Искусство познания
Человек – это биологический вид или…? Из каких же составляющих рождается понятие ЧЕЛОВЕК?
ОН приходит в этот мир для приобретения опыта, который состоит из знаний, нравственности и духовности. И на вершине этого триединства гордо звучит манящее слово человек. Как определить цену и значимость тому, кто сопровождает этого человека на протяжении его пути, длинною в школьную жизнь. Сложно судить этого вдохновителя, который берет на себя великий труд – сопровождать, обучать, воспитывать, а значит облагораживать того, кого мы называем учеником. Чем измерить этот труд, как оценить его значение во времени, в жизни отдельного ученика, в жизни поколения, целого народа, страны? Кто он, умения и знания которого трудно назвать профессией. Это – призвание, это высшее назначение, это роль в обществе и имя ему Учитель.
Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель, то есть ученик, заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Психолог, поэт, великолепный актер, неизменный помощник и настоящий друг – это учитель. Именно от личностных качеств выполняющего эту роль зависит будущее отдельно взятого человека, целой нации, страны.
Учитель – это стиль жизни, эта профессия многообразна. Учитель должен воспитать и довести до совершенства самого себя, чтобы иметь право воспитывать других. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителя является развитие общекультурной компетенции, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общекультурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности: мотивационной, ценностно-нормативной, информационно-познавательной, коммуникативной и практико-созидательной, и ориентируясь на личность ребенка именно учитель создает ему комфортные условия для учебы, существования в коллективе, осознания самого себя и своего места в обществе.
Смена ценностей произошла и это надо учитывать, но ценность жизни неизменна. Современный учитель – это по-настоящему творческий человек, ибо процесс воспитания и образования – это истинное творчество над личностью того, кого в будущем мы назовем Человек. И не важно, какую профессию определит для себя ученик. Важно с какими нравственными истинами он выйдет в жизнь.
Я, как учитель и воспитатель, посвятила 40 лет своей жизни формированию будущего нашего города в лице ее жителей - моих учеников, а значит страны. И весь этот не короткий путь был посвящен компетенции искусство, без которого немыслимо формирование духовного и нравственного стержня подрастающего поколения. Знания, которые ученик приобретает в школе, дают ему право выжить в этом нелегком мире и именно искусство формирует его мысли, чувства, поступки. Но как любой живой организм искусство живет своей самостоятельной жизнью. Оно впускает к себе тех, кто бережно и нежно поднимается по его ступеням к великим знаниям, истинам, красивым поступкам.
Искусство - образное осмысление действительности, выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Искусство - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Когда развиваются способности, идет отбор материала, когда формируется духовный склад личности - творчество начинается с подражания. Художники, поэты или композиторы сначала подражают уже признанным людям, являются чьими-то последователями или учениками, поскольку сначала воображение не располагает обширным материалом. В стремлении постичь полного совершенства автор глубоко погружается в свой внутренний мир и, разрывая с привычными образцами, он уходит в неизведанные пространства мысли, чувств, сюжетов и событий. Толчком для этого могут стать не отпускающие ни на минуту внешние обстоятельства и внутреннее чувство. В творчестве чувство новизны – это мистическое ощущение.
Новизна – это обновление. У каждого человека есть изменчивая и противоречивая совокупность восприятия прошлого настоящего и будущего, которая взаимодействует и взаимопереходит из одного временного качества в другое, являясь одновременно и глубоко забытым, и новым. Мы пытаемся понять смысл, сделать тайное явным, глубоко личностное – общественным, а старое, давно забытое – новым. Другими словами, сознание того, что вокруг нас, отраженное в призме художника-новатора, вызывает чувство удивления, восхищения, а может быть и раздражения, но вместе с тем ощущение нового и неизведанного. Вот принцип новизны в искусстве.
Художественное воздействие любого произведения искусства может быть старым как мир, а может быть новым, неповторимым, индивидуальным в зависимости от внутреннего состояния человека. Новизна, как своеобразие в искусстве, - это единственный путь гармонии, красоты, величия духа, совершенства формы, технических и художественных приемов для выражения мысли. Это явление временно, но ничто не бывает так ново, как хорошо забытое старое.
Новизну можно воспринимать как что-то революционное и необычное. Возможно, неповторимость внутреннего проявляется в связи с внешним. У настоящего художника свое видение связей внешних и внутренних, проявление формы и содержания, а также их единство. Уникальность новизны в неповторимости видения мира и художественных средств, использованных художником для его отражения.
Мои размышления о новизне в искусстве, на мой взгляд, стары как мир. Но открывая для себя этот мир, я воспринимаю его как нечто новое, как мое открытие. Для меня это поиск истины, дверь в понятие красоты, гармонии, вечности. Путь в собственное бессмертие души. Ибо только с искусством, которое вечно, мы приобретаем духовное бессмертие.
Учитель – это птица феникс, которая, сгорая, освещает путь другим.