимость современной цивилизации?

Учащиеся: рынок – это достижение, если мы возьмем положительные стороны рыночной экономики; ошибка, если мы не выйдем за рамки «дикого» рынка; проблема, если мы не будем учитывать недостатки рыночной экономики; необходимость современной цивилизации, которая в смешанной экономической системе пытается совместить достижения экономического опыта различных стран и систем.

Выставление отметок за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по обществоведению "Рынок и рыночная экономика"

Автор: Чернышевич Татьяна Федоровна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108242

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства