kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Главные вопросы экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подводит обучающихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека; доказывать преимущества и недостатки каждой системы; научить распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы; развивает аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, умений принятия нестандартных мышлений, творческих способностей, познавательного интереса. Воспитывает умение сотрудничать, чувство коллективизма, трудолюбия, культуры поведения.

Учащиеся получают возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, находить способы решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Главные вопросы экономики"»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

изучения нового материала «главные вопросы экономики»

Учитель: Полунин Александр Михайлович

Место работы: МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: обществознание

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: «Главные вопросы экономики», 2 урок в теме «Экономика».

  1. Базовый учебник:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват.учреждений/ [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.:Просвещение, 2010. - 223с.

  1. Цель урока: создать условия для знакомства с конкретными методами, посредством которых различные экономические системы разрешают основные вопросы экономики.

- обучающая: подвести обучающихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека; доказывать преимущества и недостатки каждой системы; научить распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы;

- развивающие: аналитическое мышление, логику, память, устойчивость внимания, умений принятия нестандартных мышлений, творческих способностей, познавательного интереса.

- воспитательная: умений сотрудничать, чувство коллективизма, трудолюбия, культуры поведения.

Планируемые результаты:

Научатся: описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов экономики – что, для кого и как производить? Различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Получат возможности научиться: осуществлять поиск нужной информации, находить способы решения проблемных ситуаций, формулировать собственное мнение и позицию и приходить к общему мнению; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Применять на практике умения: вступать в речевое общение, работать в группах, выполнять творческие проблемные задания, проводить оценку своей учебной деятельности.

  1. Тип урока: комбинированный урок

  2. Формы работы учащихся: самостоятельная работа по учебнику, фронтальная, групповая, индивидуальная, проблемно-поисковая деятельность

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

  4. Дидактические материалы: тест 2 варианта, карточки для выполнения заданий в группе (приложение)

  5. Структура и ход урока

Ход урока:

Эпиграф урока: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» Автор Лоренс Питер.





Этапы урока

Деятельность учителя с указанием методов и приемов работы

Деятельность учащихся

Планируемые результаты: какие УУД формируются, какой вывод должны сделать

I.Организационный момент.


Поясняет формы работы на уроке.

Готовятся к опросу д/з



II. Опрос домашнего задания

Вопрос об опорных понятиях прошлой темы:

1.Что такое экономика?













2. Что такое блага?




3. На какие две группы делятся жизненные блага?





4.Что такое потребности?



5.Дать определение ресурсов


6. А что значит ограниченность ресурсов?




Устно фронтально отвечают на вопросы:



-Искусство управления домашним хозяйством

В русском языке термин экономика имеет два значения:

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.


- все, что ценится людьми как средства удовлетворения своих нужд.



свободные (преимущественно природные, доступные для всех нуждающихся в них)

и экономические (к ним относятся производимые людьми различные предметы и услуги, приносящие ту или иную пользу человеку и приобретаемые им за плату)


это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.


вспомогательное средства для удовлетворения потребностей


недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества


Затем выполняют проверочный тест по двум вариантам письменно (взаимопроверка и выставление оценки за тест)


Слайд №1 с правильными ответами теста




III. Новый материал.









1. Актуализация опорных знаний








  1. Главные вопросы экономики.














































































































  1. Экономическая система.





















































3. Типы экономических систем.

На данном уроке мы постараемся выяснить, каким образом экономика входит в жизнь каждого человека и какие три главных вопроса она призвана решать.


Слайд №2


Подводит детей к постановке проблемы

Слайд №3

На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены.

Свободные и экономические блага ограничены..

Что надо делать человеку?


… и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой использовать потом, какие блага производить и т.д. Соответственно, в экономике возникают три основных вопроса, на которые она должна отвечать.

(Объясняет схему )


Слайда№4 Основные вопросы экономики.

Итак, в экономике возникают три основных вопроса, на которые она должна отвечать:

-ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ?

-КАК ПРОИЗВОДИТЬ?

-КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ?

Ответ на эти три вопроса – это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте поговорим о каждом из них отдельно.

Слайд 5

Итак, первый вопрос – «какие товары производить?»








Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может отказаться от одежды и пищи. Но суть экономики заключается в наличии конкуренции, чтобы у потребителя была возможность выбрать.

Мы подошли ко второму вопросу – «как производить товары.


