Городское управление образованием администрации
г. Черногорска
«Основная общеобразовательная школа № 13» - филиал
Муниципального бюжетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Предмет: Изобразительное искусство (область Искусство)
Методические разработки уроков по теме:
Декор – человек, общество, время.
Автор:
Чернышова Е.В.
Учитель ИЗО.
г. Черногорск. 2014 год.
Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время»
Класс: 5
Учитель: изобразительного искусства Елена Владимировна Чернышова
«Основная общеобразовательная школа №13» - филиал Муниципального учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7»
Название курса: «Декоративно-прикладное искусство»
Перечень уроков по данной теме:
Тема урока 1: «Одежда говорит о человеке» - изучение нового материала
Тема урока 2: «О чём рассказывают гербы» - изучение нового материала
Тема урока 3: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» - обобщение темы четверти
Роль и место данных уроков в теме курса:
Тема «Декор – человек, общество, время» является важнейшей для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далёких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности – так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.
Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Урок 1
Тема: «Одежда говорит о человеке»
Цели и задачи урока:
Познакомить учащихся с декоративным искусством западной Европы эпохи Средневековья.
Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, культуре.
Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории.
Оборудование и материалы урока:
• Бумага, краски (гуашь, акварель), акварельные карандаши (по выбору учащихся), баночки с водой, кисти, бумажные салфетки, палитра.
• Компьютерная презентация по теме урока.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный
План урока:
1.Оргмомент. Отметить отсутствующих. Проверить подготовку к уроку. – 2 мин.
2. Повторение по теме
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»: - 3 мин.
Сообщение темы, цели урока. – 1 мин.
Объяснение нового материала: - 11 мин.
- показ обучающей презентации на тему «Костюмы эпохи Средневековья».
6. Практическая работа учащихся. – 23 мин.
В соответствии с темой урока учащиеся выполняют эскизы людей в костюмах средневековья по своему выбору.
7. Контроль за выполнением творческого задания – в течение урока индивидуально.
8. Анализ практической деятельности. – 5 мин.
- показ готовых работ
- оценки.
- домашнее задание – закончить рисунки.
Ход урока
Беседа.
Давайте вспомним, что одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений, т.е. его роли.
На прошлом уроке мы говорили о Древнем Египте и Древнем Китае.
Чем отличались костюмы древних египтян (фараона, знатных людей, жреца, чиновника и т.п.)? А в Древнем Китае?
Как можно было по одежде и украшениям в Древнем Египте и Древнем Китае определить положение человека в обществе?
Тема нашего урока: «Одежда говорит о человеке»
А о чём вы вспоминаете, когда идёт разговор о средневековой культуре?
- рыцарских турнирах
- крестовых походах
- о прекрасных дамах
- о вельможах и королях.
Давайте посмотрим презентацию о средневековых костюмах.
Беседа в процессе показа презентации.
Декоративно-прикладное искусство этого времени совершенно не похоже на египетское и китайское своими формами, орнаментом, цветом, но суть декора (украшения) остаётся та же: выявлять, подчёркивать роль людей, их отношения в обществе.
Какое великолепие царит в парадных интерьерах дворцов! На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Всё было направлено на возвеличивание короля, выше которого не было никого в государстве.
Костюм этого времени был необычайно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Он гармонировал с парадными интерьерами дворца и был с ними един по стилю.
Костюм короля украшали алмазы, бриллианты, золото и серебро. Роскошь, огромная стоимость королевского костюма должны были говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств.
Французские аристократы стремились подражать в одежде королю, который был главным законодателем придворной моды.
Модная мужская одежда той эпохи под названием жюстокор, что означает «точно по телу».
Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жёстком каркасе. Женские платья, перегруженные декоративной отделкой, выглядели настоящей драгоценностью.
Как видите, высокопоставленные особы утверждали своё положение в обществе через костюм, представляющий собой причудливые сооружения, искусно «вылепленные» тканью, чрезмерно обогащённые разнообразным декором.
Чёткие разграничения в одежде существовали и в королевском войске.
Офицеры Франции и Германии носили дорогие костюмы, также богато украшенные.
Судьи, учёные, медики, чиновники и другие должностные лица носили широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами.
А так выглядела одежда крестьян. Она проста и мало подвержена моде. Мужчины поверх рубахи надевали куртку, на голову - войлочную шляпу, носили широкие удобные штаны и обувь из толстой кожи.
Теперь вы поняли, что костюм – это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию или группе людей в обществе.
Роль декора не уменьшилась и сегодня. Люди одеваются по-разному: в торжественных случаях надевают одни одежды, а в будни или в скорбные моменты – другие.
Вопросы после просмотра презентации для закрепления нового материала:
- можно ли по одежде судить о месте человека в обществе?
- какой бы вы выбрали костюм для себя, если бы была возможность пофантазировать?
- а в наше время как одежда человека говорит о его принадлежности к той или иной профессии? О различных моментах его жизни?
Теперь мы можем сделать вывод о том, что декор вносит порядок в жизнь человеческого общества, строит общение людей. Так в любом обществе – с древнейших времён и до наших дней.
Постановка художественной задачи.
Сегодня вы изобразите людей в исторических костюмах эпохи Средневековья.
Вспомните, что вы увидели и узнали сейчас на уроке.
Смысловой центр композиции следует подчеркнуть выразительным рисунком, величиной изображения, цветом, деталями.
Практическая работа учащихся.
В соответствии с темой урока учащиеся выполняют эскизы людей в костюмах средневековья по своему выбору.
Подведение итогов.
1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.
Уборка рабочих мест.
Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы.
Презентация на тему «Костюмы эпохи Средневековья».
Методическая литература.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-176с.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл. методическое пособие./ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2007.-109с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.-170с.
Материал с Интернета: Фестиваль «Открытый урок».mht
Урок 2
Тема урока: «О чем рассказывают гербы»
Цели и задачи урока:
– дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся.
– осмысление места декоративного искусства в жизни общества.
Научить проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию.
Продолжать формировать художественные знания, умения и навыки.
Воспитывать любовь к прекрасному, интерес к предмету.
Задание: Импровизация на тему гербов.
Материалы:
для учащихся: альбом, гуашь, кисти, карандаш, резинка, клеёнка, тряпочка;
для учителя: презентация, учебник 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А.Горяева, раздаточный материал для учащихся.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный
План урока:
1. Орг. момент Приветствие, проверка подготовки к уроку. - 2 мин.
Объяснение нового материала, с использованием презентации - 13 мин.
Практическая работа учащихся. – 25 мин.
В соответствии с темой урока учащиеся выполняют рисунок своего собственного герба.
5. Контроль за выполнением творческого задания – в течение урока индивидуально.
6. Анализ практической деятельности. – 5 мин.
- показ готовых работ
- оценки.
- домашнее задание – закончить рисунки.
Ход урока
1. Показ презентации.
Когда и как появились гербы.
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах (штандартах) и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
Как зародилась геральдика.
В 14-15 веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников.
Именно в эпоху средневековья в Европе появились новое искусство и новая наука – ГЕРАЛЬДИКА, связанная с составление гербов.
ГЕРАЛЬДИКА (от ср.-век. лат. heraldus — глашатай), гербоведение, составление дворянских, цеховых и земельных гербов. В наиболее распространенном понимании геральдика занимается гербами, появившимися в европейском средневековье.
Наряду с геральдическими в украшении гербов использовались негеральдические фигуры – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (дракон, единорог, гриф и др.)
Цвет тоже имел символическое значение.
Желтые и белые цвета соответствовали цвету золота и серебра (металлы). Золото считалось символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты.
Использовались еще пять цветов: червленый (темно-красный) – символ любви, смелости, голубой – символ красоты и величия; зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) – могущества; черный – мудрости.
Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры - щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.
Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло, смуту; дракон – могущество; рука – храбрость.
2. Вопросы после просмотра презентации:
3. Постановка художественной задачи.
Сегодня, ребята, вы тоже попробуете создать свой герб, который бы мог рассказать о вашем характере, увлечениях, используя полученные знания на уроке.
Составляя герб, учитывайте традиционные формы, но одновременно и изобретать свои, смело фантазируя.
Смысловой центр композиции следует подчеркнуть выразительным рисунком, величиной изображения, цветом.
4. Практическая работа: придумать и изобразить свой собственный герб.
5. Закрепление нового материала.
В каком веке был изобретён герб?
Что означает термин геральдика?
Как герб был связан с рыцарем?
Расскажите о символике цвета в гербах.
Назовите основные части герба.
6. Итог урока.
Экспресс-просмотр рисунков, анализ их достоинств.
- Кому удалось лучше передать свой характер в гербе?
- Выберите рисунки, выполненные наиболее удачно.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы.
Презентация на тему «О чём рассказывают гербы».
Раздаточный материал для учащихся.
Методическая литература.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-176с.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл. методическое пособие./ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2007.-109с.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.-170с.
Материал с Интернета: Фестиваль «Открытый урок».mht
Вспомогательный раздаточный материал для учащихся
Правила составления гербов
Лист-справочник.
Основа герба – щит:
· треугольный – варяжский, норманнский;
· овальный – итальянский;
· квадратный с округлостью внизу – испанский;
· четырехугольный с заострением внизу – французский;
· фигурный – немецкий.
Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. Символика их такова:
· красный – «мужество», «страсть»;
· голубой – «величие», «красота, ясность»;
· зеленый – «изобилие, свобода, надежда»;
· пурпурный – «власть»;
· черный – «печаль, скромность», «постоянство»;
· серебро (белый) – «чистота и скромность», «благородство»;
· золото (желтый) – «богатство, сила, верность», «знатность».
Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род. Символика изображений на щитах:
· лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
· журавль – бдительность, осторожность;
· лилия – расцвет и успех;
· единорог – непобедимость;
· гриф – неустрашимость и свирепость;
· кошка – независимость;
· волк – злость и жадность;
· кабан – бесстрашие;
· петух – воинственность;
· павлин – хвастовство;
· розы – чистота, святость;
· лилии – расцвет;
· ключи – открытость.
Кроме того, существовало множество других фигур и эмблем, позволявших обозначать в иносказательной форме чуть ли не все качества и деяния человеческого рода (неодушевленные предметы, животные, растения, мифические персонажи и др.)
Внизу щита помещался девиз; он, как правило не менялся со временем.*
*Заимствовано из книги М.Л. Несмеловой «История средних веков. Конспекты для учителя истории », ч.I, М., 2001
Урок 3
Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
(обобщающий урок-викторина)
Цели и задачи урока:
Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.
Формирование познавательного интереса детей к культуре и истории разных народов.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Оборудование и материалы: игра-презентация, карточки-задания, викторина, кроссворд, учебник 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А.Горяева, раздаточный материал для учащихся.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Тип урока: урок-викторина
Методы: игровой
План урока:
Организационный момент.
Класс делится на 3 команды. Каждая выбирает себе название, связанное с темой четверти: «Цветок лотоса», «Жёлтый дракон», «Великолепный король» и т.п. - 5 мин.
Сообщение темы урока. Выполнение командами эмблемы, отражающей название. - 10 мин.
Выполнение заданий. Ответы на вопросы викторины. Разгадывание кроссворда. Игра «Исторические силуэты».
На каждое задание по 5 мин. - 25 мин.
Подведение итогов игры-викторины. - 5 мин.
Ход урока
Каждой команде выдаются карточки с одинаковыми заданиями, учащиеся отвечают письменно, после каждого задания подсчитываются баллы.
Задание 1.
1. Соотнесите к культуре каких древних народов относятся названия этих костюмов?
ЖЮСТОКОР - Китай
ХАЛАТ - Египет
КАЛАЗИРИС - Европа
Какое слово здесь лишнее?
Герб, эмблема, символ, щит, краски.
Какое слово здесь зашифровано: ДЬАРЕЛГАИК?
Что вы знаете о языке геральдики?
Как в наше время используется принципы геральдики?
Задание 2.
Можно ли судить по одежде о профессии человека в наше время? Приведите примеры.
Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?
Что значит украсить вещь?
Верно ли утверждение, что детали и украшения костюмов соответствуют данным правителям?
Император: - клафт, тиара, жезл, бич, набедренник, ожерелье в виде солнца;
Король: - жёлтый халат с вышивкой дракона, золотая пластина с драгоценными камнями и драконом;
Фараон: - парча, позумент, кружевные манжеты, банты, парик, шляпа с страусинными перьями, жюстокор.
Задание 3.
А сейчас мы посмотрим, как вы теперь можете отличать по силуэтам принадлежность человека к определённой эпохе и стране.
Игра «Исторический силуэт» в виде презентации. Исторические силуэты.ppt
Просмотрев силуэты разных эпох, учащиеся записывают цифру силуэта соответствующего тому или иному историческому периоду.
Проверка ответов.
Древняя Греция-3
Древний Египет-2
Древний Рим-4
Древняя Япония-5
Европа XIX века-1
Северная Америка-6
Задание 4.
Назовите правителей:
А. Древнего Египта
Б. Древнего Китая
В. Средневековой Европы
1. 2. 3.
2. Кто использовал для украшения костюма следующие символы, узоры и детали?
1. 2. 3.
А) король
Б) фараон
В) император
3. Украшения и предметы интерьера какой культуры изображены?
1.
2. 3.
А. Китая
Б. Египта
В. Европы
Задание 5.
Кроссворд на тему четверти:
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
| | | | | 3 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 4 | | | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 2 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 9 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 10 | | | | | | | | |
| 5 | | | | | | | | | | | | | | 11 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | |
| | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 13 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 15 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Полновластный правитель Египта.
4. Знак-оберег в Древнем Египте.
9. Что такое украшение?
5. Символ китайского императора.
7. Наука, связанная с составлением гербов.
13. Двойная корона – знак власти фараона.
15. Украшение стен во дворце короля.
По вертикали:
3. Изготавливали для царской мумии из драгоценных металлов.
2. Священный символ фараона.
8. Подсвечник в драгоценном уборе.
6. Символизировал долголетие в Древнем Китае.
10. Символ богатства.
11. Самая важная часть герба.
12. Ожерельем из них украшал себя древний охотник.
14. Цветок – символ могущества и бессмертия.
6. Итог урока.
Подсчитываются баллы и определяются победители.
Выставление оценок наиболее активным учащимся.
Технические средства обучения.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактические материалы.
1. Игра «Исторический силуэт» в виде презентации.
2. Раздаточный материал для учащихся – карточки с заданиями.
3. Вопросы викторины.
4. Кроссворд.
Методическая литература.
1. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2000.-176с.
2. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5 кл. методическое пособие./ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2007.-109с.
3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2007.-170с.
4. Материал с Интернета:
Фестиваль «Открытый урок».mht
Аналитическая часть урока:
самоанализ урока.
Самоанализ урока
Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Наметить перспективы своей деятельности.