II. Опрос домашнего задания | Вопрос об опорных понятиях прошлой темы: 1.Что такое экономика? 2. Что такое блага? 3. На какие две группы делятся жизненные блага? 4.Что такое потребности? 5.Дать определение ресурсов 6. А что значит ограниченность ресурсов? | Устно фронтально отвечают на вопросы: -Искусство управления домашним хозяйством В русском языке термин экономика имеет два значения: Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова является понятие «хозяйство». Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. - все, что ценится людьми как средства удовлетворения своих нужд. свободные (преимущественно природные, доступные для всех нуждающихся в них) и экономические (к ним относятся производимые людьми различные предметы и услуги, приносящие ту или иную пользу человеку и приобретаемые им за плату) это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. вспомогательное средства для удовлетворения потребностей недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества Затем выполняют проверочный тест по двум вариантам письменно (взаимопроверка и выставление оценки за тест) Слайд №1 с правильными ответами теста | |
III. Новый материал. 1. Актуализация опорных знаний Главные вопросы экономики. Экономическая система. 3. Типы экономических систем. | На данном уроке мы постараемся выяснить, каким образом экономика входит в жизнь каждого человека и какие три главных вопроса она призвана решать. Слайд №2 Подводит детей к постановке проблемы Слайд №3 На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены. Свободные и экономические блага ограничены.. Что надо делать человеку? … и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой использовать потом, какие блага производить и т.д. Соответственно, в экономике возникают три основных вопроса, на которые она должна отвечать. (Объясняет схему ) Слайда№4 Основные вопросы экономики. Итак, в экономике возникают три основных вопроса, на которые она должна отвечать: -ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ? -КАК ПРОИЗВОДИТЬ? -КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ? Ответ на эти три вопроса – это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте поговорим о каждом из них отдельно. Слайд 5 Итак, первый вопрос – «какие товары производить?» Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может отказаться от одежды и пищи. Но суть экономики заключается в наличии конкуренции, чтобы у потребителя была возможность выбрать. Мы подошли ко второму вопросу – «как производить товары. Слайд №:6 Всегда существуют самые разные способы и возможности произвести один и тот же товар. От того, каким будет конечный продукт, зависит способ его изготовления. Так или иначе, любой производитель заботится о том, чтобы его решения были наиболее эффективными Однако существует еще и третий вопрос: каким образом распределять? Слайд № 9 Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?», люди решают кому, сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни? За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы: «право сильного» - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейших силой кулака или оружия; «принцип уравнительности» - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»; «принцип очереди» - благо достается тому, то раньше занял место в очереди желающих это благо получить. В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. более подробно остановимся на них далее.
Поясняет «Принципы распределения благ» В зависимости от того, как решаются основные экономические вопросы, существуют несколько вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем. Слайд № 9 (запись в тетрадь) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? В экономике существует потребитель и производитель. - Мы с вами являемся кем ? - Потребителями и производителями. Слайд № 10 Экономические цели потребителя – максимально удовлетворить свои потребности. Экономические цели производителя – получение максимальной прибыли с минимальными затратами. Мы с вами живем в обществе, и общество ставит перед собой экономические цели. Экономические цели общества – экономический рост. Ответить на вопрос Это достигается различными путями: Слайд 11 Повышение эффективности производства Полная занятость Социально-экономическая стабильность Стабильность уровня цен Экономическая свобода Справедливое распределение доходов Обеспечение нетрудоспособных. Экологическая безопасность. Участие во всемирном хозяйстве. В мире действуют четыре экономических системы. Слайд 12 – Четыре экономические системы Рассмотрим их на примере основных типов экономики. Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов. Командная экономика – решения о производстве и распределении принимается государством. Рыночная экономика – форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении. Смешанная экономика основывается на рыночной системе + значительная роль государства. | Записывают тему урока в тетрадь Делают вывод: как рационально использовать имеющиеся ресурсы? Стр. 92-93 Выбирают ответ из учебника. Приводят примеры самостоятельно. Делают вывод: все производители находятся постоянно в ситуации выбора, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что именно будет востребовано (лапти) работа с учебником стр. 93: ответит на вопрос Что такое экономическая эффективность? – экономическая эффективность обозначает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов слайд 7,8 (записывают в тетрадь) Вывод: эффективно использовать ресурсы и снижать затраты: внедрение , совершенствование мастерства работников, использование разделение труда. технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов Вопрос классу: назовите три главных экономических вопроса Слайд № 9 (запись в тетрадь) Выписывают понятие экономическая система в тетрадь
Ответить на вопрос: как достигнуть экономического роста? Самостоятельная работа в группах: заполнить таблицу. Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 95-98. Озвучить характерные признаки типов Э.С. | |