Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Тема:Быт и бытовые отношения
Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально-бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные
и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Хо д уроко в
I. Организационный момент
Человек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Но одни из нас ощущают себя от этого несчастными, а другие — умеют справляться с подобными явлениями.
«Радость жизни, умение подняться над серостью будней и показать нам, — писала о М. Пришвине его жена, — их смысл и красоту -все это не дано от рождения, а создано нравственной волей этого
человека, его убежденностью в добре жизни».
Как же сделать быт и бытовые отношения своими друзьями, а не врагами, как превратить их в радость жизни? Об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Тема урока: «Быт и бытовые отношения».
План уроков
1. Социально-бытовые интересы.
2. Материально-вещественная среда обитания человека.
3. Культура бытовых отношений.
4. Урбанизация и быт.
II. Изучение нового материала
1. Социально-бытовые интересы
В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения — устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми удовлетворения для своих первоочередных потребностей:
• в пище;
• жилище;
• поддержании здоровья;
• уходе за детьми;
• освоении духовных благ, культуры;
• общении;
• отдыхе;
• физическом и культурном развитии.
То есть речь идет о ценностях быта. Так ли уж важно рассматривать ценности быта? Какую роль они играют в жизни человека? Существуют разные классификации социально-бытовых интересов. Работая с пунктом 1 § 12, заполните таблицу «Социально-бытовые интересы».
Социально-бытовые интересы
Исследуя проблему удовлетворения социально-бытовых потребностей человека, ученые сделали вывод о том, что степень удовлетворенности у разных людей будет различна. Одним подавай дворец роскошный, а другие, подобно кинику Диогену, готовы жить в бочке и довольствоваться самым малым. Рассуждая об удовлетворенности социально-бытовых интересов, социологи оперируют следующими понятиями:
- Скажите, существует ли прямая взаимосвязь и взаимозависимость между уровнем жизни и образом жизни.
- Как вы считаете, какие объективные и субъективные факторы могут влиять на развитие социально-бытовых интересов?
2. Материально-вещественная среда обитания человека
- Каждого человека окружает определенная материально-вещественная среда обитания. Предположите, что может входить в ее состав. (Дом, необходимое количество одежды, необходимое количество обуви, посуда, мебель, набор бытовой техники.)
- Иногда люди становятся рабами вещей. Как вы понимаете смысл этого выражения?
- К каким последствиям может привести возникающий культ потребительства, культ вещей? Ответ аргументируйте.
Трудно спорить о том, должны мы или не должны заботиться о своем комфорте, удовольствиях. Но не забывайте об атмосфере, среде, где вы будете жить, творить, отдыхать. А вещи, их количество, расстановка — это лишь одно из средств создания этой среды.
3. Культура бытовых отношений
Материально-вещественная среда обитания служит для обеспечения комфортных условий жизни человека. Но при этом очень важно научиться правильному поведению, формировать культуру
бытовых отношений. Рассмотрим схему:
4. Урбанизация и быт
Внимательно прочитайте пункт 4 § 12 и ответьте на следующие вопросы:
- В чем вы видите особенность жизни людей в больших городах?
- Как следует рассматривать урбанизацию?
- Проанализируйте статистику городского населения.
- Как влияет процесс урбанизации на человека?
- Как изменяется психика человека?
- Какие меры предпринимают градостроители, чтобы нейтрализовать негативные явления, связанные с урбанизацией страны?
- Что можете предложить вы?
III. Итог уроков
В Германии более ста лет действует закон, по которому дети обязаны выполнять домашние работы. Законодательство определяет круг работ: до 6 лет — только игры; 6-10 лет — помощь в мытье посуды, мелкие покупки; 10-14 лет-уборка газонов, чистка обуви; 14-16 лет — работа на приусадебном участке.
- Предположите, почему круг обязанностей детей был распределен именно таким образом.
- Как вы думаете, почему и для чего был создан такой закон? Считаете ли вы, что подобный закон должен быть принят в России? Свой ответ обоснуйте.
Домашнее задание
Выучите § 12, выполните задания.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт