МКОУ «Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе,
Учитель: Полунина А.М.
тема урока: Семья и быт
тип урока: урок - практикум
оборудование урока: учебник, печатные материалы, презентация
цель уроков: проанализировав изучаемые аспекты, доказать значимость социального института семьи и необходимости бережного отношения к её ценностям
Задачи урока: способствовать формированию у учащихся чувства личной ответственности за благополучие в своей семье, как основы духовно- нравственного развития личности;
развивать умения анализировать и переводить большой объем изучаемой информации в компактные знаковые системы;
обучать работать в парах, отстаивать свою точку зрения;
конкретизировать знания учащихся о семье как об одном из наиболее важных социальных институтов
Основные понятия: семья, функции семьи, ценности, быт, типы семей
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап : Актуализация Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного выполнения практических заданий ( 5 мин) |
Рассказывают, что после того, как к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался: - Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину. Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующие краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебеди, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита и все это слепил вместе. ТПосмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она оказалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи и вдохнул в нее жизнь. В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом: - Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать. Любуйся ею всю жизнь, но мучайся одновременно. Я уверена, что не найдется на свете человека, которого бы не интересовала тема семьи. Сегодня у нас практическая работа по теме «Семья и быт» - Что для вас семья. (ответ) Итак, семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общими бытом и взаимной ответственностью. | Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья – совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство. |
2 этап, стадия осмысления: ПРАКТИКУМ организация и самоорганизация учащихся в ходе выполнения заданий (40 мин) |
Постановка проблемы: зачем нужна семья и что она значит для вас? У вас на столе рабочие листы . Задание 1. Установите соответствие. (5 мин) Слайд № 2 Могут ли быть одинаковые семьи, особенно в современных условиях? Задание 2. На основе данных учебника стр. 199-200 составьте схему –«Тенденции и изменения в развитии современной семьи» 10 мин. Слайд № 3 (правильный ответ) Почему же так сильно изменилась семья? Одни считают, что связано это с модернизацией общества, другие рассматривают семейные изменения как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи. Сходными взглядами и одних и других является мнение о необходимости государственной политики, которая должна быть направлена на преодоление кризиса семьи, возрождение и укрепление семьи как социального института. Задание 3. Вы должны были подготовить выступление: «Государственная семейная политика. Какие задачи реализуются в РФ, какими методами?» ( презентация) 10 мин Рефлексия и одновременно введение в следующую работу Динамическая пауза: окончите народные пословицы: 2 мин.
Почему изучение бытовых отношений стоит в теме о семье? Что же представляют бытовые отношения? Задание 4 работа с учебником стр. 201-203 по принципу «заметки на полях» Выделите важнейшие аспекты бытовых отношений 5 мин: Слайд № 4
Следующее задание – обобщающего характера. Задание 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в име- нительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. 7 мин Слайд № 5 (правильный текст) Урок подходит к концу. Перед нами стоял вопрос: -что значит для вас семья? Дома вы должны были записать свои размышления в виде синквейна. Я вам предлагал для примера синквейн. Слайд №6 Семья Многопоколенная и нуклеарная Воспитывает, поддерживает и объединяет . В ней целый мир «волшебная страна», Где долг и подвиг каждый исполняет. Посмотрим, что получилось у вас. В заключение предлагаю сыграть в игру «Мой собеседник». Перед вами фразы, которые вы должны продолжить. Слайд № 7 «На уроке я узнал (а)…» «На уроке я понял (а)…» «После изучения материала на уроке, я хочу…» «После изучения материала на уроке, я могу…» | Работают с таблицей Самопроверка. Работа с учебником, стр 199-200.-отработка навыков скорочтения Работа в парах. Индивидуальные выступления
- Не нужен и клад …коли в семье лад; -В семье …и каша гуще; - Вся семья вместе… так и душа на месте; - Русский человек… без родни не живет -.В гостях хорошо…а дома лучше; - Не красна изба углами…а красна пирогам. - Дом вести…не бородой трясти.
Работа с учебником стр. 201-203 Ответ: затраты времени на удовлетворение бытовых нужд, распределение обязанностей супругов, участие детей в организации семейного быта.
Работа с текстом. Самопроверка.
Учащиеся предлагают свои синквейны |
Этап 3 Рефлексия всего занятия |
взаимо и самооценка, согласование с учителем | |
Этап 4. Домашнее задание: Домашнее задание: Подготовить сообщения, презентации : «Брачный договор. Роль и значение брачного договора в жизни современной российской семьи». |
Дополнительный материал для учителя
Легенда В.А. Сухомлинского(брала из интернета, не перепроверила)
Когда Бог создал мир, он научил все живые существа продолжать свой род- производить себе подобных. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине –горсть зерна. Живите и продолжайте свой род,- сказал Бог,- а я пойду по хозяйству. Приду через год, посмотрю, как тут у вас.
Приходит Бог к человеку с архангелом Гавриилом ровно через год. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в колыбели- ребенок спит.А мужчина и женщина смотрят то на небо, то в глаза друг другу. И когда глаза их встретились, видел Бог в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него красоту, видел в них что-то такое, что ему самому Господу, неведомо было. И спросил Господь архангела Гавриила: «Что это?»
- Это любовь, Господи,- ответил архангел Гавриил.
Рассердился Бог, разгневался, потому что человек без его ведома создал нечто такое, что ему, самому Богу, неизвестно было, и сказал он человеку:
- Вот тебе мое наказание, Человек, ты будешь стареть, и каждый час жизни будет по крупинке уносить твою силу и молодость. А я приду через 50 лет и посмотрю, что в твоих глазах останется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через 50 лет. Видит – вместо шалаша стоит изба рубленная, на пустыре сад вырос, на нивах хлеб созревает, сыновья поле пашут, дочери пшеницу- жнут, а внуки на лугу играют. Перед избой сидят старик и старуха, смотрят то на алую утреннюю зарю, то друг другу в глаза. И когда взгляды их встречались, видел Бог в них нечто такое, что ему неведомо было. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:-Что это?
-А это, Господь, верность,- ответил архангел Гавриил.
Еще больше разгневался Бог.
-Мало тебе старости, Человек? Так умирай же, умирай в муках и уходи в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю, что с твоей любовью и верностью станется.
Пришел Бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком и смотрит то на алую утреннюю зарю, то на холмик тот могильный. И. Когда его взгляды к холму обращались, видел Господь в них нечто такое, что ему самому было неведомо. И вновь спросил Господь архангела Гавриила:
-Ну, а это что?
- А это, Господь, память сердца, -ответил Гавриил.
Повернулся Господь лицом к пшеничной ниве и увидел: у золотых колосьев стоят двое мужчина и женщина и смотрят то на алое небо, то в глаза друг другу…
Постоял Господь, подумал и ушел с Земли. И с той поры Богом на земле стал Человек, в глазах у которого любовь.(Сухомлинский)
Примерная схема изменения типажа современной семьи
* Рост влияния женщины, её карьера разрушение патриархальной
семьи переход к партнерской семьи
* Разрушение многопоколенной,расширенной семьи нуклеарные семьи
* разделение институтов семьи и брака рост неполных семей
уменьшение количества рост разводов
законных браков
рост повторных браков
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, и этот институт в настоящее время переживает кризис.
Кризисные явления в жизни семьи:
Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.
Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений ( затраты времени на удовлетворение бытовых нужд, распределение обязанностей супругов, участие детей в организации семейного быта).
Раздаточные материалы для учащихся
Рабочий лист. __________________________________________
(фамилия, имя учащегося)
Задание 1: Прочитайте примеры и ответьте на вопрос: «Семья ли это?
Если семья то заполните таблицу
Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.
Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.
Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.
У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина(21 год) и Константин(14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.
Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.
У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.
Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают.
№ | Каков состав семьи? | Каковы основания семейных связей? |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
Задание 2: Поработайте с текстом учебника на странице 197-198.
Заполните представленную таблицу, расставьте приведенные примеры в неё. Приведите недостающие примеры
Функции семьи | Название функции | Суть функции | примеры |
важнейшие | | | |
| | |
основные | | | |
| | |
| | |
| | |
А. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов и т.д.______________________________
Б. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки._____________________________
В. Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать._________________________________
Г. В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.________________________
Задание 3: Составьте схему- «Тенденции и изменения в развитии современной семьи» и диаграмму « изменение роли женщины в распоряжении семейным бюджетом»(с. 199)
Задание 4: после работы с текстом учебника, ответьте на вопросы
1.Что такое бытовые отношения? Как, на ваш взгляд,связаны семья и быт?
2.Назовите важнейшие аспекты бытовых отношений. Почему развитие сферы быта становится важной социальной задачей?
3.Кто из супругов наиболее активно решает бытовые проблемы? Обоснуйте.
4.Какова роль бытовой техники и сферы услуг в решении бытовых проблем семьи?
5. Какой смысл понятия «культура топоса»? Как эта задача решается?
Дневник изучения темы