kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальные отношения. Тренировочные задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные отношения

Тренировочные задания

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполненного вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

      1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

1) пролетариям

2) социальным низам

3) «синим воротничкам»

4) маргиналам

2. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при императоре Александре III и рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно способствовал

1) смягчению социального неравенства

2) увеличению вертикальной мобильности

3) росту горизонтальной социальной мобильности

4) уменьшению вертикальной мобильности

3. В ходе социологических опросов 2006 и 2007 гг. в стране N респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своим уровнем жизни?» Были получены следующие результаты: 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальные отношения. Тренировочные задания »

Социальные отношения Тренировочные задания Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполненного вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

1) пролетариям

2) социальным низам

3) «синим воротничкам»

4) маргиналам

2. Циркуляр «о кухаркиных детях», изданный в России при императоре Александре III и рекомендовавший ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей», объективно способствовал

1) смягчению социального неравенства

2) увеличению вертикальной мобильности

3) росту горизонтальной социальной мобильности

4) уменьшению вертикальной мобильности

3. В ходе социологических опросов 2006 и 2007 гг. в стране N респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своим уровнем жизни?» Были получены следующие результаты:

Варианты ответов

% от числа опрошенных

2006

2007

Определенно да

20

18

Скорее да чем нет

22

22

Скорее нет

27

26

Определенно нет

23

24

Затруднились ответить

8

10

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Более половины жителей страны не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество жителей, удовлетворенных уровнем жизни

3) По мнению половины опрошенных, уровень жизни в стране остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число жителей неудовлетворенных уровнем жизни

4. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

Б. Общественные изменения — один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются

1) этнической общностью

2) малой группой

3) социальным слоем

4) организацией

6. Укажите, по какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?

1) территориальному

2) этническому

3) стратификационному

4) конфессиональному

7. Укажите, по каким значимым признакам может быть выделена социальная группа?

1) возраст, профессия, доход, образование

2) пол, возраст, физические особенности организма, доход

3) пол, физические особенности организма, профессия, доход

4) физические особенности организма, темперамент, способности

8. Верны ли следующие суждения об основаниях выделения социальных групп?

А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.

Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Для молодёжи как особой социальной группы характерно

1) отрицательное отношение к новациям

2) наличие большого жизненного опыта

3) стремление к изменению своего статуса

4) отсутствие социального оптимизма

10. Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль

1) избирателя

2) участника общественного референдума

3) военнослужащего срочной службы

4) члена неформальной группы

11. О каком типе самодеятельности молодёжи идёт речь в следующем отрывке: «Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, причёске, так и в духовных — искусстве, науке. Происходит „вызов“ агрессии на се6я со стороны других лиц, чтобы тебя „заметили“»?

1) эпатажном

2) альтернативном

3) социальном

4) политическом

12. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодёжи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

13. К этносоциальным группам относятся

1) сословия 3) народности

2) касты 4) классы

14. Среди студентов ВУЗов был проведён анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности

1) демографической

2) этнической

3) профессиональной

4) экономической

15. При заполнении анкеты гражданин написал, что его национальность — татарин. Таким образом он определил свою принадлежность к общности

1) демографической

2) этнонациональной

3) территориальной

4) профессиональной

16. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса — общность территории.

Б. Отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения его территории политико-государственными границами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?

1) сепаратизм

2) сближение народов

3) национальная изоляция

4) национальная дифференциация

18. Представители одной этнической общности объявили о своём стремлении создать суверенное государство. Это проявление

1) межнациональной интеграции

2) культурной глобализации

3) межнациональной дифференциации

4) экономического сотрудничества

19. Политическая партия «К.» в своей программе заявила, что причина всех существующих проблем страны заклю­чается в наличии людей другой нацио­нальности, которые препятствуют успешному развитию страны. Какую идеологию проповедует политическая партия «К.»?

1) интернационализм 3) национализм

2) патриотизм 4) шовинизм

20. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Демократическое общество создает правовую основу предотвращения межнациональных конфликтов.

Б. В многонациональном обществе существует опасность перерастания экономических противоречий в межнациональные конфликты.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

21. Национальная политика — это

1) целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов

2) совокупность условий и типичных видов жизнедеятельности и поведения людей

3) совокупность основных целей, принципов и мероприятий органов государствен­ной власти, направленных на реализацию социаль­ных прав граждан, предусмотренных конституцией

4) совокупность мер, направленных на реализацию политических прав моло­дёжи

22. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений госу­дарственной национальной политики РФ?

1) в органах государственной власти республик, входящих в состав России, национальный язык употребляется наряду с государственным языком РФ.

2) вопрос о сохранении родного языка решается только на уровне государственных органов данного национального образования.

3) РФ гарантирует права только тех коренных народов, чис­ленность которых превышает 10 тыс. чел.

4) предоставление льгот при поступлении в ВУЗы представителям коренного населения.

23. Какую тенденцию в развитии межнациональных отношений иллюстрирует углублённое изучение национального языка в школах субъекта федерации?

1) сохранение этнического своеобразия

2) преодоление социальной дифференциации

3) межнациональную интеграцию

4) ослабление социальной мобильности

24. Верны ли следующие суждения о принципах государственной национальной политики в России

А. К основным принципам государственной национальной политики в России относится запрет на развитие национальных культур и языков входящих в её состав народов.

Б. К основным принципам государственной национальной политики в России относится ограничение прав буддистов и мусульман по признаку религиозной принадлежности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

25. К позитивным функциям социальных конфликтов относится

1) дезорганизация социальной жизни

2) создание стрессовых ситуаций

3) стимулирование социальных изменений

4) разрушение социальной системы

26. В школе возник конфликт между директором и учителем: учитель полагает, что директор предъявляет к нему завышенные требования, а директор убеждён, что учитель не желает работать в полную силу. Это пример конфликта

1) внутриличностного

2) межличностного

3) межгруппового

4) этнического

27. В затянувшемся конфликте между двумя банками генеральный директор А. выразил готовность решать возникшую проблему путем предоставления своему оп­поненту необходимой информации и помощи. Какое по­ведение во время конфликта иллюстрирует этот пример?

1) давление

2) психологическое насилие

3) физическое насилие

4) дружелюбие

28. Верны ли следующие суждения об условии, спо­собствующем успешному разрешению социальных конф­ликтов?

А. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является своевременный и точ­ный диагноз его причин.

Б. Условием, способствующим успешному разрешению социальных конфликтов, является обоюдная заинтересо­ванность конфликтующих сторон в преодолении проти­воречий.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

29. Эстетические нормы

1) закреплены в официальных документах

2) обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) представлены религиозными запретами и предпи­саниями

30. В книге «Поучение детям» великий князь Владимир Мономах наказывал отрокам: «Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться…». Этот фрагмент является примером

1) социального статуса

2) социальной роли

3) социальной санкции

4) социальной нормы

31. Древнегреческий писатель Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание — пример нормы

1) эстетической 3) нравственной

2) религиозной 4) правовой

32. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Все ценностные представления людей могут быть воплощены в правовых нормах.

Б. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

33. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это

1) социальный статус

2) социальный контроль

3) социальная норма

4) социальная санкция

34. 10 августа 1792 г. Законодательное собрание во Франции отрешило короля Людовика XVI от власти и заключило его в тюрьму. Это пример проявления санкций

1) формальных позитивных

2) формальных негативных

3) неформальных позитивных

4) неформальных негативных

35. Слава и почёт — это пример применения санкций

1) неформальных позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

36. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

37. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется

1) необходимостью

2) достоинством

3) свободой

4) ответственностью

38. Если человек сталкивается с гражданской необходимостью отвечать за свои действия, поступки, то это называется

1) выбором 3) ответственностью

2) свободой 4) достоинством

39. Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями характеризует

1) фатализм

2) волюнтаризм

3) объективный идеализм

4) диалектический материализм

40. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?

А. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается.

Б. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с самого человека на коллектив людей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

41. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется

1) конформистским 3) неформальным

2) девиантным 4) делинкветным

42. Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные необычные наряды. Это пример иллюстрирует поведение

1) соответствующее обычаям

2) нарушающее нормы права

3) негативное отклоняющееся

4) позитивное отклоняющееся

43. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Какое поведение иллюстрирует этот пример?

1) соответствующее традициям

2) позитивное отклоняющееся

3) соответствующее обычаям

4) негативное отклоняющееся

44. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

45. Социальная роль — это

1) социальное положение человека в обществе

2) изменение положения личности в социальной структуре

3) определённая модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих

4) права личности

46. Когда родители запрещают детям возвращаться домой после 11 часов вечера, контролируют процесс подготовки уроков, то они выполняют

1) социальное предписание

2) социальное обязательство

3) социальную роль

4) социальный заказ

47. Гражданин М. известен как тихий, добрый человек, готовый выполнять любые капризы своих родственников. При этом он является большим начальником и очень строг по отношению к подчинённым. Эта ситуация является примером

1) конфликта социальных ролей

2) межличностного конфликта

3) несовпадения статусов

4) десоциализации

48. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение только одной социальной роли.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

49. Определение: «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе» относится к понятию

1) адаптация 3) социализация

2) воспитание 4) образование

50. Процесс социализации индивида продолжается

1) с рождения до 7 лет

2) с рождения до 18 лет

3) с рождения до 30 лет

4) всю жизнь

51. К агентам первичной социализации относится

1) приходящая няня 3) милиционер

2) директор школы 4) священник

52. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека жизненных обстоятельств.

Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

53. Что характеризует репродуктивную функцию семьи?

1) воспитание детей в традициях семьи

2) опека над малолетними и престарелыми

3) воспроизводство населения

4) создание благоприятного психологического климата в семье

54. Принадлежность к семье К. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

1) эмоционально-психологическую

2) воспитательную

3) защитную

4) социально-статусную

55. Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

1) воспитательную

2) социального контроля

3) хозяйственно-бытовую

4) социально-статусную

56. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья является одним из институтов социализации подрастающего поколения.

Б. Основой семьи может стать брак или кровное родство.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2(В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 — В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

В1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.


Исторические типы стратификации















рабство


касты


...


классы


Ответ:                                                                                                 .

2. Запишите слово, пропущенное в схеме.







Черты ...



































язык нации, народности


общая историческая судьба


специфическая материальная и духовная культура


семейно-бытовое поведение


нормы повседневного поведения, этикет


3. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

Виды социальной мобильности

Наименование вида

Его сущность

Внутрипоколенная

Изменение статуса в рамках одного поколения

...

Географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»)


Ответ:                                                                                                 .


В2 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».

Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:                                                                                                 .

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:                                                                                                 .

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».

Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:                                                                                                 .


В3 1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

примеры социальной мобильности

Виды социальной мобильности

А) увольнение работника

Б) переход из православной религиозной группы в католическую

В) токарь стал инженером

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

1) вертикальная

2) горизонтальная


Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки социальных норм

Типы социальных норм

А) закреплены в принимаемых государственными органами актах

Б) обеспечиваются общественным мнением

В) основаны на понимании добра и зла

Г) обеспечены государственным принуждением

Д) обязательно имеют формаль­ную определённость

1) моральные

2) правовые



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д







3. Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из вто­рого столбца.

Примеры, иллюст­рирующие применение позитивных санкций

Позитивные санкции

А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

В) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за своё изобретение

Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

1) формальные

2) неформальные



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без про­белов и других символов).

А

Б

В

Г

Д







В4 1. Найдите в приведённом ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) уровень доходов

2) место в системе общественного производства

3) отношение к средствам производства

4) основные черты образа жизни

5) роль в общественной организации труда

6) социальный престиж

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                 .

2. Найдите в приведённом ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны

1) социальное происхождение

2) социальная революция

3) смена политического режима

4) уровень образования

5) гражданская война

6) социальный статус семьи

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                 .

3. Найдите в приведённом ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны

1) протекционизм в экономике

2) транснациональные корпорации

3) национализм в различных формах и проявлениях

4) таможенные союзы

5) самоизоляция

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:                                                                                                 .

В5 1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заклю­чении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчивают­ся разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец пове­дения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) Представляется, что именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрировать­ся в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трех-четырех лет.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4






В6 1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья — это основанная на                                 (1) и/или кровном родстве малая                                 (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными                                 (3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный                                 (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная                                 (5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинско­го обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определённых норм и                                 (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) ценность

Б) брак

B) социализация

Г) коллектив

Д) обязанность

Е) институт

Ж) родитель

З) группа

И) любовь

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятия „                               “ (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для                                 (2) главное основание объединения людей в одну                                 (3) — кровно-родственные связи и общее                                 (4) С возникновением государств появляются                                 (5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются                                 (6) — этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы“».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) происхождение

Б) племя

B) общность

Г) нация

Д) народ

Е) народность

Ж) национальность

3) раса

И) диаспора

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6








3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной                                 (1), т. е. сохранению сплочённости в обществе. Во-вторых, служат своеобразными                                 (2) поведения, сво­его рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных                                 (3). В-третьих, способствуют                                 (4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечива­ют                                 (5) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы-                                (6) и запрет».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A) стабильность

Б) санкция

B) эталон

Г) идеал

Д) контроль

Е) интеграция

Ж) предписание

3) управление

И) группа

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6




















Часть 3(С)

Для ответов на задания этой части (С1 — С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него.

Прочитайте текст и выполните задания С1— С4.

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. ...

Государство обязано и за счёт собственных ресурсов и путём создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоёмких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры. ...

Регулирование социально-экономических различий между социальными группам общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платёжеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. ...

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости. (Гончаров П. К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. — 2000, № 2. — С. 30–33)

С1 Опираясь на текст, укажите основные источники формирования российской модели социального государства.

С2 Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.

С3 Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

С4 Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

 

С5 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

3. Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.


С6 1.Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

С7 1. В своде законов Киевской Руси — «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о социальных отношениях в обществе и способах их регулирования.

2. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

3. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил кур­сы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

С8 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9 Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведённых высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением». (Р. Дарендорф)

2. «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами». (А. Фаржд)

3. «Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Бауэр)

4. «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений». (Г. Гусейнов)

5. «Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми». (И. Кон)

6. «Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл». (Г. К. Честертон)




27



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Социальные отношения. Тренировочные задания

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205452

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по теме: "Социальные нормы и конфликты". "
    ["seo_title"] => string(167) "mietodichieskiie-ukazaniia-k-samostoiatiel-noi-rabotie-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestvoznaniie-vkliuchaia-ekonomiku-i-pravo-po-tiemie-sotsial-nyie-normy-i-konflikty"
    ["file_id"] => string(6) "127088"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415270911"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  К ЗАДАНИЮ № 24   ЕГЭ   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
    ["seo_title"] => string(70) "trienirovochnyie-uprazhnieniia-k-zadaniiu-24-iege-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "275160"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452525390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Общестознание по теме: "Правовое регулирование общественных отношений". "
    ["seo_title"] => string(164) "mietodichieskiie-ukazaniia-k-samostoiatiel-noi-rabotie-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestoznaniie-po-tiemie-pravovoie-rieghulirovaniie-obshchiestviennykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "127121"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415273752"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(70) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-shkol-nikov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "152446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420841705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: "Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи". "
    ["seo_title"] => string(155) "mietodichieskiie-ukazaniia-po-vypolnieniiu-samostoiatiel-noi-raboty-po-tiemie-ekonomika-i-ekonomichieskaia-nauka-ekonomichieskiie-sistiemy-ekonomika-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "127083"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415269873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства