kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек и общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция для студентов Алексеевского агротехнического техникума по дисциплине: обществознание. Тема раздела: Человек и общество.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество»

Обществознание (включая экономику и право) Филатова Наталья Ивановна


Раздел: Человек и общество

Тема: Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Человек – существо биологического вида.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.

Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

Интеллект.

Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы - повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.). Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.

Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.

Гениальность - высшая степень развития таланта.

Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.

На него оказывают влияние:

- наследственность

- социальная среда

- самовоспитание

Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

Темперамент не меняется в течение жизни.

Виды темперамента: ( Гиппократ)

холерик (желтая желчь); флегматик (лимфа); сангвиник (кровь); меланхолик (черная желчь)

Личность-субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

Аномальная (патологическая) личность.

Асоциальная личность.

Три подхода к трактовке личности:

Антропологический (Фейербах)-личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.

Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже)- личность как объект и продукт социальных отношений.

Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Факторы, влияющие на формирование личности:

Генетический; индивидуальный опыт человека; социальное окружение; культурная среда

Личность

- имеет активную жизненную позицию

- имеет систему ценностей

- воздействует на развитие других людей.

Этапы становления личности:

адаптация- усвоение действующих в обществе норм, приспособление; индивидуализация; интеграция.

Типы личности:

социабельная (легко идущая на контакты); эскейпик; нигилист; реакционер; реформатор; революционер.

Черты личности:

устойчивые

а) направленность

- общественная

-эгоистическая

-деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс)

б) жизненные установки

-когнитивные (знания)

-эмоциональные

-поведенческие (готовность к осуществлению деятельности)

в) убеждения

изменчивые

а) поведение

б) настроение

в) эмоции

г) жизненный опыт

Немаловажный фактор формирования личности – социальная среда. Социальные отношения – это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация – это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Агенты социализации.

Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.

- здоровье

- самореализация

- материальная обеспеченность

- социальный статус

- личностные отношения

Концепции смысла жизни:

Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

Гедонизм – жизнь – наслаждение

Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.

Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.

Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.

Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.

Фрустация - безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.

Человеческая деятельность.

Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

Субъект- тот, кто осуществляет деятельность

Объект – тот, на кого направлена деятельность.

Субъект и объект могут совпадать.

Структура деятельности:

  1. Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

  2. Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

  3. Действия - конкретные шаги для достижения цели.

Виды действий по Веберу:

1. целерациональные - в основе продуманная цель

2. ценностнорациональные - принципы и убеждения

3. аффективные - эмоциональное состояние

4. традиционные - привычка

Мотив- побуждение к деятельности.

Мотивами деятельности являются:

1.Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Группы потребностей.

2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом (семьянин)

3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы

4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.

Общение.

Общение - процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Общение как способ передачи информации.

Коммуникация - односторонний процесс передачи информации ( телеграмма)

Виды общения:

по средствам

вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.

невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система ( паузы, темп речи, эмоции).

Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок

Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск

Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное – через посредников

По субъектам: между реальными партнерами: между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки); между реальным и воображаемым партнером (человек-внутренний голос); между воображаемыми партнерами (герои книг)

Участники общения:

доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать)

недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)

1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)

2. ригидный (основателен, вдумчив)

Формы общения: служебное (деловое); повседневное (бытовое); убеждающее; ритуальное (этикет); межкультурное; развлекательное (досуговое).

Роль общения в жизни общества:

дает знания об окружающем мире, передача знаний

усвоение социальных норм, способ взаимодействия

помогает развитию понимания оценка других людей

развитие личности, самооценка

Проблема познаваемости мира. Понятие, виды познания.

Познание:

- процесс изучения различных сторон объективной реальности;

- процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, обусловленное общественно исторической практикой;

- часть духовного производства, результатом которого выступает знание в многообразных формах.

Истина – процесс верного, правильного отражения действительности в сознании человека. Путь к истине труден, сложен, противоречив.

Признаки истины:

Объективность; выражена в понятиях, законах, теориях; непротиворечивость; постижение в процессе, а не одномоментно; простота; красота; самокритичность; конкретность, а не абстрактность.

Критерии истины.

Универсального критерия не существует. Не все поддается оценке с точки зрения истинности и логичности. Существуют альтернативные трактовки, критериями служат:

  • практика

  • логика

  • ясность

  • отчетливость

  • хороший вкус

  • общая значимость

  • красота

Истина имеет свойство:

  • абсолютности

Полное, исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки, к ней стремится познание

  • относительности

Конечные, этапные, ограниченные моменты познания. Определенная ступень познания, зависящая от возможности времени. Выражает изменчивость знания, неполноту, условность, приблизительность, незавершенность

Кроме того, истина обладает свойством объективности и конкретности, она отражает реальное положение вещей, мир как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина по форме субъективна.

Абсолютная и относительная истина – не сорта, а аспекты истины, их разница в полноте и точности, это не свойство объекта, а характеристика знаний о нем.

Заблуждение – знание, несоответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизации результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждение – необходимый момент, возможная форма познания, постоянный спутник истины. Источник заблуждения – ограниченность, ущербность практики и познания.

ложь – преднамеренное искажение истины в конкретных целях

ошибка – результат неправильных действий

В отличие от них, заблуждение – это характеристика знания. Заблуждения либо преодолеваются, либо превращаются в истинные знания.

Выделяют следующие виды познания: индивидуальное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Чувственное и рациональное познание.

Познание имеет два уровня (две стороны):

1. чувственное познание (или сенситивное) (от нем. sensitiv — воспринимаемый чувствами), осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);

2. рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Человек и общество

Автор: Филатова Наталья Ивановна

Дата: 02.10.2018

Номер свидетельства: 479455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка уроков Изобразительное искусство (область Искусство)  Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время»  Класс: 5 "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-razrabotka-urokov-izobrazitiel-noie-iskusstvo-oblast-iskusstvo-tiema-iii-chietvierti-diekor-chieloviek-obshchiestvo-vriemia-klass-5"
    ["file_id"] => string(6) "145423"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418915119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Использование ИКТ на уроках Человек.Общество.Право. "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-chieloviek-obshchiestvo-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "133274"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416490090"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по теме " Основы философии"  Предмет "Человек. Общество. Право" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(141) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-posliedovatiel-nykh-urokov-po-tiemie-osnovy-filosofii-priedmiet-chieloviek-obshchiestvo-pravo-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144151"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418660420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Человек - общество". Тренировочные задания "
    ["seo_title"] => string(49) "chieloviek-obshchiestvo-trienirovochnyie-zadaniia"
    ["file_id"] => string(6) "205456"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429891813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока Человек.Общество.Право по теме: "Происхождение человека""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_chieloviek_obshchiestvo_pravo_po_tiemie_proiskhozhdieniie_chielo"
    ["file_id"] => string(6) "354173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477999766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства