kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Урок внеклассного чтения К.Паустовский   

           «Телеграмма».

Цели: 1.Обучение анализу произведений на нравственно-  этические темы через характеристику литературных

               героев.

            2.Развитие навыков работы со стратегиями         критического мышления,   стимулирующими

               речевую деятельность учащихся.

           3.Воспитание умения слушать собеседника,   воспитание доброты,  чуткости, отзывчивости и

              милосердия.

 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, с использованием   

                   стратегий  развития критического мышления.

Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,                        «Перекрестная   дискуссия».

Оборудование: портрет писателя, изречения,      интерактивная    доска.

              Ход урока.

  1. Мотивация деятельности.

      Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.

        Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:

           Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.

   Все мы в долгу перед нашими матерями.

                                    Чингиз Айтматов.

  1. Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

Любовь

есть что? /чувство/                                         чья /материнская/

какое?                                                                                                     какая?

высокое, благородное                                           самозабвенная, бескорыстная

что делает?

обязывает

кого?

нас

как?

жить посовести

Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями

  Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.

     Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский.

1) Что такое телеграмма?/извещение/

2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/

3) По какому случаю посылают телеграммы:

а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения

б) Приглашения

в)Какова же основная тема рассказа?

             - Тема старости и одиночества

           - Взаимоотношение дочери и матери.

           - Тема неискупимой вины перед матерью

           - Тема любви к ближнему.

4.Прошу учащихся рассказать в каких условиях жила Катерина Петровна?/ краткий пересказ/

5.Так, кто виноват в одинокой старости Катерины Петровны?

/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/

1-ая группа дает положительную характеристику Насти

2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти

Настя положительные качества

Настя отрицательные качества

6.А теперь проведем перекрестную дискуссию

Дискуссия начинаем с правил ее ведения.

Правила дискуссии

1. Не следует перебивать говорящего.

Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими

2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность

3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным

Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:

                        - аргумент одной команды

              - контраргумент другой.

 

й вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.

     Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.

     А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость.

     Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз.

     Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя:

 «… раз пишет – значит, жива, - так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.

7). Подведение итогов работы:

        Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.

               Положительная сторона:

  1. Настя
  2. Милая, заботливая.
  3. Переживает, устраивает, доказывает.
  4. Забота о человеке становится прекрасной реальностью.

   

              Отрицательная сторона:

 

  1. Настя
  2. Сольвейг.
  3. Пустельга
  4. Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная
  5. Забывает, зазнается, любит комфорт.
  6. Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!
  7. Забота о человеке становится прекрасной реальностью

Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню?

Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/

8). А что бы вы посоветовали Насте в её ситуации?  

9)Чтение стихотворения

10)Напишите телеграмму от имени Насти

Домашнее задание                                          

Чингиз Айтматов  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе »


Сш № 32 им. В. В. Маяковского

















Сабирова М.К.




2009 учебный год


Тема: Урок внеклассного чтения К.Паустовский

«Телеграмма».


Цели: 1.Обучение анализу произведений на нравственно-

этические темы через характеристику литературных

героев.

2.Развитие навыков работы со стратегиями

критического мышления, стимулирующими

речевую деятельность учащихся.

3.Воспитание умения слушать собеседника,

воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и

милосердия.


Тип урока: Урок усвоения новых знаний, с использованием

стратегий развития критического мышления.



Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,

«Перекрестная дискуссия».


Оборудование: портрет писателя, изречения,

интерактивная доска.


Ход урока.

  1. Мотивация деятельности.

Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.

Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.

Все мы в долгу перед нашими матерями.

Чингиз Айтматов.

  1. Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).

Любовь

есть что? /чувство/ чья /материнская/


какое? какая?

высокое, благородное самозабвенная, бескорыстная

что делает?

обязывает

кого?

нас

как?

жить посовести

Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями

Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.

Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский.

1) Что такое телеграмма?/извещение/

2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/

3) По какому случаю посылают телеграммы:

а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения

б) Приглашения

в)


  1. Какова же основная тема рассказа?

- Тема старости и одиночества

- Взаимоотношение дочери и матери.

- Тема неискупимой вины перед матерью

- Тема любви к ближнему.


4.Прошу учащихся рассказать в каких условиях жила Катерина Петровна?/ краткий пересказ/





5.Так, кто виноват в одинокой старости Катерины Петровны?

/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/

1-ая группа дает положительную характеристику Насти

2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти

Настя положительные качества

Настя отрицательные качества







6.А теперь проведем перекрестную дискуссию

Дискуссия начинаем с правил ее ведения.

Правила дискуссии

1. Не следует перебивать говорящего.

Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими

2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность

3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным


Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:

- аргумент одной команды

- контраргумент другой.











































Общий вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.


Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.


А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость.

Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз.

Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя:

«… раз пишет – значит, жива, - так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.


7). Подведение итогов работы:


Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.


Положительная сторона:

  1. Настя

  2. Милая, заботливая.

  3. Переживает, устраивает, доказывает.

  4. Забота о человеке становится прекрасной реальностью.

Отрицательная сторона:


  1. Настя

  2. Сольвейг.

  3. Пустельга

  4. Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная

  5. Забывает, зазнается, любит комфорт.

  6. Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!

  7. Забота о человеке становится прекрасной реальностью


Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню?

Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/


8). А что бы вы посоветовали Насте в её ситуации?

9)Чтение стихотворения

10)Напишите телеграмму от имени Насти

Домашнее задание


Чингиз Айтматов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе

Автор: Сабирова Мария Калиевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства