Современные федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают учителя на активное внедрение самостоятельной работы обучающихся под руководством учителя. В процессе обучения "Обществознанию" я ставлю цель- способствовать социализации личности в обществе. Этому помогает деловая игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра на уроках обществознания »
Деловая игра, как метод активного обучения.
Фгос нового поколения нацелены на активную деятельность обучающегося при непосредственной направляющей роли учителя. Как же мотивировать студентов к получению знаний именно таким образом?
Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Современная методика преподавания имеет на сей счет несколько точек зрения. Рассмотрим одну из них:
А.М. Смолкин дает следующее определение:
«Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты».
Я преподаю обществознание в колледже, работаю с возрастной категорией старших школьников. Изучение содержания учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) направлено на достижение некоторых следующих целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка.
Одной из метапредметных задач курса является социализация студентов, интегрирование их в общество граждан с полной правоспособностью. В курсе» Обществознание» есть раздел «Политика», где мы проходим тему» Я и выборы». Как правило, мы устраиваем с ребятами деловую игру «Парламентские выборы». Вот, где раскрывается каждый их них!
Деловую игру впервые использовала М.М. Бирнштейн еще в 1932 году в Ленинграде как игровой метод в обучении.
На 1991 год в мире использовалось более 2000 деловых игр из них только в бывшем СССР и США – свыше 1200. Распростроняются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше, Чехии, Словакии и др.
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
В процессе подготовки к игре, мы распределяем роли, разрабатываем стратегии политических платформ, учимся выступать и дебатировать…
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы…»
На наши деловые политические игры мы приглашаем представителей региональных отделений политических партий, представителей их молодежных организаций. Часто случается, что после такого сотрудничества ребята вливаются в их ряды .
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Большая роль отводится подготовке к самой игре. Ключевую задачу выполняет здесь – преподаватель.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
В учебном процессе колледжа – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. После таких игр меняются межличностные отношения в группе.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
2. Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.
3. Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.
Я обычно учитываю индивидуальные особенности студента, что помогает ему раскрыться в деловой игре.
5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:
· игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
· максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
· четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
· выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
· наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.
Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой преподавателя, который проводил игру.
Положительное в деловой игре: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Таким образом, для социализации студентов деловая игра является хорошим «трамплином» в самостоятельную жизнь.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(177) "Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»"
["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaobshchiestvoznaniiav9klassiepotiemiepravoieghorolvzhizniobshchiestvaighosudarstva"
["file_id"] => string(6) "309564"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1458821046"
}
}