Слайд №:6

Всегда существуют самые разные способы и возможности произвести один и тот же товар. От того, каким будет конечный продукт, зависит способ его изготовления. Так или иначе, любой производитель заботится о том, чтобы его решения были наиболее эффективными













Однако существует еще и третий вопрос: каким образом распределять?


Слайд № 9

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?», люди решают кому, сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

«право сильного» - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейших силой кулака или оружия;

«принцип уравнительности» - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;

«принцип очереди» - благо достается тому, то раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

В самом общем виде можно назвать три пути решения обществом главных вопросов экономики: согласно заведенным издавна обычаям (по традиции); путем отдачи распоряжений и приказов «сверху вниз» (командными методами); с помощью рынка. более подробно остановимся на них далее.



Поясняет «Принципы распределения благ»

В зависимости от того, как решаются основные экономические вопросы, существуют несколько вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Слайд № 9 (запись в тетрадь)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить?

В экономике существует потребитель и производитель.

- Мы с вами являемся кем ? - Потребителями и производителями.


Слайд № 10

Экономические цели потребителя – максимально удовлетворить свои потребности.

Экономические цели производителя – получение максимальной прибыли с минимальными затратами.

Мы с вами живем в обществе, и общество ставит перед собой экономические цели.

Экономические цели общества – экономический рост. Ответить на вопрос Это достигается различными путями:


Слайд 11

  • Повышение эффективности производства

  • Полная занятость

  • Социально-экономическая стабильность

  • Стабильность уровня цен

  • Экономическая свобода

  • Справедливое распределение доходов

  • Обеспечение нетрудоспособных.

  • Экологическая безопасность.

  • Участие во всемирном хозяйстве.

В мире действуют четыре экономических системы.


Слайд 12 – Четыре экономические системы


Рассмотрим их на примере основных типов экономики.

Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи и традиции определяют практическое использование ресурсов.

Командная экономика – решения о производстве и распределении принимается государством.

Рыночная экономика – форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.

Смешанная экономика основывается на рыночной системе + значительная роль государства.








Записывают тему урока в тетрадь








Делают вывод: как рационально использовать имеющиеся ресурсы?






























Стр. 92-93

Выбирают ответ из учебника. Приводят примеры самостоятельно.

Делают вывод: все производители находятся постоянно в ситуации выбора, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что именно будет востребовано (лапти)


















работа с учебником стр. 93: ответит на вопрос Что такое экономическая эффективность? – экономическая эффективность обозначает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов


слайд 7,8 (записывают в тетрадь)


Вывод: эффективно использовать ресурсы и снижать затраты: внедрение , совершенствование мастерства работников, использование разделение труда. технических новшеств и новых технологий, экономное и бережное расходование ресурсов


































Вопрос классу: назовите три главных экономических вопроса


Слайд № 9 (запись в тетрадь)

Выписывают понятие экономическая система в тетрадь























Ответить на вопрос: как достигнуть экономического роста?




























Самостоятельная работа в группах: заполнить таблицу.

Заполните недостающую информацию. Используя текст учебника стр. 95-98.

Озвучить характерные признаки типов Э.С.



III. Закрепление материала

Слайд 13

Опираясь на материалы учебника стр. 99, скажите:

Так как же мы ответим на проблему, поставленную в начале урока:

Что надо делать человеку в условиях ограниченных ресурсов?









З


Слайд 14

  • стабилизация экономики

  • защита прав собственности

  • регулирование денежного обращения

  • поддержка фундаментальной науки

  • перераспределение доходов

  • регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими

  • контроль за внешнеэкономической деятельностью

Заполняют анкету.





IV. Домашнее задание.

Комментирует: § 12, задание 1,3 письменно




Записывают д/з




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Главные вопросы экономики"

Автор: Полунин Александр Михайлович

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100595"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402385921"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Главные вопросы экономики". "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-glavnyie-voprosy-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "100620"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402386876"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тест по обществознанию «Главные вопросы экономики» ( 8 класс) "
    ["seo_title"] => string(63) "tiest-po-obshchiestvoznaniiu-glavnyie-voprosy-ekonomiki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "164458"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422638212"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Презентация по теме: «Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов» "
    ["seo_title"] => string(160) "priezientatsiia-po-tiemie-ekonomika-kak-nauka-i-khoziaistvo-glavnyie-voprosy-ekonomiki-potriebnosti-vybor-i-al-tiernativnaia-stoimost-oghranichiennost-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "159567"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421923893"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация по экономике 10 класс "  Главные вопросы экономики""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiapoekonomikie10klassglavnyievoprosyekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "257656"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448370627"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства