На уроке использованы проблемно-развивающие, объясниктельно-иллюстративные и поисковые методы. На уроке использованы интернет-ресурсы, Трудовой кодекс и Конституция Российской Федерации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Безработица. Ее причины и последствия»
Безработица, её причины и последствия
Цель:
1) добиться усвоения учащимися основных понятий урока; сформировать знания о трудовой деятельности в обществе и её категориях; формах вознаграждения за труд.
2) объяснить особенности рынка труда, сущность такого явления, как безработица, её влияние на жизнь людей;
3) способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого, аналитического мышления учащихся, раскрывать причинно-следственные связи на основе информации текста учебника, анализа источников. (Трудовой кодекс), анализировать рисунки и составлять схемы; выражать свою точку зрения, обосновать ответ, оценивать изученный материал;
4) стимулировать развитие познавательного интереса; воспитание уважения к труду; сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.
Знать: что такое труд, в каких случаях мы говорим о производительном и непроизводительном труде; какие виды вознаграждений могут быть за выполнение определённой работы; причины и сущность безработицы; распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: труд, работа, безработица.
Уметь: выделять главную мысль и делать вывод по изучаемому социальному явлению; составлять схему «Формы заработной платы выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции; анализировать причины безработицы, опираясь на статистические данные, выделять в тексте оценочное суждение причин безработицы; применять полученные знания в повседневной жизни и выборе профессии.
Тип урока: комбинированный; методы – проблемно-развивающий, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Средства обучения: учебник: Л.Н.Боголюбов «Обществознание 8 класс», интернет-ресурсы, Трудовой кодекс, Конституция РФ.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
- Давайте вспомним основные понятия предыдущей темы
1) Финансовый план, который обобщает доходы и расходы за определенный период, может находиться в распоряжении отдельного человека, фирмы, государства (бюджет)
2) Финансовый план, обобщенные доходы и расходы государства за определенный период
3) Составление бюджета включает 3 основные фразы:
- постановку финансовых целей;
- оценку доходов;
- планирование расходов.
4) в отличие от семейного, государственный бюджет имеет официальный статус закона, юридическую силу, утверждается парламентом, обеспечивает его использование правительство.
5) если доходы больше расхода – профицит + сальдо
Если расходы больше дохода – дефицит – отрицательное сальдо
Доход равен расходам – сбалансированный бюджет;
6) дефицит бюджета представляет собой (государственный долг)
7) мировая практика выработала 4 способа решения проблем дефицита государственного бюджета: сократить расход, одалживание денег, выпуск (эмиссия) необеспеченных денег для покрытия расходов, привлечь дополнительные источники.
- парная работа (взаимопроверка)
- посмотрите творческую работу ученицы «Семейный бюджет»
- следует ли знакомить вас (детей подросткового возраста) с семейным бюджетом и вместе с вами планировать?
- как вы думаете?
- что лежит в основе любого бюджета?
Источники пополнения бюджета.
Откуда налоги – от результатов труда (доходов)
О чем будем говорить? О труде.
Эпиграфом нашего урока могут быть слова французского писателя философа Франсуа-Мари Аруэ Вольтера.
Слайд 1. «Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки порока, нужды»
- что хотел сказать автор этого высказывания?
Проблема: Для чего человек трудится?
Что такое безработица?
Слайд 2. Можно ли отнести в категорию безработных тех, кто не работает и не хочет работать.
Изучение нового материала. Составление плана.
– о чем мы будем говорить на уроке. Какова тема нашего урока.
Тема:
Слайд 3. План.
Что такое труд?
Разновидности труда.
Что такое работа? Заработная плата.
Рынок труда и его особенности
Безработица. Причина безработицы и меры борьбы с ней.
Слайд 7. Нет никакого различия в значительности производительного и непроизводительного труда. Они в равной степени нужны обществу, но в современном мире сфера услуг теснит производство, занимая от 60 до 80 % объема всей экономики. Чем больше развитым является общество, тем больше там сектор обслуживания.
Слайд 8. Какой синоним слову труд вы можете подобрать – работа.
Любой вид деятельности, который осуществляется за вознаграждение.
Где работник может найти работу?
Слайд 9. На рынке труда.
Работники Работодатели
Продавец покупатели
Как оплачивается труд работника.
Заработная плата – вознаграждение за труд.
IV. Групповая работа.
1гр. на странице 106 найди определение заработной платы. Поработайте с учебником и составить схему «Формы оплаты труда».
2гр. Работа со ст.Трудового кодекса.
Конституции РФ говорится о праве на труд ст. 37 Конституции РФ «о запрещении принудительного труда». Рыночная система диктует свою систему трудоустройства.
-что такое трудовой договор?
Как называют участников трудового соглашения
Какие права и обязанности у работника и работодателя.
3 группа. У работника есть время работы и время отдыха.
Ст.91,ст.106 ТК, ст. 107. Объяснить понятие.
Досуг - время свободное от труда. Чем они отличаются
Работа по учебнику на странице 107 II абзаца.
Понятие безработица, безработный. Причины безработицы - закрытие предприятий, несовпадение спроса и предложения рабочей силы, свертывание производства в традиционных областях.
- А каковы же последствия безработицы? (Социальная напряженность, рост преступности и т.д.)
V. Отчёт групп. Показ слайдов
VI. Закрепление пройденного материала.
В нашем районе.
Численность активного трудоспособного населения 12471 чел. Количество безработных граждан зарегистрированных на 31.08.18 года 117 человек в процентном соотношении 0,93% по району, 1,03% по республике.
Неужели так мало у нас безработных? Домохозяйки, те которые не хотят работать, не ищут работу, не зарегистрированы в центре занятости, они не считаются безработными.
Виды безработицы: скрытая, циклическая, фрикционная, структурная.
Какие профессии востребованы в районе? В сфере услуг – продавцы, в медицине- врачи.
Слайд 9. Профессии, о которых мы мечтаем.
Карьера, которая вы сделаете, и работу которую вы получите, будет прямым результатом ваших усилий в работе.
VII. Итог урока
- Что хотел сказать автор Франсуа Вольтер
Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.
- Для чего человек трудится?
- Что такое безработица?
- Можно ли отнести в категорию безработных тех, кто не работал и не хочет работать?
VIII. Задание на дом: параграф16, выучить определение. За какую работу следует платить наибольшую зарплату?