kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают учителя на активное внедрение самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя. В процессе обучения "Обществознанию" я ставлю цель- способствовать социализации личности в обществе. Этому помогает деловая игра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках обществознания »

Деловая игра, как метод активного обучения. 

Фгос нового поколения нацелены на активную деятельность обучающегося при непосредственной направляющей роли учителя. Как же мотивировать студентов к получению знаний именно таким образом?

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Современная методика преподавания имеет на сей счет несколько точек зрения. Рассмотрим одну из них:

А.М. Смолкин дает следующее определение:

«Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты».

Я преподаю обществознание в колледже, работаю с возрастной категорией старших школьников. Изучение содержания учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) направлено на достижение некоторых следующих целей:


  • воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

  • развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка.

Одной из метапредметных задач курса является социализация студентов, интегрирование их в общество граждан с полной правоспособностью. В курсе» Обществознание» есть раздел «Политика», где мы проходим тему» Я и выборы». Как правило, мы устраиваем с ребятами деловую игру «Парламентские выборы». Вот, где раскрывается каждый их них!

Деловую игру впервые использовала М.М. Бирнштейн еще в 1932 году в Ленинграде как игровой метод в обучении.

На 1991 год в мире использовалось более 2000 деловых игр из них только в бывшем СССР и США – свыше 1200. Распростроняются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

В процессе подготовки к игре, мы распределяем роли, разрабатываем стратегии политических платформ, учимся выступать и дебатировать…

В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.

2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.

3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…»

На наши деловые политические игры мы приглашаем представителей региональных отделений политических партий, представителей их молодежных организаций. Часто случается, что после такого сотрудничества ребята вливаются в их ряды .

Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Большая роль отводится подготовке к самой игре. Ключевую задачу выполняет здесь – преподаватель.

Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.

В учебном процессе колледжа – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры  - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. После таких игр меняются межличностные отношения в группе.

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.

Я обычно учитываю индивидуальные особенности студента, что помогает ему раскрыться в деловой игре.

5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:

·   игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

·   максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

·   создание атмосферы поиска и непринужденности;

·   тщательная подготовка учебно-методической документации;

·   четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

·   выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

·   наличие необходимого оборудования.

В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.

Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.

Положительное в деловой игре: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Таким образом, для социализации студентов деловая игра является хорошим «трамплином» в самостоятельную жизнь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деловая игра на уроках обществознания

Автор: Панченкова Ирина Ивановна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Деловая игра. "Выборы президента""
    ["seo_title"] => string(31) "delovaia_igra_vybory_prezidenta"
    ["file_id"] => string(6) "476285"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535101653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок- познавательная  игра по обществознанию:   « Конкурс документов Интеллект-сервис». "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-poznavatiel-naia-ighra-po-obshchiestvoznaniiu-konkurs-dokumientov-intielliekt-siervis"
    ["file_id"] => string(6) "101658"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402425358"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»"
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaobshchiestvoznaniiav9klassiepotiemiepravoieghorolvzhizniobshchiestvaighosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "309564"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458821046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок-деловая игра по обществознанию "Избирательная кампания" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-dielovaia-ighra-po-obshchiestvoznaniiu-izbiratiel-naia-kampaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209448"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431170920"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок обществознания "Демократические выборы" 11 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "urok_obshchestvoznaniia_demokraticheskie_vybory_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "485859"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542285715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства