Урок Основы безопасности жизнедеятельности в рамках технологии критического мышления в 8 классе по теме «Опасные вещества. Средства бытовой химии».
Предмет: основы безопасности жизнедеятельности.
УМК:
Латчук В.Н., Марков В.В. « Основы безопасности жизнедеятельности».
Тема: «Опасные вещества. Средства бытовой химии».
Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД
Личностных:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения друг к другу, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметных:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логические рассуждения, делать выводы.
Предметных:
- Формирование представления об основных изучаемых понятиях: опасные вещества;
- Формирование умения безопасного обращения с опасными веществами.
Используемые приемы (прием) РКМ: стих, схема-кластер, ключевые слова, логическая цепочка, верные и неверные утверждения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
(Учитель читает стихотворение)
Их недаром называют
Ядовитым веществом.
При контакте возникают
Язвы ткани, и притом,
Попадая внутрь при вдохе,
Могут вызвать отравленье,
Шок, как от электротока,
Полную потерю зрения.
Также при контакте с ними
Осложнения возможны.
С веществами вот такими
Будьте осторожны. (Ю. Форостенко)
- О чем говорится в стихотворении?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
- Правильно! Опасные вещества. Записываем тему урока в тетрадь.
3. Стадия вызова.
- Какие опасные вещества вам известны?
( Обучающиеся перечисляют вещества: газ, алкоголь, ртуть, яды и т.д.)
- Правильно! Но с этими опасными веществами мы познакомимся позже. А сегодня поговорим о средствах бытовой химии, которые имеются у каждого из вас дома, т.к. современные жители не представляют, как можно обходиться без чистящих, моющих, дезинфицирующих средств, пятновыводителей, стиральных порошков и многих других средств.
( На доске написаны слова: белизна, мыло, опасность, уксусная эссенция, освежитель воздуха, дихлофос, врач, лекарства)
- Составьте рассказ из 3-5 предложений, какая может случиться чрезвычайная ситуация со словами, которые видите на доске.
( Работа в парах в течение 5 минут)
Заслушивается несколько историй.
4. Стадия осмысления. Работа по учебнику.
- А теперь почитаем учебник и узнаем – возможны такие ситуации, о которых вы мне поведали или нет. (15 минут).
- Что же вы узнали о веществах, которые имеются в ваших домах? Сейчас мы вместе создадим схему-кластер.
( Отвечая на вопросы учителя, ученики записывают кластер в тетрадь вслед за учителем, который создаёт схему на доске).
- На какие классы опасности делятся средства бытовой химии? ( Безопасные, малоопасные, ядовитые, огнеопасные).
- Как отличить вещества 2 класса опасности, т.е. малоопасные? ( Надпись на упаковке «Беречь от попадания в глаза».
- Какая надпись имеется на веществах, относящихся к 3 классу опасности? ( «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня»).
- А у 4 класса какая надпись? («Яд», «Ядовито»).
- Какие правила безопасности вы будете соблюдать при пользовании средствами бытовой химии? ( Нельзя нюхать и пробовать на вкус средства бытовой химии, внимательно изучить способ применения, использовать средство только по инструкции, соблюдать правила хранения.).
( Дети называют правила, записываются в схему ключевые слова).
Средства бытовой химии
Малоопасные
Нет записей
Безопасные
Беречь от попадания в глаза
Огнеопасные
Правила безопасности
Ядовитые
Ядовито
Яд
Хранение
Инструкция
Нельзя нюхать
Срок годности
Огнеопасно
Не распылять вблизи огня
5. Рефлексия. Итог урока.
Игра «Да – нет»: учитель задаёт вопрос, отвечают все сразу односложно.
- Могут ли быть опасными средства бытовой химии? ( Да).
- Дихлофос относится к малоопасным веществам? ( Нет).
- Нужна ли инструкция по применению средств бытовой химии? ( Да).
- Правила безопасности по применению средств бытовой химии запомнили? ( Да).
Домашнее задание: по желанию составить слоганы по данной теме, например: Чтоб не нашла тебя беда,
Соблюдай инструкцию всегда!
Почему при изучении данной темы целесообразно воспользоваться ТРКМ?
При изучении данной темы целесообразно использовать ТРКМ, так как она побуждает к познавательной активности, к самостоятельности в систематизации нового материала, к организации активной работы с информацией, умению анализировать информацию на разных уровнях; владеть техниками формулировки вопросов и повышению коммуникативного потенциала и общему развитию мыслящей личности .
Ссылки на материалы:
1.Загашев И., Заир-Бек С. "Критическое мышление: технология развития" http://piterbooks.ru
2.Методика обучения постановки вопросов к тексту http://lit.1september.ru/view_article.php?ID=200902120
3. Приемы технологии РКМ. shance.perm.ru›files/priemy_PKM.doc