Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе
Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе
Тема: Урок внеклассного чтения К.Паустовский
«Телеграмма».
Цели: 1.Обучение анализу произведений на нравственно- этические темы через характеристику литературных
героев.
2.Развитие навыков работы со стратегиями критического мышления, стимулирующими
речевую деятельность учащихся.
3.Воспитание умения слушать собеседника, воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и
милосердия.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, с использованием
стратегий развития критического мышления.
Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн», «Перекрестная дискуссия».
Оборудование: портрет писателя, изречения, интерактивная доска.
Ход урока.
Мотивация деятельности.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
Чингиз Айтматов.
Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).
Любовь
есть что? /чувство/ чья /материнская/
какое? какая?
высокое, благородное самозабвенная, бескорыстная
что делает?
обязывает
кого?
нас
как?
жить посовести
Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями
Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.
Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский.
1) Что такое телеграмма?/извещение/
2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/
3) По какому случаю посылают телеграммы:
а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения
б) Приглашения
в)Какова же основная тема рассказа?
- Тема старости и одиночества
- Взаимоотношение дочери и матери.
- Тема неискупимой вины перед матерью
- Тема любви к ближнему.
4.Прошу учащихся рассказать в каких условиях жила Катерина Петровна?/ краткий пересказ/
5.Так, кто виноват в одинокой старости Катерины Петровны?
/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/
1-ая группа дает положительную характеристику Насти
2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти
Настя положительные качества
Настя отрицательные качества
6.А теперь проведем перекрестную дискуссию
Дискуссия начинаем с правил ее ведения.
Правила дискуссии
1. Не следует перебивать говорящего.
Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими
2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность
3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным
Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:
- аргумент одной команды
- контраргумент другой.
й вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.
Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.
А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость.
Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз.
Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя:
«… раз пишет – значит, жива, - так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.
7). Подведение итогов работы:
Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.
Положительная сторона:
Настя
Милая, заботливая.
Переживает, устраивает, доказывает.
Забота о человеке становится прекрасной реальностью.
Отрицательная сторона:
Настя
Сольвейг.
Пустельга
Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная
Забывает, зазнается, любит комфорт.
Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!
Забота о человеке становится прекрасной реальностью
Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню?
Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/
8). А что бы вы посоветовали Насте в её ситуации?
9)Чтение стихотворения
10)Напишите телеграмму от имени Насти
Домашнее задание
Чингиз Айтматов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма" в 9 "А" классе »
Сш № 32 им. В. В. Маяковского
Сабирова М.К.
2009 учебный год
Тема: Урок внеклассного чтения К.Паустовский
«Телеграмма».
Цели: 1.Обучение анализу произведений на нравственно-
этические темы через характеристику литературных
героев.
2.Развитие навыков работы со стратегиями
критического мышления, стимулирующими
речевую деятельность учащихся.
3.Воспитание умения слушать собеседника,
воспитание доброты, чуткости, отзывчивости и
милосердия.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, с использованием
стратегий развития критического мышления.
Стратегия : « Т – схемы», «Синквейн»,
«Перекрестная дискуссия».
Оборудование: портрет писателя, изречения,
интерактивная доска.
Ход урока.
Мотивация деятельности.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
Чингиз Айтматов.
Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор. (Один ученик выполняет работу на доске, остальные – в тетрадях).
Любовь
есть что? /чувство/ чья /материнская/
какое? какая?
высокое, благородное самозабвенная, бескорыстная
что делает?
обязывает
кого?
нас
как?
жить посовести
Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями
Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.
Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский.
1) Что такое телеграмма?/извещение/
2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/
3) По какому случаю посылают телеграммы:
а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения
б) Приглашения
в)
Какова же основная тема рассказа?
- Тема старости и одиночества
- Взаимоотношение дочери и матери.
- Тема неискупимой вины перед матерью
- Тема любви к ближнему.
4.Прошу учащихся рассказать в каких условиях жила Катерина Петровна?/ краткий пересказ/
5.Так, кто виноват в одинокой старости Катерины Петровны?
/заполняем Т-схему, отвечая на этот вопрос/
1-ая группа дает положительную характеристику Насти
2-ая группа дает отрицательную характеристику Насти
Настя положительные качества
Настя отрицательные качества
6.А теперь проведем перекрестную дискуссию
Дискуссия начинаем с правил ее ведения.
Правила дискуссии
1. Не следует перебивать говорящего.
Нужно выслушать всех до конца не говорить одновременно с другими
2. Необходимо уважать различные мнения, любые имеют ценность
3. На уроке во время дискуссии нужно быть внимательны и активным
Начинаем перекрестную дискуссию по принципу:
- аргумент одной команды
- контраргумент другой.
Общий вывод сообщит группа экспертов с индивидуальным заданием.
Проявляя чуткость к чужому человеку, Настя забывала о собственной матери, письмо которой ей даже некогда было прочитать.
А на открытии выставки присутствующие рассуждали о том, как Настя прекрасно поступила, когда извлекла Тимофеева на свет божий. Все отмечали её внимание к художнику, её чуткость.
Забота Насти о другом человеке, повседневные дела оттеснили мать на второй план. Мы считаем, что ей просто не хотелось ехать из-за переполненных поездов, пересадок, материнских слёз.
Мы не одобряем позицию Насти, которая успокаивает себя:
«… раз пишет – значит, жива, - так может думать лишь неблагодарный, равнодушный человек.
7). Подведение итогов работы:
Предлагаю учащимся два синквейна характеризующих Настю с положительной и отрицательной стороны.
Положительная сторона:
Настя
Милая, заботливая.
Переживает, устраивает, доказывает.
Забота о человеке становится прекрасной реальностью.
Отрицательная сторона:
Настя
Сольвейг.
Пустельга
Чистолюбивая, двуличная, эгоистичная
Забывает, зазнается, любит комфорт.
Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо!
Забота о человеке становится прекрасной реальностью
Какой из этих двух синквейнов точнее характеризует героиню?
Может ли быть человек полностью плохим или полностью хорошим?/нет/