II.7. Выберите неверный ответ. Социальное познание имеет особенности:
А) научный подход В) интерпретацию фактов
Б) конкретно-исторический подход Г) субъективность познания.
III.8.Верны ли следующие высказывания:
А) Истина – это знание, отражающее действительность такой, какая она есть на самом деле.
Б) Истина – это сама действительность, вне и независимо от нашего к ней отношения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
9. Установите соответствие между положением и видом познания:
1) «общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую А) научное
индивидуальность» Б) обыденное
2) для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная В) художественное
3) общество – это сложная динамическая система, все компоненты
которой тесно связаны.
4) одной из функций семьи является социализация подрастающего поколения.
10. Найдите в приведённом списке черты, присущие только рациональному познанию. Выпишите
цифры, соблюдая установленный порядок.
1) понятие 3) восприятие 5) ощущение
2) представление 4) умозаключение 6) суждение.
11. Какое слово пропущено в схеме:
Уровни научного познания
Теоретический …………..
IV. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением всё больше внимания уделяется «деятельностной сущности», которая проявляется в разных видах деятельности? Согласны ли вы с тем, что с возрастом человек глубже познаёт своё «Я», формирует устойчивое мнение о себе, может критично и объективно охарактеризовать себя?
Сознание и познание. Вариант № 2.
I. Выберите правильный ответ:
1.Рациональное познание, в отличие от чувственного:
А) создаёт зрительный образ предмета В) выделяет существенные признаки предмета
Б) нацелено на постижение истины Г) формирует знания и представления о предмете
2. Истинное знание, в отличие от ложного:
А) создаётся в результате познавательной деятельности В) соответствует предмету познания
Б) требует усилий для понимания Г) является результатом наблюдения
3. И абсолютная, и относительная истины:
А) всегда подтверждаются в эксперименте В) носят объективный характер
Б) дают исчерпывающее знание о предмете Г) могут быть со временем отвергнуты.
4. Результатом самопознания, в частности, является:
А) накопление знаний о природе и человеке В) познание ценностей общества
Б) представление о своих способностях Г) изучение социальных норм.
5. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером:
А) художественного образа В) суждения на уровне здравого смысла
Б) паранаучного знания Г) научного знания.
6. И чувственное, и рациональное познание нацелено на:
А) восприятие окружающего мира В) приобретение истинных знаний об окружающем мире
Б) создание новых теорий Г) опровержение существующих научных теорий.
II.7. Выберите неверный ответ. Выделяют уровни в общественном сознании:
А) Истина – это экспериментально подтверждённая научная гипотеза
Б) Истина – это проверенное практикой утверждение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
9. Установите соответствие между формой и видом познания
1) понятие А) чувственное познание
2) умозаключение Б) рациональное познание
3) восприятие
4) ощущение
5) представление
6) суждение
10. Найдите в приведённом списке черты, присущие только научному познанию. Выпишите цифры, соблюдая установленный порядок.
1) использование понятий 4) открытость рациональной критике любого положения
2) логическое выведение умозаключений 5) опора на данные чувственного познания
3) экспериментальное подтверждение результатов
IV. 11. Какое слово пропущено в схеме:
Научное познание
Теория ……….. Законы
V.12. Дайте развёрнутый ответ.
Как вы понимаете следующее высказывание русского историка Р. Виппера: «Факты появляются и исчезают в различных исторических представлениях и картинах. Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого»? Можно ли установить на основании этих слов, как Виппер понимает соотношение описания и объяснения факта? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
Сознание и познание. Вариант № 3.
I. Выберите правильный ответ:
1. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности, характеризуется:
А) опорой на данные наблюдений В) нацеленностью на раскрытие смысла жизни
Б) использованием логических законов Г) применением методов экспериментальной проверки
2. Рациональное познание, в отличие от чувственного познания:
А) даёт истинные знания о предмете В) опирается на ощущения
Б) расширяет представления о мире Г) использует логические умозаключения.
3. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях:
А) собственной внешности В) различных типов темперамента
Б) моральных и правовых норм Г) взаимодействия человека и природы.
4. «Зелёным цветом растении обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
А) житейского познания В) научного знания
Б) мифологического знания Г) паранаучного знания.
5. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
А) всегда находит своё подтверждение в практике В) носит объективный характер
Б) даёт полное, исчерпывающее знание о предмете Г) может быть опровергнута со временем.
6. В каких из трех форм проявляется чувственное познание:
А) ощущение, восприятие, представление В) понятие, суждение, умозаключение
7. А) Особенностью обыденного познания является использование метода наблюдений.
Б) Обыденное познание опирается на обобщение повседневного опыта.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
8. А) Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
Б) Особенностью социального познания является позиции исследователя на оценку фактов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
III. 9. Установите соответствие видов знания и их характеристик.
1) повседневный опыт А) отражение действительности в художественных образах
2) теоретическое знание Б) побочный продукт практической деятельности
3) народная мудрость В) законы, принципы, понятия, образующие систему
4) искусство Г) своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, пословиц.
10. Выберите из списка примеры, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Расположите цифры в порядке возрастания.
1) научный опыт 3) проведение эксперимента 5) математическое моделирование
2) выдвижение гипотезы 4) обоснование теории 6) наблюдение
IV. 11.Какое слово попущено в схеме:
Социальное знание
Научное ………
V. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце – движется по небосводу.
Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? Какие ещё методы познания мира используются в науке.
Сознание и познание. Вариант №4.
I. Выберите правильный ответ:
1.Какое из приведённых утверждений является научным:
А) делая добро другим, человек нравственно возвышается
Б) судьба человека зависит от расположения звёзд в момент его рождения
В) существует наследственная предрасположенность к отдельным видам заболеваний
Г) каждой душе уготовано множество жизней в разных телесных оболочках.
2. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
А) непосредственное восприятие предмета В) классификация полученных данных
Б) систематизация информации Г) формирование понятий.
3. И абсолютная и относительная истина:
А) содержит объективное знание о предмете В) никогда не может быть опровергнута
Б) добывается только научным путём Г) является исчерпывающим знанием о предмете
7. А) Чувственное познание является высшей формой познавательной деятельности.
Б) Одного чувственного познания для достижения истинного знания о предмете недостаточно.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
8. А) Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б) Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других люде о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
III. 9. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки:
1) эксперимент А) теоретический
2) наблюдение Б) эмпирический
3) структурный анализ
4) системный подход
5) математическое моделирование
10.Выберите из списка формы чувственного познания. Выпишите цифры в порядке возрастания
1) ощущение 3) суждение 5) представление
2) восприятие 4) понятие 6) умозаключение
IV. 11. Какое слово пропущено в схеме:
ненаучное познание
мифология паранаука
жизненный опыт ……. народная мудрость
V. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но и это неправда: история учит даже тех, кто у неё не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение». Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему–либо государственных деятелей, политиков, полководцев или не учит? Каково ваше мнение?
Приведите доказательства.
Сознание и познание. Вариант № 5.
I. Выберите правильный ответ:
1. Утверждение «Грипп – это вирусная инфекция» - это:
А) выражение народной мудрости В) вывод на уровне здравого смысла
Г) «зелёным цветом растении обязаны хлорофиллу». 4) искусство
11.Какое слово попущено в схеме:
Виды ……. фактов
Действия, поступки людей Продукты Словесные действия, мнения,
(индивидов, социальных групп) человеческой суждения, оценки.
деятельности
V. Дайте развёрнутый ответ.
К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истины ли они или ложны, как задавать вопрос, истина или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
Сознание и познание. Вариант № 1 А.
I. Выберите правильный ответ:
1. Возможность получения истинного знания отрицается:
II.7. Выберите неверный ответ. Социальное познание имеет особенности:
А) научный подход В) интерпретацию фактов
Б) конкретно-исторический подход Г) субъективность познания.
III.8.Верны ли следующие высказывания:
А) Истина – это знание, отражающее действительность такой, какая она есть на самом деле.
Б) Истина – это сама действительность, вне и независимо от нашего к ней отношения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
9. Установите соответствие между положением и видом познания:
1) «общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую А) научное
индивидуальность» Б) обыденное
2) для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная В) художественное
3) общество – это сложная динамическая система, все компоненты
которой тесно связаны.
4) одной из функций семьи является социализация подрастающего поколения.
10. Найдите в приведённом списке черты, присущие только рациональному познанию. Выпишите
цифры, соблюдая установленный порядок.
1) понятие 3) восприятие 5) ощущение
2) представление 4) умозаключение 6) суждение.
11. Какое слово пропущено в схеме:
Уровни научного познания
Теоретический …………..
IV. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением всё больше внимания уделяется «деятельностной сущности», которая проявляется в разных видах деятельности? Согласны ли вы с тем, что с возрастом человек глубже познаёт своё «Я», формирует устойчивое мнение о себе, может критично и объективно охарактеризовать себя?
Сознание и познание. Вариант № 2 А.
I. Выберите правильный ответ:
1.Рациональное познание, в отличие от чувственного:
А) создаёт зрительный образ предмета В) формирует знания и представления о предмете
Б) нацелено на постижение истины Г) выделяет существенные признаки предмета
2. Такие действия как выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, совершаются в процессе:
А) научного познания В) производственной деятельности
Б) художественного творчества Г) получения образования.
3. И абсолютная, и относительная истины:
А) носят объективный характер В) всегда подтверждаются в эксперименте
Б) дают исчерпывающее знание о предмете Г) могут быть со временем отвергнуты.
4. Результатом самопознания, в частности, является:
А) накопление знаний о природе и человеке В) познание ценностей общества
Б) изучение социальных норм Г) представление о своих способностях
5. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером:
А) художественного образа В) суждения на уровне здравого смысла
Б) паранаучного знания Г) научного знания.
6. И чувственное, и рациональное познание нацелено на:
А) восприятие окружающего мира В) приобретение истинных знаний об окружающем мире
Б) создание новых теорий Г) опровержение существующих научных теорий.
II.7. Выберите неверный ответ. Выделяют уровни в общественном сознании:
А) Истина – это экспериментально подтверждённая научная гипотеза
Б) Истина – это проверенное практикой утверждение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
9. Установите соответствие между формой и видом познания
1) понятие А) чувственное познание
2) умозаключение Б) рациональное познание
3) восприятие
4) ощущение
5) представление
6) суждение
10. Найдите в приведённом списке черты, присущие только научному познанию. Выпишите цифры, соблюдая установленный порядок.
1) использование понятий 4) открытость рациональной критике любого положения
2) логическое выведение умозаключений 5) опора на данные чувственного познания
3) экспериментальное подтверждение результатов
IV. 11. Какое слово пропущено в схеме:
Научное познание
Теория ……….. Законы
V.12. Дайте развёрнутый ответ.
Как вы понимаете следующее высказывание русского историка Р. Виппера: «Факты появляются и исчезают в различных исторических представлениях и картинах. Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого»? Можно ли установить на основании этих слов, как Виппер понимает соотношение описания и объяснения факта? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.
Сознание и познание. Вариант № 3 А.
I. Выберите правильный ответ:
1. Научное познание, в отличие от других видов познавательной деятельности, характеризуется:
А) опорой на данные наблюдений В) нацеленностью на раскрытие смысла жизни
Б) использованием логических законов Г) применением методов экспериментальной проверки
2. И чувственное и рациональное познание:
А) формирует знания и представления о предмете В) начинается с ощущения
Б) использует логические умозаключения Г) даёт наглядный образ предмета.
3. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях:
А) собственной внешности В) взаимодействия человека и природы
Б) моральных и правовых норм Г) различных типов темперамента.
4. «Зелёным цветом растении обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:
А) научного знания В) житейского познания
Б) мифологического знания Г) паранаучного знания.
5. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
А) всегда находит своё подтверждение в практике В) носит объективный характер
Б) даёт полное, исчерпывающее знание о предмете Г) может быть опровергнута со временем.
6. В каких из трех форм проявляется чувственное познание:
А) ощущение, восприятие, представление В) понятие, суждение, умозаключение
7. А) Особенностью обыденного познания является использование метода наблюдений.
Б) Обыденное познание опирается на обобщение повседневного опыта.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
8. А) Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
Б) Особенностью социального познания является позиции исследователя на оценку фактов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
III. 9. Установите соответствие видов знания и их характеристик.
1) повседневный опыт А) отражение действительности в художественных образах
2) теоретическое знание Б) побочный продукт практической деятельности
3) народная мудрость В) законы, принципы, понятия, образующие систему
4) искусство Г) своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, пословиц.
10. Выберите из списка примеры, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Расположите цифры в порядке возрастания.
1) научный опыт 3) проведение эксперимента 5) математическое моделирование
2) выдвижение гипотезы 4) обоснование теории 6) наблюдение
IV. 11.Какое слово попущено в схеме:
Социальное знание
Научное ………
V. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце – движется по небосводу.
Какой вывод о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? Какие ещё методы познания мира используются в науке.
Сознание и познание. Вариант № 4 А
I. Выберите правильный ответ:
1.Научной истиной является знание:
А) соответствует житейским представлениям В) изложенное малопонятным языком
Б) соответствует предмету изучения Г) проверенное в ходе эксперимента.
2. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
А) систематизация информации В) классификация полученных данных
Б) непосредственное восприятие предмета Г) формирование понятий.
3. И абсолютная и относительная истина:
А) добывается только научным путём В) никогда не может быть опровергнута
Б) содержит объективное знание о предмете Г) является исчерпывающим знанием о предмете
4. Какое из приведённых утверждений является научным:
А) делая добро другим, человек нравственно возвышается
Б) судьба человека зависит от расположения звёзд в момент его рождения
В) существует наследственная предрасположенность к отдельным видам заболеваний
Г) каждой душе уготовано множество жизней в разных телесных оболочках.
5. Вывод: «Друзья познаются беде»- является результатом:
А) паранаучного знания В) экспериментальной проверки
Б) обобщения жизненного опыта Г) художественного вымысла.
6. В каких из трех форм проявляется рациональное познание:
А) ощущение, восприятие, представление В) понятие, суждение, умозаключение
7. А) Чувственное познание является высшей формой познавательной деятельности.
Б) Одного чувственного познания для достижения истинного знания о предмете недостаточно.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
8. А) Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б) Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других люде о себе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) оба суждения неверны.
III. 9. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки:
1) эксперимент А) теоретический
2) наблюдение Б) эмпирический
3) структурный анализ
4) системный подход
5) математическое моделирование
10.Выберите из списка формы чувственного познания. Выпишите цифры в порядке возрастания
1) ощущение 3) суждение 5) представление
2) восприятие 4) понятие 6) умозаключение
IV. 11. Какое слово пропущено в схеме:
ненаучное познание
мифология паранаука
жизненный опыт ……. народная мудрость
V. 12. Дайте развёрнутый ответ.
Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но и это неправда: история учит даже тех, кто у неё не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение». Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему–либо государственных деятелей, политиков, полководцев или не учит? Каково ваше мнение?
Приведите доказательства.
Сознание и познание. Вариант № 5 А.
I. Выберите правильный ответ:
1. В процессе самопознания происходит:
А) наблюдение за явлениями природы В) осознание своих интересов
Б) изучение общественного развития Г) познание законов прекрасного.
2. Утверждение «Грипп – это вирусная инфекция» - это:
А) выражение народной мудрости В) вывод на уровне здравого смысла
Г) «зелёным цветом растении обязаны хлорофиллу». 4) искусство
11.Какое слово попущено в схеме:
Виды ……. фактов
Действия, поступки людей Продукты Словесные действия, мнения,
(индивидов, социальных групп) человеческой суждения, оценки.
деятельности
V. Дайте развёрнутый ответ.
К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истины ли они или ложны, как задавать вопрос, истина или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.